Формы организации общественного производства




К формам организации общественного производства относятся: концентрация производства, специализация и кооперирование, комбинирование производства на предприятии.

Концентрация производства – это сосредоточение производства продукции на всё более крупных предприятиях. О степени концентрации судят по ряду показателей:

  • Годовой объём производимой на предприятии продукции;
  • Удельный вес выпускаемой на предприятии продукции в общем объёме выпуска аналогичной продукции в стране или регионе;
  • Среднегодовая численность работающих на предприятии;
  • Среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Одного показателя для оценки степени концентрации недостаточно. Высокая концентрация наряду с достоинствами имеет ряд недостатков. Рассмотрим те и другие.

Достоинства концентрации производства:

  1. Крупный капитал, сосредоточенный в рамках одного предприятия.
  2. Возможность проводить научные исследования.
  3. Возможность применения высоких технологий.
  4. Низкая себестоимость выпускаемой продукции.

Недостатки концентрации производства:

  1. Большие капиталовложения для создания концентрированных производств.
  2. Неспособность к быстрой перестройке производства на выпуск новой продукции.
  3. Длительные сроки создания таких производств.
  4. Высокие транспортные расходы.

Исследователи установили: чтобы добиться гибкости производства, в экономике должны сосуществовать наряду с высококонцентрированными предприятиями малые и средние предприятия.

Специализация – есть сосредоточение производства однородной, однотипной продукции на одном предприятии и применение при этом массово поточного производства с высоко производственной техникой и технологией, высокой производительностью труда.

Различают следующие формы специализации:

- предметная (предприятие выпускает в больших масштабах определённый вид продукции, например, холодильники, комбайны и т.д.);

- подетальная (предприятие специализируется на выпуске деталей, узлов, которые поставляются затем на предприятия с предметной специализацией, например, производство подшипников, болтов и т.д.);

- технологическая (предприятие специализируется на производстве технологически однородных работ, к примеру, литейное производство);

- функциональная (предприятие специализируется на выполнении каких-либо конкретных функций, например, предприятия инфраструктуры: транспортные, предприятия связи).

Углубление специализации ведет к углублению кооперированных связей между предприятиями. Под кооперированием понимают производственные связи предприятий по совместному производству конечной продукции.

Одной из наиболее прогрессивных форм организации общественного производства является комбинирование производства, т.е. технологическое сочетание взаимосвязанных разнородных производств одной или нескольких отраслей промышленности в рамках одного предприятия - комбината.

Многие современные комбинаты сочетают в определённой степени две или три формы комбинирования, что обеспечивает высокую производительность труда (за счёт высокой концентрации и специализации), экономию транспортных расходов (так как все связи осуществляются внутри предприятия), сырья, материалов, энергии и топлива.

 

8 Бизнес-план предприятия, его содержание и назначение

Основным рабочим инструментом планирования в современных условиях является бизнес план. Он позволяет разработать стратегию развития предприятия, планировать его деятельность, привлечь инвестиции, а также найти потенциальных партнеров. Он должен обладать достоверностью, краткостью, убедительностью и рекламной привлекательностью. Типовая структура бизнес плана включает:

1) титульный лист, который должен содержать суть предложения, название и адрес предприятия, виды связи, общая стоимость проекта, указания на то, что сведения не подлежат разглашению;

2) оглавление;

3) резюме (краткое содержание на 1-1,5 стр.);

4) продукция и услуги;

5) анализ рынка;

6) маркетинг;

7) производство;

8) предприятие;

9) финансовый план;

10) эффективность проекта;

11) риски и страхование;

12. приложения.

Бизнес - план на предприятии необходим для обоснования и реализации проектов, связанных с расширением производства, организацией нового производства, техническим перевооружением действующего.

Он дает возможность понять, необходимо ли осуществление проекта в данный момент, представить, что даст предприятию реализация этого проекта, пути и способы его реализации, а также возможности и источники финансирования.

Бизнес - план позволяет оценить и обосновать реализацию проекта с различных точек зрения: рыночной конъюнктуры, финансовой, производственной и др.

Назначение бизнес-плана связано с тем, что он:

- дает возможность оценить эффективность и жизнеспособность данного проекта;

- дает представление, как будет осуществляться проект, какие для этого необходимы производственные и финансовые ресурсы и с какой эффективностью они будут использованы;

- служит доказательством для получения финансовой поддержки внешних инвесторов, т.е. он служит средством привлечения капитала;

- служит инструментом для организации контролинга за его реализацией.

Таким образом, бизнес-план необходим как предприятию, осуществляющему проект, так и его инвесторам.

Содержание бизнес-плана. Зависит от размера, назначения и условий реализации будущего проекта:

1. Резюме (краткое изложение идеи и цели проекта). Необходимо показать: будет ли это новый продукт или расширение производства уже выпускаемого или проект направлен на повышение технического уровня вырабатываемых продуктов или на сокращение затрат производственных ресурсов. Если это новый продукт, то требуется показать, чем он будет отличаться от продуктов конкурентов, почему потенциальные потребители захотят его покупать, прогнозные объемы продаж. В этом разделе должно быть показано, какое количество денег и производственных ресурсов потребуется.

С какой эффективностью будут использоваться инвестиции, и в какие сроки произойдет их возврат, какая прибыль будет получена в результате реализации проекта и почему предприятие добьется успеха. Эта часть должна быть краткой и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, в ней должны содержаться основные положения всего бизнес-плана. Она должна вызвать интерес у потенциальных инвесторов.

2. Существо предлагаемого проекта. Очень важно в этом разделе подчеркнуть отличительные особенности проекта: новая продукция, новая или уникальная технология, ее экологическая чистота, низкая энергоемкость или металлоемкость и другие. В этом разделе также целесообразно показать имеющиеся патенты или авторские права в области данного продукта пли технологии.

3. Анализ (оценка) рынка, В этом разделе должны быть показаны непосредственные конкуренты, их сильные к слабые стороны и почему данная продукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, марки фирмы и др.

4. План маркетинга. В этом разделе в динамике показывается спрос на данную продукцию, цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама, способы продвижения товара на рынке, прогноз новой продукции.

5. Производственный план. В производственном плане обычно дается описание технологии, оборудования, потребностей в сырье, энергии, трудовых ресурсах, а также их количественная оценка.

Как документ для внутреннего планирования бизнес-план должен быть подробным планом производственной деятельности. Степень детализации плана производства будет зависеть от значимости и размера проекта.

6. Организационный план. Его назначение - разработка проблем организации и управления производством и ознакомление с ним будущих инвесторов. В этом разделе указываются: форма собственности, организационная структура производства; организационная структура управления, количество и требования к обслуживающему персоналу; форма управления и умение руководителей, их краткая характеристика; методы управления; организация контроля за реализацией,

7. Финансовый план. - один из важнейших разделов бизнес-плана. Этот раздел включает в себя план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат. При составлении финансового плана анализируется состояние потока наличности (реальных денег); финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия.

Проект считается эффективным, если по всем годам его реализации имеется положительное сальдо наличных денег. Важным разделом финансового плана является прогноз активов и пассивов предприятия на конец каждого планируемого года.

8. Степень рисков. Реализация любого проекта связана с определенными рисками.

Для предпринимателя и инвесторов очень важно знать возможные риски, иметь их количественную оценку и заранее разработанную стратегию их преодоления. Главные моменты, связанные с рисками проекта, должны быть описаны в доступной форме и объективно.

9. Приложение. В приложении даются документы, не являющиеся частью основного текста, но необходимые для подтверждения его положений и расчетов. Чаще всего в нем даются юридические документы: копии контрактов, лицензий, патентных документов, а также документов, из которых взяты исходные данные.

Бизнес-план по проектам дополняется технико-экономическими обоснованиями (ТЭО), в которых дается расчет экономической эффективности проекта.

10 Финансовый план

Основная задачафинансового планирования — поиск и выбор наиболее выгодного и финансово-устойчивого варианта финансового плана (бюджета) фирмы.

Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.

В финансовом плане отражаются конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Он охватывает товарно-материальные ценности, финансовые потоки всех структурных подразделений, их взаимосвязь и взаимозависимость.

Финансовый план является завершающим синтезирующим и отражающим в стоимостном выражении результаты деятельности фирмы. Информационной базой для составления финансового плана является главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс и приложения к балансу.

В финансовом плане фирмы, предприятия находят отражение:

§ доходы и поступления средств;

§ расходы и отчисления денежных средств;

§ кредитные взаимоотношения;

§ взаимоотношения с бюджетом.

Результаты расчетов указанных доходов и расходов сводятся в форму «Баланс доходов и расходов». В состав документов финансового планирования входит также баланс фирмы.

Баланс предприятия

Баланс предприятия — это сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. Отчетный баланс служит основой для первой стадии финансового планирования — анализа финансовых показателей. При этом обычно используют внутренний баланс, т.е. баланс, отражающий истинное финансовое положение фирмы, для внутрифирменного пользования. Специально для публикации составляют внешний баланс направленный обычно на преуменьшение размеров прибыли для снижения сумм налогообложения и создания резервного капитала и других причин. Для лучшего планирования финансов на фирмах составляется план финансовых потоков предприятия.

В доходной части отражаются доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы (различные поступления, прибыль от совместной деятельности и др.), внереализационные доходы и чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности). По тем же статьям что и доходы отражаются расходы.

Бюджет предприятия

Неотъемлемой частью краткосрочного и долгосрочного планирования является бюджетирование.

Любой план действий должен сопровождаться составлением бюджета (сметы расходов и доходов), который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей.

Бюджеты могут составляться для: фирмы, предприятия, подразделений.

Бюджет намного превосходит план с точки зрения строгостибухгалтерского учетаи обязательности исполнения. Бюджет имеет смысл только тогда, когда он проводится в жизнь, т.к. простая смета доходов и расходов не имела бы ценности.

Предприятие в целом разрабатывают генеральный или основной бюджет, в котором в стоимостном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет — это финансово количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, обеспечивающих оперативное и финансовое управление.

Виды финансовых планов

Стратегические планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как бизнес-единицы.

В наиболее общем виде стратегический финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:

1. Инвестиционная политика предприятия:

§ политика финансирования основных средств;

§ политика финансирования нематериальных активов;

§ политика в области долгосрочных финансовых вложений.

2. Управление оборотным капиталом:

§ управление денежными средствами;

§ управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия);

§ управление запасами.

3. Дивидендная политика предприятия.

4. Финансовые прогнозы:

§ прогноз доходов предприятия;

§ прогноз расходов;

§ общая потребность в капитале;

§ бюджет денежных средств.

5. Учетная политика предприятия.

6. Система управленческого контроля.

Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого источника финансирования, проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

Оперативные планы — это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т. п.). Оперативные планы входят как составная часть в годовой или квартальный общий бюджет предприятия.

Для учета возможных факторов неопределенности и связанного с ней риска рекомендуется готовить несколько вариантов финансовых планов: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный.

Оперативный план

Оперативные финансовые планы — инструмент управления денежными потоками.

Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет поступающих средств. Это требует повседневного эффективного контроля за формированием финансовых ресурсов. В целях контроля за поступлением финансовой выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов организации необходимо оперативное финансовое планирование, которое дополняет текущее. При составлении оперативного финансового плана необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности организации, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает:

§ составление и исполнение платежного календаря;

§ расчет потребности в краткосрочном кредите;

§ составление кассовой заявки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: