Основные формы и инструменты государственного регулирования
Различают две основные формы государственного регулирования: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер государственной политики.
Прямое вмешательство. В большинстве развитых стран государству принадлежит инфраструктура, обеспечивающая нормальное функционирование экономики. Это такие отрасли как электроэнергетика, морской, воздушный и железнодорожный транспорт, атомная промышленность и др. К прямому вмешательству относится принятие законов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Например, антимонопольное законодательство, закон о кооперации и др.
Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:
- стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями;
- обеспечение полной занятости;
- воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;
- стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
- поддержку устойчивого экономического роста;
- перераспределение доходов.
Первоочередной задачей государства является стабилизация экономики. Такая стабилизация отчасти реализуется средствами фискальной политики, т. есть через манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами) и налогообложением для достижения целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.
Правительственные расходы – это государственные закупки товаров и услуг (строительство дорог, школ, закупки сельскохозяйственных продуктов, оружия и т.п.). Выделяют два вида государственных закупок: закупки для собственного потребления государства (они обычно более или менее стабильны) и закупки для регулирования рынка.
Налоги – это нормативная (упорядоченная) форма обложения доходов (имущества) юридических и физических лиц, характеризующаяся обязательностью и срочностью платежа. Налоги выполняют не только чисто фискальную функцию по аккумулированию денежных средств в бюджет, но также распределительную, стимулирующую и контролирующую функцию. Высокие налоговые ставки ведут к тому, что много работать и хорошо зарабатывать становится невыгодно, а низкие налоговые ставки могут ударить по доходам бюджета. При правильном применении налоговые ставки могут принести немалую пользу, при ошибочном – непоправимый вред.
В настоящее время существуют два основных подхода (концепции) налогообложения:
1) Физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства.
2) Физические и юридические лица уплачивают налоги в зависимости от размера получаемого ими дохода.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения в зависимости от экономической и социальной целесообразности.
Среди элементов налога следует отметить ставку налога – величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения (например, на тонну нефти или газа).
2. Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении у объекту налога независимо от его величины (например, подоходный налог в России – 13%).
3. Прогрессивные – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода.
4. Регрессивные – средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода.
Налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, налог на прибыль с предприятий, налоги в фонд социального страхования).
Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).
При помощи налогов государство регулирует экономический цикл, капиталовложения, цены и др. Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
- в установлении и изменении системы налогообложения;
- в определении налоговых ставок, их дифференциации;
- в предоставлении налоговых льгот – освобождении от налогов части прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственного экономического регулирования.
Механизм регулирования экономического цикла с помощью фискальной политики примерно таков: в период «перегрева» конъюнктуры, когда производство товаров начинает превышать спрос, государство «нажимает на тормоза», сокращая государственные расходы и увеличивая налоговые ставки. Для того чтобы «подстегнуть» экономический рост во время депрессии государство, напротив, снижает налоги и увеличивает государственные расходы (осуществляет целевые программы помощи, организует общественные работы и др.) В настоящее время на Западе налоги используются для целенаправленного стимулирования капиталовложений, т.к. именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность. Чтобы стимулировать самофинансирование государство снижает налоговые ставки на нераспределение прибыли (которые идут на инвестирование) и повышает ставки на распределенную прибыль (которая идет на выплату дивидендов).
Наряду с фискальной политикой для государственного регулирования экономики используется и политика кредитно-денежного регулирования (монетарная).