Основные законы композиции





Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Ведущие черты этих законов были сформулированы Е. А. Кибриком. Рассмотрим эти законы.

^ Закон целостности

Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником, так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. При нахождении конструктивной идеи вначале следует сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали.Разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции.

Другой чертой, или свойством, закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из конструктивной идеи, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенные детали. Этого требует закон целостности, вытекающий из закономерностей зрительного восприятия действительности.

Закон целостности требует неповторимости элементов композиции, включая сюда формы, размеры, интервалы, характеры, типы, жесты и т. д. Все похожее должно либо объединиться в силуэт, либо резко отличаться, индивидуализироваться. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

^ Закон контрастов.

Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон. Контрасты — это необходимое условие для того, чтобы зритель увидел изображение, так как без них изображение сольется с фоном по тону или цвету. Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции. Основная работа над произведением связана с проблемой определения характера контрастов в связи с созданием художественного образа.

Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров (больших и малых), характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями, контрасты в построении сюжета (контрасты положений, психологические контрасты) и т. д.Л еонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорит о контрастах величин (высокого с низким, толстого с тонким), контраста характеров, фактур, материалов и др. Микеланджело большое значение придавал контрастам объема и плоскости. В своих произведениях он сочетал плоскости с объемными фигурами, добиваясь мощной объемности фигур.

В портретном искусстве и в сюжетных картинах различной тематики с давних времен художники пользовались тональными контрастами, показывая светлую фигуру на темном фоне, например, «Портрет герцогини де Бофор» Т. Гейнсборо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта. В XIX веке мастера стали применять светлый фон в портрете. В картине В. А. Серова «Девочка с персиками», например, смуглое лицо девочки изображено легким силуэтом на фоне светлого окна. Живопись строится на контрасте теплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом, например: красного с зеленым, синего с оранжевым, желтого с фиолетовым и т. д.

Роль контрастов в композиции универсальна — они имеют отношение ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая построением сюжета.

^ Закон новизны

Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что художественный образ — это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию. Новизна в искусстве, поскольку искусство является формой эстетического познания мира, проявляется, прежде всего, в эстетическом «открытии мира». Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету; он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства. Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям. Новизна, как сказал Е. А. Кибрик, является драгоценнейшим качеством композиции.

^ Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу

Этот закон требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого. Все эти вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом. Работу художников в соответствии с этим законом можно увидеть в таких известных произведениях, как «Свобода, ведущая народ» Э. Делакруа, «Арест пропагандиста» И. Е. Репина, «Тачанка» М. Б. Грекова, «Оборона Севастополя» А. А. Дейнеки и др.

^ 1.2 Композиционные правила, приёмы и средства.

Правила, приёмы и средства помогают построить композицию, воплотить идею в форму художественного произведения.

^ Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором плане.

Ритм. Ритм в жизни и в искусстве проявляется через большую или меньшую периодическую повторяемость какого-либо элемента тождественных, аналогичных положений, дублируемых через некоторые интервалы. В искусстве ритмическая повторность не жесткая, не математически точная, она всегда предполагает отступление от правил периодической упорядоченности. «Перебои» ритма, ритмические акценты, пустоты и так называемые «стяжения» — характерная особенность искусства

^ Выделение сюжетно-композиционного центра. Центром композиции является та часть, которая достаточно ясно выражает главное в идейном содержании сюжета. Композиционный центр должен в первую очередь привлекать внимание зрителя. Центр выделяется объемом, освещенностью и другими средствами в соответствии с основными законами композиции. В сюжете, в пластическом мотиве не все одинаково важно, и второстепенные части, детали должны быть строго взаимосвязаны, подчинены главному, образуя вместе с ним единое целое — произведение искусства. В композиции очень редко идейная завязка берется в буквальном геометрическом центре. Примеры смещения композиционного центра по отношению к геометрическому центру: «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перова, «Обратный» А. Е. Архипова.

^ Симметрия и асимметрия. Остановимся на композиционном равновесии. Композиционное равновесие – это такое состояние композиции, при котором все её элементы сбалансированы между собой.Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с геометрическим центром картинной плоскости. К правилам симметрии нередко прибегали художники при изображении торжественных многолюдных собраний, парадов, заседаний в больших залах и т. д. Примеры симметричных композиций: В. М. Васнецов «Богатыри», «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, фрески Джотто.Асимметрия по структуре своей противоположна явлению симметрии. В асимметричной композиции равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые при этом либо приближаются друг к другу, либо отдаляются. Равновесие достигается и через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету. Примерами асимметричного построения с достижением равновесия композиции могут служить такие полотна, как «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова, «На старом уральском заводе» Б. В. Иогансона, «Раздолье» А. А. Дейнеки и многие, многие другие.

^ Расположение главного на втором плане. В большинстве случаев главное действующее лицо или группа размещается в композиции на втором плане, в то время как первый план служит как бы подходом к ним. Все остальные пространственные планы осуществляют функцию дополнительную. Вместе с первым планом они создают окружение, обстановку для главного действия, образуют его «декоративное обрамление», так или иначе связанное с происходящим на втором плане. Примерами могут служить такие произведения, как «Афинская школа» Рафаэля, «Явление Христа народу» А. И. Иванова, «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репина, «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова.

Также можно выделить следующие композиционные правила: передача движения (динамика), покоя (статика), золотого сечения (одной трети).

^ К приёмам композиции можно отнести следующие: передача пространства, горизонтали и вертикали, диагональные направления, передача впечатления монументальности.

С приёмами передачи пространства тесно связаны типы композиции, о которых речь пойдёт ниже. Здесь приведём лишь один пример:в открытом панорамном пейзаже, развернутом по горизонтали, пространство будет казаться неизмеримо большим, чем при наличии боковых преград в виде зданий, деревьев или других предметов. Яркие примеры такой передачи пространства — «Лесные дали» И. И. Шишкина, «Сказ об Урале» В. Н. Мешкова.Композиционный прием использования горизонтальных направлений дает возможность передать состояние относительного покоя и тишины. Например, полотно В. М. Васнецова «После Игорева побоища» построено в горизонтальном формате, что соответствует направлению плоскости поля брани, изображенного на нем. Горизонтальный формат лучше выражает содержание и в картинах «Ночное» А. И. Куинджи, «На Шипке всё спокойно» В. В. Верещагина.

Использование вертикальных направлений подчеркивает состояние парадности, величия, приподнятости. Примером этого служит торжественная композиция Пюви де Шавана в парижской Сорбонне «У источника познания».Композиционный прием использования диагональных направлений способствует усилению или ослаблению движения. Построение композиции по диагонали позволяет также показать значительную степень глубины пространства.

Существует много способов для передачи впечатления монументальности. Один из них и наиболее распространённый — показ фигуры во фрагментарном виде. Будучи показанным полностью, снизу доверху, изображаемый объект производит меньшее впечатление, чем при фрагментировании. Этот прием, мастерски использованный во многих произведениях искусства, зиждется на законах зрительного восприятия.

^ Средствами композиции являются: точка, линия, штрих, пятно (тональное и цветовое) и его форма, светотень, цвет, фактура, линейная, воздушная и цветовая перспективы, пропорции, формат и др.

Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявить пластические качества формы. Линиям также свойственно выражение образа. Точка – это тоже форма. Активность восприятия точки зависит от её «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов. Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми по желанию рисующего, постепенно и плавно переходить в тонкие, едва заметные «паутинки». Пластические качества динамической штриховой линии при умелом пользовании открывают богатые художественно-творческие и технические возможности. Они способны придавать изображению объемно-пространственные качества.

^ Форма пятна (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, форма «амёбы» и др.) воздействует на зрителя. Например, квадрат – устойчивая форма, которой чуждо движение, тем более «полёт». Треугольник – активная форма, несущая в себе потенциальные возможности движения. Фактура – характер поверхности предмета. Фактура может вызвать у зрителя различные эмоциональные ощущения (монотонная, беспокойная, радостная, скучная и т. д.)

Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения.

При передаче в композиции иллюзии пространства необходимо помнить о закономерностях линейной, воздушной и цветовой перспективы. Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты на его поверхности ослабевают. Цветовая перспектива: с постепенным удалением объекта от переднего плана ослабевает его цветовая насыщенность и цвет его становится холоднее.

^ Масштаб и пропорции являются главными средствами передачи перспективы – уменьшения элементов в глубину картины создаёт ощущение пространства.

Чаще всего в станковой картине встречается прямоугольный формат – вертикальный, горизонтальный, квадратный. Соотношение сторон, размер определяют возможные формы композиции, степень её детализации, так или иначе влияют на композиционную идею. Кроме прямоугольного формат может быть овальным, круглым, многоугольным и др.

Композиционные правила и приёмы относятся к менее постоянным категориям. Они развиваются, обогащаясь творческой практикой художников.

Виды и типы композиции

Различают три вида композиции: фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную.

^ Фронтальная композиция характеризуется тем, что имеет абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех её разновидностях), или плоскую форму с меньшим или большим рельефом.Фронтальная композиция характеризуется двухмерностью. Объёмная композиция имеет три измерения (высоту, ширину и глубину) и обозревается со всех сторон. Глубинно-пространственная композиция строится из различных материальных предметов (скульптур, мебели, стендов и др.), пространства (интерьера, открытого пространства) и интервалов между ними.

^ Типы композиций в произведениях изобразительного искусства: членение на слои, членение пространства на планы, пластическое построение пространства, построение пространства цветом, композиции с ярко выраженным сюжетно-композиционным центром, фризовое построение пространства. Членение на слои. Факторами, строящими «глубину» пространства являются заслонение и соответствующее ему расположение предметов и фигур выше и ниже по плоскости. Пространство такого типа ещё не имеет меры в глубину.

^ Членение пространства на планы. Пространство в картине глубоко развито по планам и ходам. Примерами многопланового построения пространства в картине могут служить «Охотники на снегу», «Сенокос» П. Брейгеля, «Лето» Н. Пуссена, «Весна. Лед прошел» С. В. Герасимова, «Весна. Большая вода» И. И. Левитана. Построение пространства фронтальными планами — это условность, схема. Но планы эти в картине, передающей пространство, существуют, и обязательно через выражение связей между ними (ходов в глубину) — таков тип построения. В каждом отдельном произведении пространство строится в соответствии с замыслом художника и принимает поэтому иногда скрытую, иногда более явную характерную образную форму, которой условно можно дать такие названия, как пещера, ящик, двугранный угол, чаша и др. Выделяются также типы построения композиционного интерьерного пространства:

1. Одним из ранних типов построения пространства картины с использованием интерьерного пространства являются изображения архитектурных построек с имеющимся вокруг них открытым пространством; но архитектура показывается со срезом стены, со стороны зрителя (интерьер в разрезе и в пространстве, иногда несколько интерьеров и несколько действий, частей действия). В качестве примера можно привести «Явление ангела св. Анне», «Франциск отрекается от отца» Джотто.

2. В произведениях живописи зрелого реализма можно найти и такой тип построения интерьерного пространства, когда изображаются сразу два пространства, которые естественно синтезированы в композиции. Например, в картине И. Е. Репина «Не ждали», П. А. Федотова «Сватовство майора».

3. Тип построения интерьерного пространства путем искусственного синтеза двух пространств с использованием перспективных и на их основе смысловых связей в одной картинной плоскости. Примером являются интерьерные композиции XVI века, посвященные одному евангельскому сюжету — рассказу о Марфе и Марии, картины П. Артсена «Натюрморт» и И. Бейкелара «Кухарка». В картине «Натюрморт» первое и главное пространство — это большой натюрморт в интерьере, занимающий две третьих части всей плоскости картины и показанный на переднем плане. В левой части картины в проеме стены небольшими по размерам во втором пространстве (в другой комнате) даны фигуры беседующих Христа, Марфы и Марии, которые не сразу замечаются зрителем. Здесь два интерьерных пространства одновременно и резко обособлены, противопоставлены масштабно (второе — подавлено), и оба объединены перспективой плиточного пола, являющегося общим для двух комнат, и, конечно, смыслом произведения.

4. Назовем еще один из вариантов построения в композиции нескольких пространств. В нем используется композиционный прием отражения пространства в изображенном зеркале, создания синтеза пространств. Как пример можно назвать картину Э. Мане «Бар в Фоли-Бержер».

^ Тип пластического построения пространства. И пространство и его композиция строятся синтезом форм, их объединений, группировок, направлений их и ходов между ними. Ярким примером построения композиционного пространства таким образом может служить живопись Эль Греко, картины Н. Пуссена и П. Рубенса.

Еще один тип построения композиционного пространства картины — построение пространства цветом. Цвет является важнейшим средством живописи. Одновременно он выступает как сильное композиционное средство. Взаимодействие основных качеств цвета создает новое, композиционное свойство цвета - возможность делать низ пространственной конструкции тяжелым, а верх - легким. Цвет также содействует созданию пространственных планов. В «Сирени» Врубеля нет ясно выраженного линейного построения, нет даже четкой пластики веток и загораживаний. Все эти свойства предметного пространства тонко строятся «движением» только цвета и передают ощущение объема и пространства.

^ Тип композиции с ярко выраженным сюжетно-композиционным центром. Такой тип композиционного построения предполагает наличие композиционного «узла», являющегося сосредоточением основной идеи художника. Безусловно, что в таком типе композиции боковые части картины имеют внутренние ритмы, идущие и слева и справа к центру. В центре также имеются внутренние ритмы, но все они не столь ярко выражены, как в ритмических композициях.

^ Тип композиции, в которой за основу берется ритм. Картина строится по принципу фриза и отсутствия сюжетно-композиционного центра. Примеры такого типа построения пространства можно найти в картинах «Одиссей и Навзикая» (эскиз) В. А. Серова, «Бег», «Лыжники» А. А. Дейнеки, «В голубом просторе» А. А. Рылова, «Смена идет» Е. И. Самсонова, «На работу» О. М. Савостюка и Б. А. Успенского.

^ 2. Композиционный анализ станковой картины





Читайте также:
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.02 с.