Деятельность предприятия и виды деятельности
На сегодняшний день ни один автомобиль не может обойтись без топлива, которое обеспечивается автозаправочной станцией. Современный автомобиль - пример неэкологического транспортного средства. Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой - выбрасывает в нее отработавшие газы, картерные газы, окиси углерода, окиси свинца, тем самым, влияя на окружающую среду, животный и растительный мир, в том числе и на человека. Поэтому объектом изучения данных проблем выбрана автозаправочная станция ИП.
Рабочий проект АЗС ИП разработан в соответствии с заданием на проектирование, утвержденным генеральным директором общества с ограниченной ответственностью и исходными данными для проектирования.
Состав производства - оборудование, назначение
Автозаправочная станция предназначена для заправки топливом автомобилей и других видов транспорта. АЗС позволяет расширить сеть автозаправочных станций в местах большой интенсивности движения и скопления автотранспорта.
АЗС изготавливается в исполнении пятой категории по ГОСТу 15150-69 для работы при температурах от - 400С до +400С.
Состав оборудования:
контейнер управления - 1 шт.
контейнер хранения топлива - 1 шт. на 16 м3
топливораздаточные колонки "Нара-27" М1Э
1 КЭД-50-0,25-2-1 ТУ 112,052-86 - 2 шт.
4) метршток МШС-4,05 ГОСТ 18987-73
5) мерник образцовый М2р-20-01м ГОСТ 8.400-80
6) огнетушитель химический пенный ОХП-10
ГОСТ 16005-70 - 6 шт.
Мощность и пропускная способность
максимальная пропускная способность - 500 автомобилей /сутки
количество резервуаров - 2 шт.
вместимость резервуаров - 8,6 м3 +0,025 - 0,045
количество заправочных постов - 2 шт.
|
топливораздаточное оборудование - колонка "Нара-27" М1Э - 2 шт.
Инженерное обеспечение
водоснабжение - не предусмотрено, вода привозная
канализация - не предусмотрено, уборная на улице
теплоснабжение - электрическое
электроснабжение - от существующей КПП 2х630 кВТ
Территория
При въезде на территорию автозаправку установлены:
дорожные знаки "Ограничение максимальной скорости" движения транспорта;
предписывающий знак "Обязательная высадка пассажиров" по ГОСТ 12.4.026 и другие.
Площадки АЗС покрыты асфальтом и бетоном, и обеспечивают удобный проезд автомашин к колонкам и сливным устройствам. Территория АЗС в темное время освещена в соответствии с существующими нормами. Имеется городской телефон и радиосвязь с органами местного управления и местную громкоговорящую связь.
АЗС имеет две колонки АИ-95, по одной колонке А-92 и дизельного топлива. На территории заправка осуществляется мелкий ремонт транспортных средств.
Основные виды выполнения работ
1. Для обеспечения бесперебойной эксплуатации АЗС в осенне-зимней период необходимо:
1. отремонтировать, опробовать и подготовить к эксплуатации системы отопления зданий и подогрева масел;
2. утеплить колодцы водопроводной системы и пожарные гидранты;
3. огнетушители перенести в отапливаемое помещение и вывесить плакат с надписью "Огнетушитель";
4. подготовить системы водостоков и очистных сооружений;
5. утеплить дверные и оконные проемы зданий;
6. законсервировать колонки "Воздух-Вода";
7. подготовить инвентарь для уборки территорий во время гололеда;
|
8. откачать воду из резервуаров, заготовить и просушить песок для противопожарных нужд и для посыпки площадок подъездных дорог при гололеде.
2. С наступлением осенне-зимнего периода необходимо:
пустить в эксплуатацию систему подогрева масел и отопления зданий;
своевременно очищать от снега сооружения, оборудование и площадки АЗС;
посыпать песком площадки и подъездные дороги при образовании гололеда.
3. По окончании зимнего периода необходимо:
1. принять меры, предотвращающие затопление территории АЗС и подъездных дорог к ним и всплытие резервуаров;
2. обеспечить надежную герметизацию резервуаров, исключающую попадание в них воды;
3. очистить от мусора и льда все колодцы приямки производственно-дождевой канализации;
4. снять утепления колодцев водопроводной сети и пожарных гидрантов;
5. провести техническое обслуживание огневых предохранителей и дыхательных клапанов резервуаров АЗС;
6. вынести из помещения огнетушители;
7. при необходимости, окрасить оборудование.
4. Включение и выключение системы подогрева масел.
Прием нефтепродуктов
1. Перед началом слива нефтепродуктов оператор обязан:
убедиться в исправности технологического оборудования и трубопроводов;
убедиться в исправности резервуара;
прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;
измерить уровень и температуру нефтепродукта в резервуаре;
убедиться, что двигатель автоцистерны выключен (при сливе самотеком или насосом АЗС);
отобрать пробу из цистерны и измерить температуру нефтепродукта в ней.
|
2. Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете. В товарно-транспортной накладной должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна.
3. Объем и масса нефтепродукта, принятого на АЗС из железнодорожной цистерны, определяются путем измерения уровня, плотности и температуры нефтепродукта в цистерне.
4. Нефтепродукты, доставленные на автозаправочную станцию в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. Оператор, принимающий нефтепродукт, должен лично убедиться в этом, осмотрев цистерны после слива.
В процессе приема нефтепродуктов, оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара нефтепродукта.
Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или под напором.
5. Во время слива не допускается движение автотранспорта на расстояние менее 8 метров от сливных муфт резервуаров АЗС.
6. Весь процесс слива нефтепродукта в резервуар АЗС из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС, который должен следить за герметичностью сливного устройства. При обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив.
Запрещается принимать нефтепродукты при следующих условиях:
неисправность сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны;
отсутствие или нарушение пломбировки на железнодорожной цистерне;
недостача нефтепродуктов;
содержание воды в нефтепродуктах;
присутствие в нефтепродукте других примесей и явное сомнение в соответствии качества нефтепродукта требованиям стандарта.
7. При отсутствии расхождения между фактически принятым количеством нефтепродукта и количеством, указанным в товарно-транспортной накладной, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой оставляет на АЗС, а три экземпляра возвращает водителю, доставившему нефтепродукты.
При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной, составляется акт на недостачу в трех экземплярах, из которых первый - прилагается к сменному отчету, второй - вручается водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.
8. Объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы и оператор АЗС определяют в присутствии представителя администрации нефтебазы измерением уровня, температуры до перекачки нефтепродукта и после нее, а также уровень подтоварной воды в резервуаре АЗС.
По окончании перекачки нефтепродукта задвижку на трубопроводе от предприятия до АЗС пломбирует представитель администрации предприятия, пломбир хранится у руководителя предприятия.
9. Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке.
10. При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор проверяет число поступивших мест и соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.
11. Количество принятых и проданных на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учета движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасных частей.
12. Отработанные нефтепродукты принимаются на АЗС без анализа. Слитые из картера двигателя непосредственно на станции отработанные масла принимаются как моторные (ММО), все прочие нефтепродукты - как смешанные (СНО).
13. АЗС, которые принимают отработанные нефтепродукты, должны быть оборудованы эстакадой, сборником и оснащены измерительными приспособлениями для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов.
Хранение нефтепродуктов
1. Нефтепродукты на АЗС хранятся в подземных и наземных металлических резервуарах и таре.
2. Все изменения в расположении резервуаров, колонок, трубопроводов и арматуры должны производиться в соответствии с документацией, утвержденной главным инженером предприятия, которому подчиняется АЗС, и вноситься в технологическую схему АЗС.
3. Уровень масла в заполненном резервуаре при подогреве должен поддерживаться на 150-200 мм ниже предельного.
4. Хранение легковоспламеняющихся жидкостей в мелкой расфасовке разрешается в количестве, необходимом для пятисуточной продажи, за исключением тормозной жидкости, запасы которой в торговом зале не должны превышать 20 бутылок.
5. Начальник или оператор АЗС должен ежедневно осматривать склады, проверяя состояние тары и упаковки.
6. Технические средства сбора отработанных нефтепродуктов должны обеспечивать их сохранность при хранении, транспортировке и приемо-сдаточных операциях.
Принятые отработанные нефтепродукты допускается хранить в любых маркированных и градуированных резервуарах, а также в бочках и бидонах.
Отпуск нефтепродуктов
1. Расфасованные в мелкую тару нефтепродукты выставляют в витрине для ознакомления потребителей с ассортиментом, ценой отпускает их оператор АЗС.
2. Оператор, отпускающий нефтепродукт, обязан:
следить за исправностью и нормальной работой колонок;
требовать от водителя заправляемого транспорта наблюдения за ходом заправки, не допуская переливов нефтепродуктов и нарушения правил пожарной безопасности на АЗС;
проверять наличие и исправность пломб по схеме, указанной в формуляре данной колонки;
поддерживать чистоту на территории и внутри помещения АЗС.
3. Проверка топливораздаточных колонок.
4. Топливо из образцового мерника при ежесменной проверке точности работы топливораздаточной колонки необходимо сливать в бак владельца автотранспортного средства, предварительно получив его согласие на слив, при этом заполнение мерника и проверка дозы осуществляются в присутствии водителя заправляемого автомобиля. Бензин из мерника, недолитого на величину, превышающую допустимого погрешность колонки, в бак автотранспортного не сливается. Колонку необходимо отключить и отрегулировать. Бензин из недолитого мерника следует слить в резервуар, оформив это актом с указанием причины и показаний счетчика колонки.
О результатах государственной поверки делают запись в паспорте и журнале учета ремонта оборудования.
5. Отпуск нефтепродуктов через колонку с погрешностями запрещается.
6. Весь автотранспорт заправляется нефтепродуктами в порядке очереди, за исключением автомобилей специального назначения (автомобили пожарной охраны, милиции, скорой помощи, хлебные и молочные, снегоуборочные, связи; автомобили, занятые междугородными перевозками грузов, рейсовые маршрутные автобусы), а также индивидуальных автомобилей инвалидов труда, участников войны. Автомобили, перевозящие скоропортящиеся продукты, заправляются вне очереди без ограничения.
7. Директор предприятия несет ответственность за бесперебойное обеспечение АЗС необходимым ассортиментом нефтепродуктов.
Начальник, мастер или старший оператор АЗС несут ответственность за своевременное представление заявок на завоз нефтепродуктов на АЗС.
8. Отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару запрещается.
9. Расчет за отпущенный нефтепродукт должен осуществляться через кассовый аппарат с выдачей чека, в котором указывается стоимость и количество нефтепродукта.
Используемые кассовые аппараты должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции.
3 Общие требования безопасности
На территории АЗС запрещено:
- Заправка транспортных средств с работающими двигателями;
- Проезд автотранспорта над подземными резервуарами;
- Работа в одежде и обуви, облитых бензином.
- Заправка транспортных средств (кроме легковых автомобилей), в которых находятся пассажиры;
- Заправка автомобилей, загруженных опасным грузом (взрывчатыми веществами, сжатыми и сжиженными горючими газами, ЛВЖ и ГЖ, ядовитыми и радиоактивными веществами и т.д.);
- Въезд на территорию АЗС и заправка тракторов, не оборудованных искрогасителями;
- Отпуска топлива раздаточными колонками, которые подключены к заполняемых резервуаров (при слив нефтепродуктов);
- Присоединение заземляющих проводников к окрашенных и загрязненных частей автоцистерны;
- Использование как заземлителей трубопроводов с ЛВЖ, ГЖ и горючими газами, а также других трубопроводов;
- Эксплуатация взрывозащищенного электрооборудования со снятыми деталями оболочки, в том числе крепежными, предусмотренными его конструкцией;
- Эксплуатация АЗС без переносного газоанализатора во взрывозащищенном исполнении.
4.Обеспечение охраны труда на АЗС
Источником загрязнения окружающей среды на АЗС являются испарения нефтепродуктов ("большие и малые дыхания"), а также выхлопы отработанных газов автотранспорта. Выбросы и сбросы вредных веществ допускаются на основе разрешения, выдаваемого органами Минприроды Российской Федерации.
Для уменьшения испарения нефтепродуктов следует:
· поддерживать в полной технической исправности резервуары и технологическое оборудование и обеспечивать их герметичность;
· регулировать дыхательные клапаны резервуаров на требуемое избыточное давление и вакуум и следить за их исправностью;
· оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;
· герметично закрывать сливные и замерные устройства, люки смотровых и сливных колодцев после приема нефтепродуктов и измерения уровня, температуры, плотности;
· не допускать переливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автомашин;
· сливать нефтепродукты из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт.
На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха согласно руководству по контролю источников загрязнения атмосферы. Частота и место отбора проб определяются приказом директора предприятия по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями (СЭС) и фиксируются в журнале лаборатории, проводящей отбор и анализ проб. Присутствие вредных веществ в воздухе рабочей зоны (пространство высотой до 2м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих) не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК) в мг/м3 по указанному стандарту:
· бензин топливный в пересчете на углерод 100
· масла минеральные (нефтяные) 5
· окись углерода 20
АЗС должна быть оборудована производственно-ливневой канализацией для сбора производственных и дождевых стоков. Разлившийся нефтепродукт собирают в сборник для отработанных нефтепродуктов, а площадку очищают сильной струей воды, направляя сток в канализацию. Сточные воды по производственно-ливневой канализации направляют на очистные сооружения, состоящие из колодца-отстойника, фильтра и колодца-сборника, или в накопитель сточных вод, из которого их вывозят на очистные сооружения других предприятий. Вопрос о наличии очистных сооружений или вывозе стоков решается в каждом конкретном случае.
Очистные сооружения эксплуатируют в соответствии с производственной инструкцией, составленной на основании требований типового проекта АЗС и "Инструкции по эксплуатации очистных сооружений нефтебаз, наливных пунктов перекачивающих станций и АЗС" и утвержденной руководством предприятия, которому подчиняется АЗС.
Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически запрещается.
Смену фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений, необходимо производить по мере необходимости.
Продукты зачисток резервуаров, осадки очистных сооружений, загрязненные фильтрующие материалы и прочие отходы производства, подлежащие захоронению или уничтожению, отводятся в места, определяемые решением органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны природной окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Необходимо систематически следить за чистотой канализационных колодцев, не допускать заиливания их выходов, не реже 2раз в год (весной и осенью) очищать и проводить внутренний осмотр действующего оборудования канализационной сети, колодцев и необходимый ремонт.О всех изменениях, проведенных на очистных сооружениях, необходимо делать запись в паспорте.
Обязанности специалиста по охране труда
1. Безопасная эксплуатация объектов, сооружений и оборудования АЗС обеспечивается выполнением требований межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций и законодательства по охране труда.
2. Общее руководство работой по охране труда возлагается на инженера по охране труда
3. При организации работ по охране труда на АЗС следует учитывать опасные свойства нефтепродуктов: испаряемость, токсичность, способность электризоваться, взрывопожароопасность
4. инженер по ОТ организует проведение первичных (при поступлении на работу) и периодических (в период трудовой деятельности) медицинских осмотров работников за счет работодателя в соответствии с Федеральным Законом от 17.07. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации(с изменениями от 20 мая2002 г., 10 января 2003 г., 9, 26 декабря 2005 г.)", При проведении этих осмотров руководствуются конкретными условиями труда на АЗС с учетом Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда.
5. При этом необходимо учитывать общие ограничения на тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, работы, запрещающие труд женщин и лиц моложе восемнадцати лет, в соответствии с Законом.
6. Все работники и специалисты, поступающие на АЗС или переводимые с одного объекта на другой, допускаются к самостоятельной работе после прохождения вводного инструктажа по охране труда, обучения, стажировки на рабочем месте и последующей проверки полученных знаний комиссией.
7. Перед выполнением работником разовой работы, на которую оформляется разрешение или наряд-допуск, инженер по ОТ проводит целевой инструктаж.
8. Все работники, допущенные к самостоятельной работе, проходят повторный инструктаж по правилам охраны труда, а также по применению противопожарных средств, средств индивидуальной защиты и защитных приспособлений с целью углубления и закрепления знаний. Повторный инструктаж для работников проводится ежеквартально, а для специалистов - не реже одного раза в полугодие.
9. Работники АЗС обеспечиваются инструкциями по охране труда, утвержденными в установленном порядке.
10. Инструкции разрабатываются как для отдельных профессий, так и на отдельные виды работ, на основе типовых инструкций по охране труда, эксплуатационной и ремонтной документации предприятий-изготовителей оборудования, конкретных технологических процессов.
11. Всем работникам необходимо знать и выполнять действующие инструкции, правила охраны труда и пожарной безопасности в объеме возложенных на них обязанностей.
12. Работники АЗС докладывают своему непосредственному руководству о замеченных ими нарушениях и неисправностях оборудования, механизмов, приспособлений и инструментов, утечках нефтепродуктов и их паров, нарушениях правил и инструкций.
13. Работники АЗС обеспечиваются согласно установленным перечням и нормам средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, спецобувью и, при необходимости, специальными приспособлениями.
14. Применяемые на АЗС средства защиты от поражений электрическим током должны подвергаться периодическим испытаниям в соответствии с установленными нормами. Пользоваться неисправными защитными средствами и предохранительными приспособлениями не разрешается.
15. На АЗС находится аптечка с набором необходимых медикаментов для оказания первой помощи пострадавшим.
16. Весь персонал АЗС обучается способам оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
17. Расследование и учет несчастных случаев, а также нарушений правил охраны труда проводятся в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством с выявлением причин и принятием мер по их предотвращению.