В исследовании (2004 – 2005 уч. года) приняли участие 56 учащихся 9 – х классов: 26 из 9 А класса (экспериментальный) и 30 из 9 Б класса (контрольный). Так как большинство учащихся 9 А класса планировали дальнейшее обучение в 10 классе гуманитарного профиля, поэтому именно данный класс был выбран в качестве экспериментального.
Для поведения исследования были использованы:
1. Наблюдение. Данный метод даёт информацию об уровне сформированности познавательного интереса (ПИ):
а) программа наблюдений за уровнем сформированности ПИ у учащихся:
- как реагирует ученик на новые факты, занимательные явления, фигурирующие в информации?
- проявляет ли интерес к фактическому содержанию учебного материала;
- проявляет ли интерес к самой сути явления?
- любит ли выполнять задания, требующие догадки, самостоятельного поиска?
- умеет ли для решения тех или иных задач привлекать имеющиеся знания, активно оперировать ими?
- интересуется ли установлением причинно-следственных связей между явлениями, стремится ли к выявлению закономерностей, общих принципов явлений?
- любит ли выполнять задания исследовательского, творческого характера?
- проявляет ли интерес к поиску новых способов решения, к совершенствованию известных способов?
- деятельности какого характера: репродуктивно-фактологического, описательно-поискового или творческого - ученик отдает предпочтение?
б) программа наблюдений за протеканием познавательной деятельности:
- может ли ученик сосредоточить свое внимание на объекте деятельности?
- часто ли отвлекается при выполнении задания?
- стремится ли преодолевать трудности, возникающие при выполнении задания?
- пробует ли различные пути для разрешения трудной задачи?
- стремится ли завершить начатое дело во что бы то ни стало или бросает его, столкнувшись с препятствиями?
- реагирует ли при выполнении задания на посторонние раздражители: музыку, голоса, шум и т.п.;
- как реагирует ученик на звонок с урока?
В результате наблюдений делается вывод об уровне развития у ученика ПИ.
|
2. Беседа поможет уточнить и углубить знания учителя о наличии и степени сформированности у учащихся ПИ:
Вопросы для беседы с целью выявления интересов учащихся:
- какие предметы тебе больше всего нравятся?
- почему тебе нравится именно этот предмет?
- расширяешь ли знания по любимому предмету (кружок, факультатив и т.п.)?
- какие книги читаешь по этому предмету?
- давно ли стал интересоваться им?
- какие отметки по этому предмету? и др.вопросы.
В результате беседы можно сделать вывод о наличии интереса к какому-либо предмету, степени его глубины и устойчивости.
3. Анкетный метод поможет учителю судить об уровне сформированности ПИ:
· Методика изучения отношения к учебному предмету (по Г.Н. Казанцевой)
Раздел 1
Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:
А. любимые
Б. нелюбимые
Раздел II
Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.
Люблю предмет, потому что
1. Данный предмет интересен.
2. Нравится, как преподает учитель.
3. Предмет нужно знать всем.
4. Предмет нужен для будущей работы.
5. Предмет легко усваивается.
6. Предмет заставляет думать.
7. Предмет считается выгодным.
8. Требует наблюдательности, сообразительности.
|
9. Предмет требует терпения.
10. Предмет занимательный.
11. Товарищи интересуются этим предметом.
12. Интересны отдельные факты.
13. Родители считают этот предмет важным.
14. Хорошие отношения с учителем.
15. Учитель часто хвалит.
16. Учитель интересно объясняет.
17. Получаю удовольствие при изучении.
18. Знания по предмету необходимы для поступления в вуз.
19. Предмет помогает развивать общую культуру.
20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире.
21. Просто интересно.
Не люблю предмет, потому что
1. Данный предмет не интересен.
2. Не нравится, как преподает учитель.
3. Предмет не нужно знать всем.
4. Предмет не нужен для будущей работы.
5. Предмет трудно усваивается.
6. Предмет не заставляет думать.
7. Предмет не считается выгодным.
8. Не требует наблюдательности, сообразительности.
9. Предмет не требует терпения.
10. Предмет не занимательный.
11. Товарищи не интересуются этим предметом.
12. Интересны только отдельные факты.
13. Родители не считают этот предмет важным.
14. Плохие отношения с учителем.
15. Учитель редко хвалит.
16. Учитель неинтересно объясняет.
17. Не получаю удовольствие при изучении.
18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступления в вуз.
19. Предмет не способствует развитию общей культуры.
20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире.
21. Просто неинтересно.
Раздел III
Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.
1. Это мой долг.
2. Хочу стать грамотным.
3. Хочу быть полезным гражданином.
|
4. Не хочу подводить свой класс.
5. Хочу быть умным и эрудированным.
6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.
7. Хочу научиться самостоятельно работать.
8. Все учатся, и я тоже.
9. Родители заставляют.
10. Нравится получать хорошие оценки.
11. Чтоб похвалил учитель.
12. Чтобы товарищи со мной дружили.
13. Для расширения умственного кругозора.
14. Классный руководитель заставляет.
15. Хочу учиться.
Проанализировав результаты данных методик, было выявлено, что предмет русский язык из основных предметов (русский язык, литература, математика, география, биология, история) занимает последнее место. В анкете были названы возможные мотивы изучения русского языка или фиксировалось отсутствие интереса к предмету. Кроме этого, учащиеся отвечали на вопрос: Зачем, по вашему мнению, нужно изучать русский язык? Необходимо было подчеркнуть соответствующие мотивы. Всего их было предложено 15, объединённых в две большие группы: а) познавательные мотивы, связанные с учебной деятельностью и процессом её выполнения;б) социальные мотивы, относящиеся к различным взаимодействиям ученика с другими людьми – родителями, товарищами по классу, формированием гражданских качеств, профессиональных интересов и др. Для более подробного анализа мотивационной сферы возможные ответы были разделены на подгруппы: познавательные мотивы – на широкие познавательные и учебно-познавательные, а социальные – на широкие и узкие.
Выяснилось, что мотивы изучения русского языка постепенно изменяются от класса к классу. Если в VI-VII классах преобладают широкие познавательные мотивы, связанные со стремлением узнать новое, с интересом к русскому языку, к изучению предмета, познанию разнообразных фактов, то в старших классах чаще всего эти мотивы уступают место социальным.
Таблица 1.
Итоги экспериментального исследования.
Результаты, полученные по методикам | Данные по классу | |||
Экспериментальный (9А) | Контрольный (9Б) | |||
Распределение по уровням (в %) | низкий | |||
средний | ||||
высокий | ||||
Анкета Казанцевой на выявление | внешней учебной мотивации | |||
внутренней учебной мотивации | ||||
Уровень развитости воображения | 0,54 | 0,26 | ||
Таблица2.
Количество учащихся, интересующихся предметом «Русский язык» (в %)
Класс | Количество учащихся | % |
9 А | ||
9Б | 56,6 |
II этап исследования.