Безналичные расчеты предприятия через финансово-кредитную систему, взаимозачеты, товарообменные операции




Безналичные расчеты — это денежные расчеты, осуществляемые путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации.

Для осуществления операций по основной деятельности клиенту банка — предприятию открывается расчетный счет.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность независимо от формы их собственности.

Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счета, в котором фиксируются взаимные права и обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счету.

При этом банк берет на себя обязанность по комплексному расчетно-кассовому обслуживанию клиента, в частности:

— проведение расчетов клиента;

— выдача ему денежных и расчетных чековых книжек;

— обеспечение сохранности денежных средств, поступивших на счет, и др.

Предприятие, в свою очередь, обязуется:

— оформлять свои платежно-расчетные операции в соответствии с нормативными документами;

— представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность;

— уведомлять банк в установленные сроки об изменении своего правового статуса, замене лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, изменении своего юридического адреса и т.п.

Платежи по счету осуществляются в пределах имеющихся на них сумм. Однако договор банковского счета может предусматривать осуществление платежей со счета, несмотря на отсутствие денежных средств на расчетном счете предприятия, предоставляя ему овердрафт — кредит банка для оплаты расчетных документов при недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетном счете юридического лица, предполагающий установление лимита (максимальной суммы кредитования) и срока, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства.

Условия предоставления овердрафта могут быть следующими:

— его могут получить, как правило, устойчиво работающие предприятия;

— наличие устойчивого оборота по счету в течение 3 — 6 месяцев;

— сумма овердрафта, составляющая 30 — 50% от объема месячного оборота;

— наличие обеспечения (залога, гарантий или поручительства).

Срок предоставления овердрафта — до 30 дней.

В соответствии с действующим российским законодательством выделяются следующие формы безналичных расчетов <1>:

— расчеты платежными поручениями;

— расчеты по аккредитиву;

— расчеты чеками;

— расчеты инкассовыми поручениями;

— расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.


К расчетным документам относятся:

— платежные поручения;

— платежные требования;

— платежные ордера;

— инкассовые поручения;

— аккредитивы;

— чеки.

Платежное поручение — письменное распоряжение предприятия — владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств, на его (получателя) счет, открытый в этом или другом банке

Платежными поручениями могут производиться:

— перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

— перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

— перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

— перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

— за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

— для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг (при условии ссылки в поручении на договор, соглашение, контракт, в которых предусмотрена предварительная оплата);

— для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

— при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

— по арендной плате за помещения;

— платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:

— платежей в бюджет, во внебюджетные фонды;

— погашения банковских ссуд и процентов по ссудам, перечисления средств органам государственного и социального страхования;

— внесения средств в уставные фонды при учреждении предприятий (организаций);

— приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;

— уплаты пеней, штрафов, неустоек и т.д.

Платежное требование — это расчетный документ, требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов стоимость поставляемой по договору продукции, выполненных работ, услуг

Для продавца платежное требование имеет два существенных недостатка:

— отсрочка получения платежа;

— покупатель может отказаться от оплаты товара или к моменту расчетов оказаться неплатежеспособным.

Поэтому данную форму расчетов рекомендуется использовать только тогда, когда поставщик товара уверен в хорошем финансовом положении покупателя.

Платежный ордер применяется для частичной оплаты платежного поручения банком.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке

Инкассовые поручения применяются:

— в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

— для взыскания по исполнительным документам;

— в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Аккредитив — поручение банка плательщика банку получателя средств производить по распоряжению и за счет средств клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы и на условиях, указанных в поручении. Аккредитивная форма расчетов применяется в расчетах только между юридическими лицами — за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги

 

При расчетах аккредитивами предприятию очень важно правильно выбрать вид аккредитива. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов (рис. 9.10):

— покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

— отзывные или безотзывные.

Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. Непокрытый — это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированно аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений.

Чек как форма безналичного расчета представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение предприятия-чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы предприятию-чекодержателю.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Различают денежные и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для выдачи наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродукции и т.д.

Расчетные чеки применяются для безналичных расчетов и представляют собой ничем не обусловленный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между предприятиями за товары и услуги с отсрочкой платежа на основе специального документа — векселя.

Вексельные заимствования — один из самых крупных сегментов российского долгового рынка. По оценке Ассоциации участников вексельного рынка (АУВЕР), векселя составляют примерно 33% от всех публичных заимствований, занимая второе место после сегмента государственных, субфедеральных и муниципальных займов.

Простой вексель (соло-вексель) — это документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств (или по его приказу).

Переводной вексель (тратта) — документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или по его приказу

Предприятие может выполнять следующие операции:

— использовать вексель в качестве расчетного или накопительного инструмента;

— продавать и покупать векселя;

— акцептовать и авалировать векселя;

— получать вексельные кредиты;

— использовать векселя в качестве залога;

— проводить с векселями операции отступного, новаций, мены, уступки прав требований и др

В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица:

— предприятие-векселедатель, выдающее вексель (трассант);

— предприятие-плательщик, к которому обращен приказ произвести платеж по векселю (трассат);

— предприятие-векселедержатель — получатель платежа по векселю (ремитент).

Существуют четыре способа установления срока платежа по векселю:

— по предъявлении (оплата в день предъявления векселя к платежу). Должен быть предъявлен к оплате в течение 1 года со дня составления;

— через определенное время от предъявления, например через месяц после предъявления;

— через определенное время от составления;

— на определенный день, на определенную дату, на начало месяца (на 1-е число), на середину (на 15-е число), на конец (на 30-е число).

Взаимозачет — периодический расчет по зачету встречных требований предприятий — участников клиринга. Такой взаимозачет применяется, когда несколько предприятий имеют постоянные хозяйственные связи по взаимному отпуску товарно-материальных ценностей.


1. Встречные требования должны быть однородными

2. Срок исполнения требований наступил либо не указан или определен моментом востребования. Если у обязательств разные сроки исполнения, то зачет можно произвести при наступлении наиболее позднего из них.

3. Должно быть заявление одной из сторон о зачете. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Но обязательства сторон прекращаются взаимозачетом только в том случае, если другая сторона получила заявление о зачете

Примечание. Взаимозачет недопустим:

— если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек;

— при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

— при взыскании алиментов;

— при пожизненном содержании;

— в иных случаях, предусмотренных законом или договором (ст. 411 ГК РФ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: