Лекция по теме: «Человек».
Лекция № 2.
Медицинские аспекты социально-биологическая проблемы. Здоровье и болезнь.
Индивид, личность, индивидуальность.
Сущность и существование. Смысл жизни: постановка проблемы.
Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека.
Проблема свободы человека.
Судьба человека, смысл его жизни и место в мире.
Медицинские аспекты социально-биологическая проблемы. Здоровье и болезнь.
Продолжая предыдущую лекцию, вспомним, что мы говорили о единстве биологического и социального. Стоит сказать о применении антопного принципа в медицине.
Антропологический подход к изучению морфологии, физиологии и патологии заключается в учете особенностей строения тела человека, связанных с антропогенезом, его возрастными, половыми и конституциональными особенностями. Медицинская антропология связывает психобиологическую конституцию человека, его предрасположенность к возникновению определенных заболеваний у людей с определенным соматипом.
В предмет медицинской антропологии входят исследования на стыке общей антропологии, этнографии, клиники, анатомии и физиологии, медицинской генетики, психологии и психиатрии, медицинской социологии. Центральными проблемами этой науки становятся валеология, формирование здорового образа жизни людей, взаимосвязь различных наук о человеке с практической и прежде всего с профилактической и клинической медициной.
Одним из ключевых понятий современной медицинской антропологии становится понятие качества жизни, связанное со здоровьем. Министр здравоохранения РФ академик РАМН Ю.Л. Шевченко определяет качество жизни как интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функнионирования человека, основанную на его субъективном восприятии. Такое определение может служить примером применения в исследован принципа антропологизма, в котором сочетается целостный системный анализ с философской рефлексией, самопознанием человека.
|
= анторопологический принцип
= психосоматика
Здоровье и болезнь.
Индивид, личность, индивидуальность.
Понятия «индивид», «личность», «человек» — однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность — резкое разграничение и противопоставление этих понятий. Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой — часть социально-практического бытия, наводит на мысль, что по своей структуре понятия «человек», «личность», «индивидуальность» включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных измерениях и соотношениях.
Человек как система представляет собой относительно устойчивое единство элементов и их отношений, выделенных на основе принципов сохранения, или инвариантности, а также единства внутреннего содержания системы и ее внешних отношений.
Наиболее общим, родовым понятием является понятие «человек». Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.
|
Что касается понятия индивид, то это — единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.
Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».
|
Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода.
Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид. В понятии индивида не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются.
Понятие «личность» весьма богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. Человека делает личностью его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - от лат. indiduum - неделимое. Уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.
В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.
ЛИЧНОСТЬ - 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
ЛИЧНОСТЬ - Этимология. от русск. личина (личина соответствует термину persona - исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра). Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный мир.
Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность — это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.
Социальная индивидуальность человека не возникает, конечно, на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем более значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человекам в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.
Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Качество общественных отношений и общения людей как в историческом плане, так и в плане «наличного бытия» оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, ее конкретные состояния и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека — та основа, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности обнаруживается только в деле.