Введение в специальность: билеты.




1. В чем заключаются основные отличия научной психологии от житейской?
Научная: Имеет теоретическую базу - систематизированные обобщенные представления; Опирается на метод научного познания позволяющей применять знания на практике.
Житейская: Опирается на житейский психологический опыт данные; Использует интуицию и субъективные выводы; Дает конкретные указания.

2. Каковы основные задачи работы практического психолога?
Психологи-практики стремятся на основе известных общих психологических закономерностей прийти к пониманию индивидуальных особенностей конкретного человека или группы. Ориентированы не на исследование психики, а на работу с психикой; основные методы: психотерапия, психологическая-консультация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов.

3. Опишите основные этапы работы практического психолога. Какие задачи решаются им на каждом из этапов?
ЗАДАЧИ:
А) Выявление психологических характеристик конкретного человека, групп.
Б) Выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной проблеме.
В) Оказание психологической помощи в решении клиентом различных психологических проблем.
Г)Содействие государственным, общественным предпринимательским организациям в аффектном использовании психологического фактора при решении каких-то задач.
Д) Социально-психологическое сопровождение труда и науки клиентов.
Е)Пропаганда психологических знаний и повышение тихой культуры людей.
Ж) Опитимитизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.
ЭТАПЫ:
1. Психолог получается заказ от заказчика на основании которого составляет программу работу, договаривается о распределении прав между психологом, заказчиком и клиентом.
2. Психолог выбирает адекватные задачи концепции, методы работы и т.д.
3. Психолог-беседа - клиент; анкетирование, интервью;
4. Психолог обрабатывает первичные материалом осуществ. Их интер-ию, обсуждают полученные данные с компетентными коллегами, формулируют вводы и заключения.
5. Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации в форме письменного документа или устного сообщения. В них содержатся ответы на вопросы поставленные заказчиком.
6. Заказчик использует рекомендации психолога. Заключается в изменении в условии трудовой деятельности, саморазвитии личности и т.п.

4. Каковы основные права и обязанности практического психолога?
Психолог имеет право: 1) принимать участие во всех жизнидеятельностных организациях, учреждениях конкретного клиента, а также знакомиться с содержанием документации, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей. 2) Участвовать в работе квалифицированных комиссий, а также совещаний по согласованию проектов, уставов, законов. 3) Самостоятельно выбирать концепцию и определять пути выполнения своих профессиональных обязанностей. 4) Получать конфиденциальную информацию о психических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых или клиентов. 5) Проводить с клиентом социально-психологические мероприятия. 6) Поддерживать профессиональные различные связи с вневедомственными организациями и частными лицами для решения психологических проблем. 7) Вырабатывать и давать рекомендации психологического характера администрации, общественным органам и клиентам, обратившимся за помощью. 8) Разрабатывать новые методы работы психолога и получать за них авторские права.
Психолог обязан: 1) Изучать психологические проблемы жизни и деятельности клиентов. 2) Оказывать помощь в преодолении критических ситуаций, трудностей, активно способствовать развитию личности и совершенствованию профессиональной деятельности клиентов. 3)Участвовать в отборе кадров, их последующей адаптации и профессионализации. 4) Организовывать и проводить занятия по психологическому просвещению клиентов. 5) Изучать социально-психологические процессы в организации. 6) Организовывать и лично проводить социально-психологическую работу. 7) Постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность.

5. Каковы основные задачи и методы психодиагностики? Какими знаниями и навыками должен обладать психолог, занимающейся этим видом работы?
ЗАДАЧИ: 1) Фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия.
2) Конструирование психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые методики должен удовлетворять, это определение границ вывозов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.
МЕТОДЫ: 1) Конструирование и апробация методик.
2) Выработка правил проведения обследования.
3) Способы обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов. Психодиагностический метод: Объективный подход: Типы личности, специальных способностей, достижений, интеллекта. Субъективный подход: Опросники-анкеты, личностные опросники, опросники настроения. Проективный подход: Перцептивно-структурные методики,моторно-экспрессивные методики, апперцептивно-динамические методики.

6. Какие задачи решает психологическое консультирование? Какими средствами оно осуществляется? Какие вы знаете виды консультирования?
Цель психологического консультирования – помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, благополучно разрешить жизненные кризисы, повысить способность самостоятельно решать проблемы и принимать решения. За психологической помощью обращаются также и для решения проблем в межличностных отношениях, в частности, супружеских, сексуальных, в отношениях с детьми. Психологическая консультация может проводиться также по поводу производственных проблем, взаимоотношений людей в общественной жизни. Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями, группами. Основным методом психологического консультирования является беседа, организованная специальным образом. В процессе беседы психолог пользуется определенными приемами, в том числе техниками эмпатического и рефлексивного слушания, сообщениями о восприятии клиента и самого себя.Воздействие на клиента оказывается из позиции «личность – личность» и не подразумевает пассивного восприятия клиентом манипуляций и действий консультанта. Все средства психологического воздействия условно делятся на вербальные и невербальные.
Вербальные средства воздействия:
- специальные вопросы,
- домашние задания с совместно выработанной четкой инструкцией,
- дискуссии,
- специальные задания и упражнения, цель которых – осознание клиентом определенных механизмов.
Невербальные средства:
- пространственно-временные характеристики
- мимика, жесты, поза, голос
-эмпатия.

Особыми методами психологического воздействия являются и работа с переносом и контрпереносом, с сопротивлением клиента.
Другие распространенные методы психологического воздействия:
- работа со снами и символами клиента;
- работа с метафорами;
- работа с жизненным сценарием и стилем личности;
- исследование ранних воспоминаний;
- телесно-ориентированные методы;
- психодраматические методы;
- работа с модальностями;
- рефрейминг;
- творческие методы.

ВИДЫ: Интимно-личностное консультирование; Групповое консультирование; Семейное консультирование; Работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах; Дистанционное консультирование;Телефонное консультирование;Консультативная переписка (скриботерапия)

7. Какие задачи решает психологическое просвещение? В каких формах оно проводится? Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей.
Первая задача психологического просвещения направлена на то, чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того, чем им может помочь психология, готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Фактически, это задача формирования адекватного спроса на психологические услуги.
Вторая задача – информирование по вопросам психологических знаний. Решение второй задачи неразрывно связано с первой. Ведь при современной информационной перегруженности немногие люди будут вдумываться в информацию, на восприятие которой у них нет серьезной установки. Поверхностное же знакомство с психологическими знаниями вряд ли будет полезным. Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа героев, публикации в СМИ. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения формирования умений более полезными оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования.

8. Вы чем суть коррекционной и развивающей работы? Какие методы в ней используются? Коррекция проводится в том случае, когда в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа – это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития. Исходя из нее, психолог строит программу коррекции. Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени. Целью таких занятий может быть, например, преодоление дефицита внимания, коррекция неадекватных эмоциональных реакций, укрепление самообладания, коррекция личностных качеств и т.п. Поскольку отклонения от психической нормы могут сочетаться с серьезными отклонениями в психическом здоровье, то психолог должен строить свою коррекционную работу в сотрудничестве с нейропсихологом, психиатром, социальным педагогом и т.п. Непосредственным поводом для организации коррекционной работы становятся обычно трудности в учебной деятельности, нарушения поведения и дезадаптация, проблемы в профессиональной деятельности, в эмоциональных переживаниях и т.д. Групповая психокоррекция часто бывает направлена на развитие коммуникативных способностей людей, их умения анализировать поведение и состояние других людей, адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах. В качестве методов психокоррекции используются различные виды тренингов, ролевые игры, групповые дискуссии. Те же самые методы могут использоваться и в развивающих занятиях. В отличие от коррекционной развивающая работа направлена на дальнейшее развитие качеств, способностей и умений в пределах нормы. А поскольку границы нормы в психическом развитии бывают недостаточно четкими, определяются теоретической концепцией или конкретной методикой, то и строгого разделения развивающих и коррекционных занятий на практике часто не существует.

9. Каковы критерии эффективности работы практического психолога?
Вопрос об эффективности психологического воздействия в психологическом профессиональном сообществе обсуждается очень активно. Выделяются следующие основные факторы:
- хорошие отношения и сотрудничество между психологом и клиентом;
- ослабление напряжения на начальной стадии, дающее возможность клиенту обсуждать свою проблему с психологом;
- когнитивное обучение за счет получаемой психологической информации;
- изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного в общении с психологом;
- приобретение социальных навыков реагирования на модели поведения психолога;
- усвоение или осознание возможности новых форм поведения.
Часто эффективность работы психолога соотносится с временными затратами. Эффективность работы практического психодиагноста во многом определяется его возможностями в составлении программы обследования – в подборе батареи методик. Эффективным считается составление такой батареи, которая обеспечивает максимум надежности при минимуме затрат.

10. Социальный заказ на профессию психолога.
Чтобы возникла и развивалась какая-то профессия, на нее должен появиться социальный заказ. Процесс формирования психологической профессии протекал неодинаково в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Наибольшее развитие эта профессия получила в США, Англии, Франции, Германии, Австрии, России. Академическая психология, связанная с научной и педагогической деятельностью в университетах, сформировалась раньше и обрела достаточно прочный статус в общественном мнении. Практическая психология получила меньшее распространение, ее статус во многих сферах все еще остается неопределенным. В большей степени признается деятельность психологов в педагогике, медицине, консультационной психологии. Активно развивающимися направлениями практической психологии сейчас являются экономическая, юридическая, спортивная, военная психология. Социальный заказ на профессию практического психолога формируется, прежде всего, в публицистической и научно-популярной литературе. В СМИ, литературе, кино создается определенный образ профессии. В обществе постепенно формируется более или менее адекватное представление о том, чем занимаются психологи, чем они могут быть полезны, каким образом оказываются психологические услуги и т.д. О необходимости практических психологических знаний говорят представители многих профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. Эти знания нужны им для того, чтобы помочь в решении одной из главных задач своей профессии – целенаправленном воздействии на человека. В настоящее время в нашей стране уже накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Нельзя сказать, что в настоящее время в нашем обществе имеется адекватное представление о психологической профессии. Для людей, непосредственно не связанных с психологией, она чаще всего выглядит очень привлекательной и кажется чрезвычайно полезной и даже необходимой. В то же время следует иметь в виду, что представления окружающих о реальных знаниях, которыми располагает психологическая наука, часто не соответствуют реальности. Они далеко не всегда интересны и привлекательны. От психологии часто ждут большего, чем она может дать. Многие данные психологии далеки от непосредственного практического применения, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в приложении к практике. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны, его профессиональные возможности нередко преувеличиваются. В обыденном сознании людей часто бытует мнение, что психолог видит человека «насквозь». Порой ожидается, что психолог найдет или поможет «найти ту кнопку», которая позволит успешно разрешить проблему. Когда же эти завышенные требования к психологии и психологам не оправдываются, начинается разочарование. Возникает сверхкритическое отношение к процессу и результатам работы. Поэтому для успешной деятельности психологу важно различать социальный заказ на профессию и свои реальные профессиональные возможности. Социальный запрос связан также и с качеством услуг, предоставляемых представителями данной профессии. И здесь мода на психологию оказывает профессионалам в нашей стране «медвежью услугу». Появилось много вузов, готовящих психологов, но далеко не все из них имеют возможность делать это достаточно качественно. Еще больше существует различных краткосрочных курсов, выпускники которых также позиционируют себя как профессиональных психологов, не имея для этого достаточных оснований. Нередки также случаи, когда психологами называют себя и те, кто вообще не имеет никакого психологического образования. Любой человек, который некачественно оказывает психологические услуги, создает антирекламу профессии.

11. Каковы основные задачи психологической службы в системе образования? Какие направления работы являются приоритетными?
К основным задачам службы практической психологии образования относятся:
- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;
- профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. У каждой школы есть свои задачи, которые зависят от типа образовательного учреждения, от преподавательского состава, от контингента учащихся, от уровня профессионализма коллектива, от традиций и т.п. В общем виде содержание психологической службы школы определяется следующими задачами:
- психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в целях обеспечения индивидуального подхода;
- полноценное личностное развитие учащихся, успешная адаптация к школе;
- ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии.
Основными направлениями деятельности школьного психолога являются профилактическая, диагностическая, коррекционная, развивающая и консультативная работа. Часто школьные психологи (по собственной инициативе или по распоряжению администрации) злоупотребляют психодиагностикой в ущерб всем остальным направлениям, что не может не отражаться на результатах работы в целом. Диагностика в отрыве от всех других форм работы лишена смысла. Она должна рассматриваться только как отправной момент во всей системе психологической работы. Лучше изучить одного ребенка и помочь ему справиться с его проблемами, чем обследовать всех, сделать красивые графики и забыть о них. Поэтому большее значение имеет не размах деятельности, а ее глубина. В каждой школе вариант школьной психологической службы должен быть свой, учитывающий задачи и особенности конкретной школы. Полезно, организуя службу, составить обобщенный список направлений деятельности психолога и попросить преподавателей и администрацию выделить то, в чем они больше всего нуждаются, а также сформулировать какие-то конкретные вопросы или задачи.

12. Какие основные задачи выполняет психолог на предприятии? Какие средства он для этого использует?
Чаще всего психологическая служба предприятия включается в кадровую службу. На небольших предприятиях психолог чаще всего выполняет все функции менеджера по персоналу. Для этого ему необходимо помимо психологических знаний владеть и некоторыми экономическими и правовыми знаниями. Основная цель службы управления персоналом (кадровой службы) – приобретение, удержание и использование необходимой квалифицированной, приверженной и мотивированной рабочей силы. Эта цель достигается посредством решения следующих задач:
- Планирование и маркетинг персонала: Разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала предприятия; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале; организация рекламы предприятия как работодателя, поддержание его благоприятного имиджа; поддержка взаимосвязи с внешними источниками персонала.
- Найм и учет персонала: организация отборочных процедур; учет найма, перемещений, поощрений и увольнения персонала; профессиональная ориентация персонала; организация рационального использования персонала; управление его занятостью.
- Управление трудовыми отношениями: Анализ и регулирование отношений с руководством; управление организационными конфликтами и стрессами; социально-психологическая диагностика; обеспечение соблюдения этических норм взаимоотношений; управление партнерским взаимодействием с профсоюзами; управление культурой организации, обеспечение дисциплины труда.
- Условия труда: соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда; соблюдение требований технической эстетики; охрана труда и техника безопасности; организация труда и рабочего места, обеспечение оптимального распорядка работы.
-Развитие персонала: Обучение персонала; переподготовка и повышение его квалификации; введение в должность и адаптация новых работников; текущая периодическая оценка результатов труда и трудового потенциала, аттестация; организация рационализаторской и изобретательской деятельности; планирование деловой карьеры; организация работы с кадровым резервом.
- Мотивация и стимулирование персонала: нормирование и тарификация трудового процесса; разработка систем оплаты труда; разработка форм морального стимулирования персонала; организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.
-Социальное развитие персонала: Организация благоприятных условий труда и отдыха, быта персонала, методическое и психологическое обеспечение социальных программ.
- Развития организационной структуры управления: Анализ сложившейся оргструктуры управления; проектирование и формирование новой оргструктуры; разработка штатного расписания; разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства; разработка регламентирующей документации.руководителями и с другими службами. Кроме того, многие функции сейчас могут выполняться внешними организациями.

Служба персонала может выполнять эти функции следующим образом:
- консультировать линейных менеджеров,
- разрабатывать и реализовывать совместно с линейными руководителями решения и кадровые мероприятия,
- иметь собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий.
В любом случае, психолог на современном предприятии выступает в качестве организатора работы с людьми на научной основе. Одна из типичных психологических задач на производстве – выявление структуры определенной профессиональной деятельности, требований разных профессий к личным качествам человека (его восприятию, памяти, мышлению, воображению, темпераменту, характеру, способностям и т.п.) По результатам такого исследования составляется профессиограмма.
Профессиограмма – сводка сведений (технических, технологических, санитарно-гигиенических, психофизиологических) о характерных признаках процесса труда, его условиях и организации. Профессиограмма, в свою очередь, включает в себя психограмму – психологическое описание профессии, анализ операционально-технологического содержания, совокупность профессионально важных психологических и психофизиологических качеств, актуализируемых в данной деятельности и обеспечивающих ее выполнение. Профессионально-важные качества – совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности в конкретной профессии. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, необходимой степени выраженности, характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы. Далее психолог с помощью специально отобранных методик выявляет наличие и выраженность этих качеств у претендентов на вакантные должности или уже работающих сотрудников. В обязанности психолога также входит и пропаганда психологических знаний в производственном коллективе.

13. Какие вы знаете разделы юридической психологии? Какие проблемы они исследуют? Что входит в круг обязанностей психологов, работающих в разных сферах правоохранительной системы?
Юридическая психология изучает психологические закономерности системы «человек – право» и разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы. Отдельным разделом этой дисциплины является психология юридического труда, которая занимается составлением профессиограмм для различных юридических профессий, профессиональным отбором и ориентацией, профессиональным воспитанием, специализацией и предупреждением профессиональной деформации психики. К юридической психологии относится и психология правоотношений в сфере предпринимательства. Особенная часть юридической психологии, которую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.
Криминальная психология изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры и функционирования преступных групп.
Психология потерпевшего изучает факторы формирования личности потерпевшего, его поведение в ходе преступления, разрабатывает рекомендации по методике допроса потерпевшего и по защите людей от преступных посягательств. В рамках следственной психологии разрабатываются психологические основы следственных действий (осмотра, допроса, обыска, опознания и др.) Психология судебного процесса изучает психологические закономерности судебного процесса. В сфере судебной деятельности к психологам часто обращаются для проведения психологической экспертизы. В ходе экспертизы психолог оценивает способность обвиняемых полностью осознавать значение своих действий и контролировать их; способность обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать обстоятельства дела и давать о них правильные показания, устанавливает наличие состояния аффекта или других патологических эмоциональных состояний (паники, депрессии, стресса, фрустрации), способных существенно влиять на сознание и деятельность; устанавливает ведущие мотивы в поведении человека, индивидуально-психологические особенности; устанавливает структуру преступной группы, ее лидеров. Многие психологи работают в системе УВД или непосредственно в исправительных учреждениях.
Пеницитарная (исправительная) психология имеет дело с заключенными, условиями и особенностями исправления правонарушителей. Специалисты в этой области решают вопросы адаптации осужденных к пребыванию в исправительном учреждении, следят за их психическим состоянием, занимаются психологической коррекцией поведения и личности заключенных, формированием у них установок на изменение, готовности к нормальной жизни. В их задачи входит и исследование структуры и функционирования формальных и неформальных групп в местах заключения. Они также помогают также персоналу исправительных учреждений в их работе с осужденными. За пределами исправительных учреждений психологи занимаются реабилитационной и профилактической работой.

14. Какие задачи решают психологи в авиации и космонавтике?
Психологи в авиации изучают закономерности взаимодействия людей с авиатехникой, влияние факторов полета на психическое состояние, на межличностные отношения. Они участвуют в определении и формировании профпригодности, в адаптации членов экипажа к условиям деятельности. Космическая психология исследует зависимость психологического состояния космонавтов от невесомости, гиподинамии, относительной сенсорной депривации и пр. Психологи, работающие в этой сфере, участвуют в отборе космонавтов, изучают их индивидуальные особенности и разрабатывают рекомендации по учету их в процессе подготовки к полету, выработки определенных операторских навыков. Важным аспектом психологической работы здесь является определение психологической совместимости членов экипажа. Длительные полеты требуют специального психологического обоснования режима труда и отдыха на различных этапах полета, психологической поддержки. В послеполетном периоде они психологи включаются в работу по реадаптации космонавтов к земным условиям. Экстремальность деятельности и сложность этой отрасли требует привлечения знаний инженерной, медицинской, социальной, педагогической психологии. Например, космические инженерные психологи участвуют в проектировании, разработке и создании космических аппаратов с учетом особенностей человека, в разработке специальных тренажеров – имитаторов условий деятельности космонавта.

15. Какие задачи ставятся перед психологами в вооруженных силах и в политике?
В этой сфере исследуются психологические особенности различных видов военной деятельности, особенности воинского коллектива, методов боевой и политической подготовки. В практической работе психологи здесь в основном решают вопросы совершенствования методов командования и укрепления связей между разными группами. Они занимаются психологической подготовкой воинов, отслеживают их эмоциональное состояние, оказывают помощь в стрессовых ситуациях. Очень важный аспект работы – реабилитация военных после участи в боевых действиях, особенно после ранений.
Психологи в политике занимаются исследованием настроений, мнений, чувств, ценностных ориентаций в политической жизни общества. Эта часть работы осуществляется в тесном сотрудничестве с социологами. Психологи также должны определять причины недовольства или того или иного предпочтения, чтобы выяснить, какие аргументы следует использовать для влияния на общественное мнение. Они определяют тактики влияния на общественное сознание, ведения идеологической пропаганды. Участвуют в создании положительного образа лидера, проводимой им политики и окружающих его людей. Для этих целей также обычно используется «обратная связь», получаемая из средств массовой информации и из непосредственных опросов избирателей. Психолог следит за динамикой образа политика, за тем, какие мотивы и черты характера ему приписываются, ищет способы корректировки этого образа. Он также создает психологические портреты оппонентов и партнеров, когда предстоит политическая работа с малознакомыми людьми. Это помогает политику лучше подготовиться к встрече, переговорам, тщательно разработать стратегию. Психологи участвуют в разработке и принятии политических решений. Задача психолога, участвующего в выработке решений состоит в том, чтобы корректировать рассматривающиеся проекты с точки зрения их психологической грамотности – следить за тем, чтобы в них не было заложено нереалистических ожиданий, ошибочных представлений о причинно-следственных связях в человеческом поведении, чтобы они не провоцировали людей на деструктивные действия или не способствовали депрессивным реакциям.

16. Какие задачи стоят перед спортивными психологами?
Применительно к каждому виду спорта разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической и коллективистской подготовленности. Психолог, работающий в профессиональных спортивных командах, определяет психическое состояние спортсмена и вырабатывает соответствующие психологические рекомендации. Определяет индивидуальные особенности спортсменов и разрабатывает оптимальный режим тренировок и отдыха. Психолог обучает спортсменам навыкам саморегуляции, управлением своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Много внимания уделяется также отношению спортсмена к своим победам и поражениям. Особую проблему представляют процессы формирования команд, повышение уровня сплоченности команды, предотвращение назревающих конфликтов и помощь в разрешении текущих конфликтов. Психолог также регулирует взаимоотношения отдельных спортсменов и команды с тренерами, с болельщиками, рассматривает проблемы межкомандных взаимоотношений.выносливости, координированности движений, ловкости. Разрабатываются способы формирования специализированных восприятий спортсменов – чувства времени, дистанции, изменения скорости движения объекта, «чувство мяча», «чувство воды». Практический психолог, работающий в спорте должен владеть этими методами. Большое внимание в спорте уделяется также развитию наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления. Знание того, какие качества необходимы для достижения высоких результатов, используется и при отборе перспективных спортсменов на разных возрастных стадиях.

17. Чем психологическое консультирование отличается от психотерапии?
Психологическое консультирование — это профессиональная помощь клиенту в поиске наиболее оптимального разрешения его проблемной ситуации. Его можно определить ещё и как специфические отношения между двумя людьми, при которых становится возможным одному из них (клиенту) при помощи другого (психолога) изучать свои чувства, мысли, желания и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и применять в жизненных ситуациях свои сильные стороны личности, опираясь на внутренние ресурсы. Консультирование помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия более взвешенных решений и совершения целенаправленных действий. В качестве клиентов могут выступать психически здоровые или больные люди (воспринимаемые консультантом дееспособными и ответственными за решение своей проблемы), предъявляющие проблемы экзистенциального (связанные со смыслом жизни) или возрастного кризиса, межличностных конфликтов, семейных неурядиц, профессионального выбора и пр.
Цели и задачи психологического консультирования предполагают:
– эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям клиента;
– расширение осознавания и повышение психологической компетентности клиента;
– изменение личного отношения к проблеме;
– повышение стрессовой и кризисной толерантности (терпимости);
– развитие реалистичности и плюралистичности (множественности) мировоззрения;
– повышение ответственности клиента и выработку готовности к более творческому освоению мира. Консультирование может быть:
– индивидуальное и семейное;
– краткосрочное и долгосрочное;
– очное и дистанционное (с использованием технических средств связи)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: