Исследование тонкой моторики




Методика

Выполнение задания предполагает (а) просмотр видеофильма с ведением протокола наблюдения, предусмотренного инструкцией; (б) вынесения диагностических суждений и (в) их сопоставительный анализ.

Материал

Для установления контакта с ребенком и его настройки на работу использовались кубики Кооса.

Диагностика готовности детей к школе осуществлялась с помощью модифицированной методики А.Керна. В нее входят несколько заданий (рисунок человечка; подражание письменным буквам; срисовывание группы точек; ответы на вопросы), для формализованной оценки качества выполнения которых предлагается система критериев.

Установление контакта. Задание «Кубики Кооса»

Цель: знакомство с ребенком, установление контакта, получение его согласия на совместную работу.

Диагностика пространственного мышления.

Методика Кооса [1]

Цель: выявление особенностей конструктивного праксиса, сообразительности, внимания, личностной позиции в отношении выполнения задания.

Инструкция испытуемому: выбери картинку из альбома и сложи ее из кубиков.

Инструкция наблюдателям: выявить основные особенности деятельности ребенка.

 

2. Задание «Нарисуй человечка» (модификация теста А.Керна)

Цель: оценка общего уровня умственного развития в соответствии со степенью глобализации фигуральных рисунков.

Инструкция испытуемому: нарисуй человечка, как сможешь.

Инструкция наблюдателям: выявить основные особенности деятельности ребенка.

Определяет уровень интеллектуального развития, прорисовка деталей.

 

Исследование тонкой моторики

Цель: оценка способности копирования условного графического изображения.

а) Подражание письменным буквам (тест Н.И.Гуткиной)

Инструкция испытуемому: внимательно рассмотри все детали домика и нарисуй точно такой же.

б) Срисовывание точек(тест А.Керна)

Инструкция испытуемому: внимательно посмотри, как расположены точки и нарисуй точно такую же картинку.

 

 

4. Вербальное мышление (тест Й.Йирасека)

Цель: оценка речевой деятельности и степени сформированности умственных операций

Инструкция испытуемому: ответь на вопросы.

Инструкция наблюдателям: выявить особенности речевой деятельности ребенка.

 

Испытуемыми были девочка Полина (23 июня 2001) и мальчик Артем (4 мая 2001). Наблюдение происходило с помощью видеосъемки.

 

Задание 1. Кубики Кооса.

Данные наблюдения Комментарии
Полина. Девочка понимает, что от нее требует и покорно выполняет задание. Руки вместе, корпус тела наклонен вперед. Немного напряжена, не очень общительна. Столкнувшись со сложностями, просит о помощи психолога. Задание упрощается, делением на более легкие части. Но девочка все еще сложно его выполнить, она не понимает и сама это признает. Полина выполняет это задание аккуратно, переходит от кубика к кубику. Темп работы меняется в зависимости от сложности задания. Девочка сидит прямо, никаких лишних движений.        
Артем. Он очень хорошо справляется с заданием. Сосредоточен, при этом ведет себя довольно свободно. Просит наиболее сложные картинки. Во время выполнения уточняет у психолога, правильно ли он все делает. На протяжении этого задания и вообще, всего эксперимента держится очень свободно, постоянно меняет позы. Общается с психологом совершенно спокойно, будто между ними нет разницы в возрасте. Мальчик начинает выстраивать кубики снизу, а не сверху. К тому же, чаще всего строит кубики в хаотичном порядке. Он уверен в себе, и в итоге у него все отлично выходит. Артем, доволен собой и с радостью приступает к следующему заданию.    

Задание 2. Нарисуй человечка.

Полина. Ребенок типично начинает рисовать снизу. Рисует по центру. Упускает некоторые детали: ступни, пальцы (не хватает одного), волосы, ресницы, нос, брови. После девочка все правильно дорисовала. Она сделала рисунок более менее симметричным. Очень аккуратно и внимательно писала имя человечка. После окончания задания, Полина очень обрадовалась результату. Артем. У него долго не получалось нарисовать рисунок. В большинстве случаев он просто зачеркивал и начинал снова, либо на этом же листе, либо на другом. Главной причиной неудач было то, что человечек не помещался на листе, либо не хватало места для ног, либо для туловища. Из раза в раз он повторяет те же ошибки. Это вызывает у него злость, агрессию, ему не нравится то, что это задание у него не выходит. Делает так же ошибки в деталях. Он отвлекается, переключает свое внимание на карандаш, уделяет ему очень много времени. Результаты выполнения задания: Полина – 2 балла (не хватает ушей) Артем – 3 балла.

 

Задание 3. Исследование тонкой моторики.

Полина. Девочке нужно было точно срисовать картинку с домиком. Расположила она все точно так же, как было на эталоне. Часто сравнивала свой рисунок с предложенным. После подсказки психолога, начала подсчитывать детали. Девочка сидит спокойно, не пытается поменять положение тела. Далее её нужно было срисовать точки. С этим заданием она справилась превосходно. Срисовала точно также как на эталоне, не прикладывая к этому большое количество усилий. Девочка не реагирует на похвалу. Она способна сама оценивать свой успех. Артем. С первой частью этого задания – срисовать домик, Артем справился нормально. Но у него так же как и в предыдущем задание были сложности с расположение рисунка на листе. Опять отвлекается, перестает слушать психолога. Рисует, соблюдая детали, считает количество бревен в заборе, рисует, не отрывая руки. Нарисовал больше клубков дыма, чем следует – заволновался, спросил, нет ли в этом ничего страшного. С рисованием точек Артем совсем не справился. Количество точек совпадет с тем, что было на эталоне. Но пропорция радикально отличается. Он нарисовал их очень близкими друг к другу. Артем не доволен собой, ему не нравится это задание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: