Дружба, найденная на помойке....




Не так давно жительница Царского Села, вынося мусор на помойку, нашла там альбом, наполненный, в основном, старыми видовыми открытками. Вероятно, его владелица умерла, и вещи, не представлявшие ценности, были выброшены. Но альбом воспринимался, как часть чьей-то личной жизни, а потому его нахождение на помойке казалось неправильным. Поэтому женщина забрала его оттуда, предполагая рассмотреть его содержимое повнимательнее и, может быть, понять его историю.

 

 

Действительно, история, которая встает из этого альбома, интересна, хотя не уникальна, а наоборот, скорее типична. Она может напомнить о детстве и ранней молодости многим людям, которым сейчас около шестидесяти, и чья юность выпала на 1960-е годы: время оттепели, оптимистического энтузиазма и детской дружбы по переписке - общения между пионерами разных (в основном, социалистических) стран.

 

Альбом содержит около восьмидесяти открыток, большинство из которых – виды Праги и некоторых других мест Чешской Республики, тогдашней Чехословакии. Они были присланы чешской девочкой своей русской подруге по переписке. К большому сожалению, большинство открыток – чистые: без текста, без марки, без почтового штемпеля, без адреса. Ясно, что они прилагались к письму и вместе с письмом вкладывались в почтовый конверт. Самих писем на помойке не оказалось, а несколько найденных пустых конвертов были без содержимого и с оторванными марками. Поэтому точно датировать переписку и узнать подробности не представляется возможным, хотя единичные уцелевшие записи, марки и почтовые штемпели все-таки помогают определить период переписки.

На двух открытках сохранились имена и адреса корреспондентов: Милуша Пиларова жила сначала в местечке Новы Грады в Южной Чехии, а потом переехала в Прагу. Наташа Куракина тоже меняла адрес: в начале переписки она жила в поселке Песочный под Сестрорецком, в Ленинградской области, а потом переехала в город, на улицу Белинского.

 

Дата самого раннего сохранившегося почтового штемпеля – 1960 год. На двух из четырех сохранившихся почтовых марок – виды замков Карлштейн и Пернштейн из серии «Крепости и замки» выпущенной в том же 1960 году (1101-1108). На третьей – цикламены из серии «Цветы», выпущенной тогда же (Каталог Скотта 1013-1018). На четвертой - Антонин Новотный, первый секретарь ЦК КПЧ в 1953—1968 годах и Президент Чехословакии в 1957—1968 годах. Поэтому условно датируем начало переписки 1960 годом.

Можно предположить, что Милуше было тогда 10-12 лет, то есть, она родилась около 1950 года. Представляется, что Наташа была чуть постарше: альбом, в котором хранились открытки, имеет дарственную надпись – он был подарен ей друзьями (или родственниками) к дню рождения 23 марта 1954 года. Надо думать, что такой подарок мог быть сделан девочке, которой уже не меньше 7-10 лет, и, следовательно, она родилась около 1945-1947 года.

 

Милуша пишет по-русски – естественно, что русский язык преподавался тогда во всех чешских школах. Переписка позволяла применить его к практике. Многие открытки имеют традиционную надпись «Наташе от Милуши », или «Дорогой Наташе от подруги Милуши ». Одна из первых открыток, посланных из Нове Града, имеет подпись: «Здесь живу. Здесь мой родной дом ». На черно-белом фото – панорама городка с высоты птичьего полета, с башней готического костела св.Петра и Павла на горизонте.

 

 

Нове Грады находятся на юге Чехии, недалеко от австрийской границы. Среди достопримечательностей городка – ратуша эпохи Ренессанса и замок XIII века, оба запечатленные на двух других открытках. Ратуша не изменилась с 1960 года. Замок в 1960 году использовался как кинотеатр, а затем был перестроен внутри для сельскохозяйственной школы, которая расположилась в замке и занимала его вплоть до 1990-х годов. Только в 2001 году он был внесен в список национальных культурных памятников и открыт для посещения.

 

 

 

 

Фотографии новеградских достопримечательностей были сделаны А. Мишковским (Ing. A. Miškovsky) и Владимиром Хьюликом (Vladimir Hyhlík). Второй фотограф родился в 1925 году и всю свою жизнь посвятил фотодокументации памятников национальной истории и культуры. С 1958 года он работал в Государственном институте охраны исторических памятников и природы, где возглавлял фотолабораторию. Его фотографии сопровождают профессиональные и популярные публикации об историческом наследии страны, украшают книги и брошюры о чешских замках и исторических городах.

 

Кажется, что в том же 1960 году Милуша переехала в Прагу, на Салмовскую улицу, неподалеку от Карловой площади. На открытке с видом на Пражский Град из Летнего дворца королевы Анны написано: «Дорогой Наташе от Милуши. Прага. 16 июня 1960 г.»

 

 

Короткие послания, имеющиеся на единичных открытках, позволяют заглянуть в жизнь и школьные занятия чешской девочки. Хотя они и содержат трогательные ошибки, типичные для носителей чешского языка, видно, что уроки русского не пропали зря и пошли на пользу: «Дорогая Наташа! Спасибо тебе за поздравляние к Новому году. Я пишу тебе на большой вид Праги. В Праге есть сейчас погода теплая. Снега и леда нет. О чем вы сейчас учитесь? Мы учились о большой ческой писателке Божене Немцове. Она писала красивые книги и сказки. Наташа, получила ты мое письмо, которое я тебе писала к Новому году? Напиши. С приветом, твоя Милуша». (Сохранена орфография оригинала)

 

На пражских открытках – панорамы Праги с высоты птичьего полета, Пражский Град и собор святого Витта, Врбовы и Вальдштейновы сады, Староместская площадь и памятник Яну Жижке на горе Витков, Национальный театр и его сцена c торжественной надписью «Народ – себе» и знаменитым занавесом с аллегорической сценой «Самоотверженность народа при строительстве театра» исполненным по эскизу Войтеха Гинайса в 1883 году и украшающим театральный зал и сегодня.

 

 

Большинство открыток – черно-белые, но есть и несколько цветных. Среди них – виды на Пражский град от Национального театра; на собор св. Витта из Королевского сада; на Староместскую площадь с башнями церкви Девы Марии Тынской; на Штернбергский дворец на Градчанах, в котором тогда размещались казармы гвардии Пражского Града. Ныне он является филиалом Национальной галереи, и здесь располагается экспозиция европейского искусства от античности до эпохи барокко.

 

 

 

 

Открытки позволяют увидеть, как изменился облик города за прошедшие полвека. Так, в отличие от многих европейских городов, в Праге и сегодня сохраняется трамвай, как важный и удобный вид городского транспорта, но он больше не ходит по улице На Пршикопе и под Пороховой башней, как это поймал объектив фотографа в начале 1960-х годов. Карлов мост тоже давно стал исключительно пешеходной зоной.

 

 

 

Некоторые открытки задокументировали и идеологические изменения. Так, в альбоме есть открытка с видом на неоренессансное здание на Рытиржской улице 29, построенное в 1890-х годах по заказу Городского сберегательного банка Праги. В оформлении фасадов и внутренних помещений банка принимали участие крупнейшие художники и скульпторы эпохи: Йозеф Мысльбек, Микулаш Алеш, Франтишек Женишек. Однако, для Милуши это был не банк, а музей Клемента Готтвальда, который располагался в здании с 1953 года до Бархатной революции в 1989 году. В списке музеев мира, изданном в 1975 году, обозначена тема музея: «История марксизма-ленинизма и установления социализма в Чехословакии. Включая роль, сыгранную Клементом Готтвальдом».[1] После упразднения музея Клемента Готтвальда здание было передано Чешскому сберегательному банку, как правопреемнику первоначального муниципального банка. Помещениям была возвращена их первоначальная цель, а здание внесено в список важнейших памятников культуры. Есть среди открыток и вид на нарядный барочный дворец на Гибернской улице, бывший Лосинский дворец или дворец Кинских, известный сегодня как Народный дом. Для Милуши же – это музей Ленина. Действительно, в 1912 году в одной из комнат дворца проходила конференция Социал-демократической партии России во главе с В.И.Лениным. В 1948 году с балкона этого дворца Клемент Готтвальд объявил о полной победе коммунизма. В 1951-1952 годах дворец был перестроен под нужды музея Ленина. В двадцати залах экспонировалось около 17.000 экспонатов, иллюстрирующих жизнь Ленина и деятельность социал-демократической партии. Как и музей Готтвальда, музей Ленина закрылся в 1989 году, а здание было возвращено социал-демократической партии, после ее нового основания в 1990 году.

 

 

Полагаем, что Милуша выезжала из Праги на экскурсии – или со школой, или с родителями. Среди открыток есть вид замка Звиков с пояснительной подписью: «Открытка из замка Звиков на реке Влтаве у плотины Орлицкой». Прозвище замка Звиков, основанного в XIII веке – «король чешских замков». После окончания династии Пршемыслидов, основавших его, замок несколько раз переходил из рук в руки, и в ХХ веке принадлежал семье Шварценбергов. Он был национализирован в 1947 году и с 1950 года является государственным замком. Сегодня он открыт для публики, но вряд ли Милуша могла увидеть его интерьеры: капитальные реставрационные работы начались только в 1970 году и велись десять лет. Не случайно она упоминает Орлицкую плотину: она была построена в 1954-1962 годах, то есть не замок, а плотина тогда была новинкой и главной достопримечательностью места.

Еще одна открытка запечатлела романтический замок Глубока над Влтавой. Основанный в XIII веке, он перестраивался несколько раз в соответствии со вкусами и модой разных эпох, и приобрел свой нынешний вид в середине XIX века, когда его тогдашний владелец Иоганн Адольф Шварценберг перестроил его в стиле замка Виндзор в Англии. В 1940 году гестапо конфисковало замок у владельцев. После войны, в 1947 году, все владения Шварценбергов были национализированы. Замок был открыт для публики, а с 1956 года в манеже замка разместились экспозиции Южночешской художественной галереи. Можно думать, что Милуше удалось их увидеть.

 

Понятно, что открытки издавались огромными тиражами и даже сегодня, спустя полвека, не являются редкостью. Не имеют они и значительной денежной стоимости. Но большинство из них – это работы высокопрофессиональных и даже выдающихся чешских фотографов. Среди авторов пражских фотографий - Иржи Еничек (Jiří Jeníček, 1895-1963), участник Первой мировой войны, теоретик фотографического искусства, участник многих международных выставок и автор нескольких альбомов художественной фотографии, в том числе – «Храм святого Витта в образах» и «Солдаты в горах» (1947). Он – автор книги «Фотография как взгляд на мир и жизнь, а также на технику и композицию, связанный с размышлениями о фотографии» (Fotografie jako zření světa a života a také technikou a kompozicí se zabývající uvahy o fotografii).Карел Плицка (Karel Plicka, 1894 – 1987) – фотограф,кинорежиссер, фольклорист и педагог, считается основателем преподавания кинематографии в Словакии. Благодаря его усилиям, в стране был создан и развит жанр этнографического фильма. Йозеф Эхм (Josef Ehm,1909–1989) считается ведущим чешским фотографом. Много лет он преподавал в Государственной школе графического искусства в Праге и был издателем журнала «Фотографический обзор» (Fotografický obzor). Его фотографии сопровождали ряд искусствовведческих изданий, таких как книги о скульпторах Й.Мысльбеке и Фердинанде Брокове, о чешской готической скульптуре, чешском готическом искусстве и искусстве барокко. В 1982 году он передал все фотографии, сопровождавшие эти издания, Институту искусствоведения Чешской Академии Наук. Далибор Кузак (Dalibor Kusak, 1917-) учился в графической школе в Вене. В 1967 году его плакат завоевал первое место на международной выставке в Токио. Он запечатлел многие памятные места страны, но особенно популярной стала его книга об Альфонсе Мухе,написанная в соавторстве с Мартой Кадлечиковой, опубликованная впервые в 1994 году и с тех пор выдержавшая множество переизданий. Почти все открытки изданы в издательстве Орбис, начавшем свою историю в 1921 году как небольшая типография, и бывшем в 1948-1992 году известным и уважаемым издательством, специализировавшимся на научных и популярных изданиях в области культуры, искусства и истории. Профессиональные фотографы постоянно сотрудничали с этим издательством, а некоторые были в его штате, как, например, Мирослав Корб, бывший долгое время редактором в Орбисе. Представляется, что принцип издания открыток тоже говорит довольно много об атмосфере 1960-х - оптимизме и желании познакомить большой мир со своей страной. На обороте открыток названия достопримечательностей стандартно даются на пяти языках: чешском, русском, немецком, английском и французском. Некоторые открытки сопровождаются не только названием места, но и краткой информацией о нем, как, например, вид замка Глубока: «Глубока над Влтавой - государственный замок. Значительное южночешское поселение, основанное на возвышенности над рекой Влтавой, было известно уже в 13 веке благодаря богатству его ренессансного замка, предшествующего нынешнему неоготическому облику. Выставочный комплекс, построенный в 1841-71 годах, является сегодня государственным замком с богатыми коллекциями и галереей, открытой для публики». Естественно, что девочки не только обменивались видами своих городов, но имели и другие интересы, свойственные возрасту. В альбоме нашлась открытка с кадром из универсально любимого в Чехословакии кукольного мультфильма «Шпаличек» (Чешский год) известного художника-иллюстратора и режиссера мультипликационных фильмов Иржи Трнки (1912-1969). Его работа в мультипликации началась в 1946 году, и «Шпаличек» стал его первым полнометражным (75 мин.) мультипликационным фильмом. Он принес мастеру три престижные международные премии и международную известность. Естественным поводом для писем были и общие праздники. Хотя сегодня мы знаем, что женский день 8 Марта отнюдь не был таким «международным», как нам представлялось, девочки радовались ему в обеих странах. Праздник отмечали в Чехословакии, хотя поздравительные открытки, присланные Милушей к 8 Марта, по своим сюжетам и уклончивой надписи «Сердечные пожелания» отлично подходят и к пасхе. На открытке с почтовым штемпелем 1966 года читаем: «Дорогая Наташа! Поздравляю тебя с Международным женским днем. Желаю больших успехов в жизни, учебе, работе. Всего наилучшего твоей дорогой мамочке.С приветом, Милуша и моя мама». Среди рождественских/новогодних открыток – не только профессиональные «зимние» художественные фотокомпозиции, но и рисованные зимние пейзажи художников-графиков Франтишека Шкоды (1931-1988) и Зденека Балоуна (1941-) František Škoda Zdenek Baloun Франтишек Шкода – уроженец города Йичин, лежащего в области удивительной природной красоты – Чешском Раю. Он учился в Йичине и Праге и впервые представил свои работы на выставке в Либени в 1951 году. Истоки его творчества лежат в Чешском Раю, и, по словам его друзей и коллег, его рисунки – это искренний рассказ о его кровных отношениях с родиной. Он знал скалы, леса и луга своего любимого края, чувствовал ход времени и следил за сменой сезонов. Шкода иллюстрировал много детских книг, как художественных, так и учебников. Его рисунки экспонировались на выставках во многих городах Чехословакии, включая Прагу и Брно. Иллюстрации Шкоды к «Цветам зла» Шарля Бодлера, были выставлены в муниципальной библиотеке Йичина после смерти художника, в ноябре 2004 года. Зденек Балоун родился в Йиндржиховом Градце. Родители первыми заметили его талант к живописи. В возрасте 10 лет он переехал с родителями в Прагу и два года учился у известного художника Макса Швабинского (1873-1962). Занятия прекратились, когда отца Зденека перевели на работу в Ческе Будейовице в 1954 году. В том же году отец скоропостижно умер, и после смерти отца трудное материальное положение не позволило Зденеку отдаться изучению живописи. Всю жизнь Балоун работал сварщиком, а писал для души, в свободное время. Хотя он живет в Ческе Будейовице, родной город, Йиндржихов Градец, остается для него источником вдохновения. В 2016 году вышла из печати его книга «BEJVÁVALO» (Доброе старое время), посвященная памяти его деда, шорника и скорняка в Йиндржиховом Градце. Книга доводит читателя до конца Второй мировой войны и вводит в дом, где родился Зденек. В нее включено больше 20 видов города, исполненных автором.На открытке с зимним пейзажем Балоуна – поздравление: «Посылаю тебе дополнительный привет: много счастья тебе и твоим родителям в Новом году». Есть в альбоме и оригинальный рисунок, возможно, самой Милуши, с изображением зимней деревни. Он был послан Наташе к Новому 1964 году. На обороте читаем: «Моя дорогая Наташа! Поздравляю тебя с Новым годом. Желаю больших успехов в учебе, жизни. Много счастья и радости в 1964 годе. Тоже родителям и брату. До свидания. Дружба! Радость! Красота! Любовь! Очень жаль, что нам неизвестно, о чем писала и что посылала Наташа своей чешской подруге. Время их переписки совпало со многими ключевыми событиями советской истории. В альбоме есть две открытки с фотографией Юрия Гагарина. Одна из них была издана 12 апреля 1961 года тиражом в 2 миллиона экземпляров. Надо полагать, что Наташа купила две таких открытки, для себя и для Милуши. Есть в альбоме и открытка с портретом Ленина – возможно, ответ на рассказ Милуши о музеях Готтвальда и Ленина в Праге. Последняя по дате открытка от Милуши – поздравление с Новым, 1967 годом. Предполагаем, что переписка и дружба оборвались в августе следующего, 1968 года, когда в Чехословакию были введены советские войска и в Прагу вошли советские танки... Открытки из альбома, найденного на помойке, провели нас через почти десять лет дружбы русской и чешской девочек. Они начали писать друг другу маленькими школьницами, а расстались - взрослыми девушками. О ходе времени и их взрослении говорят нам и две студийные фотографии Милуши, запечатлевшие ее в начале и в конце переписки. Вторая выполнена в фотостудии на Виноградах, в Праге. Обе имеют надпись на обороте «Наташе на долгую память. Милуша». И действительно, память оказалась долгой. Наташа хранила альбом всю свою жизнь. Детская переписка 1960-х годов оказалась реальным средством установления контактов и дружбы между детьми разных стран. Она осталась в прошлом, но сегодня она оборачивается новыми контактами, а иногда – и встречами с далекими друзьями своего детства.

 

 


[1] Kenneth Hudson, Ann Nicholls. Directory of Museums. Springer, 1975. P.95.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: