Научно – исследовательская работа
«Формирование познавательных интересов старшеклассников
на факультативных занятиях по маркетинговым исследованиям».
Введение
Актуальность исследования
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность учащегося как будущего активного деятеля, что в свою очередь актуализирует потребность в личностно – ориентированном образовании, исходным моментом которого является создание условий для проявления субъективности учащегося и, в частности, формирования познавательного интереса. Потребность познать мир, объединить представления о себе и мире; освоить общекультурные человеческие ценности с целью обоснования собственной жизненной концепции - это характерные черты старшего школьного возраста; познавательный интерес для этого периода имеет специфические особенности.
В условиях модернизации образования не мало важную роль в формировании необходимых ЗУН (знания, умения, навыки), а также качеств личности учащегося играет изучение маркетинговых исследований. Одной из основных задач маркетинговых исследований является - изучить и понять, что хотят сказать люди, и почему. Что дает формирование у учащегося высокой степени развития речевых, логических и коммуникативных умений, самостоятельности мышления.
Одним из средств решения данной задачи является создание на факультативных занятиях по маркетинговым исследованиям таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.
|
Существует достаточно много работ по формированию и развитию познавательных интересов учащихся. Чаще всего можно столкнуться с рекомендациями общего характера, с выделением и перечислением различных условий и факторов, влияющих на познавательную активность учащихся. Бесспорно, каждый учитель должен стремиться к созданию таких условий на занятиях, но на то, чтобы разработать каждый урок, каждую тему с учетом этих факторов уйдет очень много времени и сил. Тем не менее, проведем диагностику уровня сформированности познавательного интереса у старшеклассников средней общеобразовательной школы.
Объект исследования – познавательные интересы старшеклассников средней общеобразовательной школы на факультативных занятиях на тему маркетинговые исследования.
Предмет исследования - методика преподавания отдельных тем курса, оказывающих влияние на формирование познавательных интересов учащихся на занятиях.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки методики преподавания отдельных тем и системы заданий, оказывающих влияние на формирование познавательных интересов учащихся на занятиях.
Цель исследования – сформировать познавательные интересы старшеклассников на факультативных занятиях в средней общеобразовательной школе через систему заданий по отдельным темам курса.
|
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой обучение маркетинговым исследованиям будет более эффективным, если буду использовать разработанную систему заданий, способствующую формированию познавательных интересов учащихся на факультативных занятиях.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавательных интересов старшеклассников.
2. Разработать систему заданий, способствующую формированию познавательных интересов учащихся на факультативных занятиях по маргетинговым исследованиям.
3. Провести экспериментальную работу по проверке эффективности разработанной методики.
Методологическая основа - Лыскова, Дмитриева, Г.И. Щукина, Карякин
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений используются следующие методы:
- методы теоретического исследования: анализ, синтез.
- методы эмпирического исследования: изучение психологической,
педагогической литературы, наблюдение, анкетирование учащихся, эксперимент.
Опытно - экспериментальная база исследования
Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.