Методика преподавания раздела «Культура речи» в базовом курсе русского языка.




Необходимость изучения темы «Культура речи»

В 2005 – 2006 учебном году начала работать со старшеклассниками по учебнику по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» для 10 – 11 классов авторов А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, издаваемого издательством «Просвещение» с опорой на учебное пособие для 9 – 11 классов общеобразовательных школ Введенской Л.А., Пономаревой А.М. «Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование». – Ростов – на – Дону.

Сегодня обучение русскому языку происходит в сложной социокультурной ситуации: отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессиональный сленг, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи. Формирование необходимых качеств современного человека, а также качественное «преобразование» информации в знания невозможно без изучения курса «Культура речи». Владение культурой речи – успех в обществе, авторитет, перспектива продвижения по работе.

Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (а именно это до сих пор преобладает в школьной практике), но, прежде всего - воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Именно поэтому при обучении русскому языку углубляется лингвистическая составляющая курса русского языка, развивается коммуникативный подход, идут поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов, возникают дополнительные курсы риторики, стилистики и культуры речи.

 

 

Система заданий по русскому языку, способствующая формированию познавательных интересов учащихся на уроках русского языка

Одной из образовательных целей практически каждого урока русского языка является формирование у школьников умения передавать собственные мысли, чувства, переживания в устной и письменной форме.

В связи с тем, что информация в своём законченном виде передаётся через оформленный текст, то центральное место на уроке, естественно, занимает текст, малый, большой – в зависимости от формы урока, особенно на той стадии изучения лингвистического материала, когда нужно показать роль грамотного письма в коммуникации.

Главное в работе с текстом в нашем понимании - это сосредоточение внимания учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы, поэтому преобладающим видом деятельности в данной технологии является

Анализ текста.

Примерные задания для анализа текста любого типа речи:

1. Докажите, что вам предложен для разбора именно текст.

2. Озаглавьте его. Предложите варианты, содержащие в заглавии тему (идею) текста.

3. Составьте план текста (простой, сложный).

4. Проанализируйте композиционное строение.

5. Исследуйте типологическую структуру текста.

6. Определите стиль текста, докажите свою точку зрения.

7. Определите способ и средства связи предложений в тексте.

8. Проанализируйте языковое оформление текста, цель использования тропов, стилистических фигур.

9. Дайте субъективную оценку тексту.

 

Этот вид работы должен быть систематическим - обязательное условие нашей технологии. Эксперимент показывает, что следует предлагать для работы тексты с разной стилистической и типологической принадлежностью, смешанного типа (на выбор учащихся). Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на формирование познавательного интереса у старшеклассников. Организованная работа с текстом должна вести к непроизвольному запоминанию образцовых текстов.

 

Другим эффективным средством создания повышения интереса учащихся на уроке является система

ситуативных упражнений,

которые моделируются в зависимости от образовательных целей учебного занятия.

На уроках развития речи детям, например, предлагается исходный текст сочинения об экскурсии и комплекс следующих ситуативных заданий:

Ø представьте, что вы были на экскурсии в городе Благовещенске;

Ø переработайте сочинение так, чтобы читателю было ясно, что экскурсия была интересной, что она удалась, что ребята захотят ещё раз отправиться в эту поездку;

Ø подумайте, какие подробности следует опустить, о чём рассказать ярче и полнее, как лучше назвать сочинение.

Приведём и другие примеры ситуативных упражнений.

Ø По аналогии с сюжетными картинками «Возвращение блудного сына» придумайте свою историю в современном варианте. Представьте, что вы её рассказываете в кругу своих знакомых или друзей.

Ø Вам поручили провести дискотеку на вечере выпускников… Ваши действия?

Ø В школу впервые приезжает команда баскетболистов из Хабаровского края. В связи с этим объявляется конкурс на лучшего экскурсовода со следующим заданием: проведите экскурсию по школе, постарайтесь описать картину ярко, образно и доступно, объясните, что вам нравится в «родном доме» и какие места заслуживают большего внимания?

 

Обязательным условием работы с текстом является



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: