Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 31»
СОГЛАСОВАНО
зам.директора по УВР
______/ Буканова Н.А./
«___»__________2017г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №31
________/Юрьева Г.А./
«___»____________2017г.
Приказ №_____ от «____»_______2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По музыке
Для 4- а класса
На 2017 -2018 учебный год
Срок реализации данной программы: 1 год
Уровень обучения: базовый
Составитель программы: Лёшина А.Г.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании Педагогического совета
Протокол №___от «___»__________2017 года
г.Севастополь
2017г.
Статус документа
Рабочая программа по музыке ориентирована на обучающихся 4 – а класса, составлена на основе примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Музыка. Начальная школа», Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. М., «Просвещение» 2010г.
Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:
• Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576)
• Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ №31
• Устав ГБОУ СОШ №31
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета; формы и средства контроля; содержание тем учебного предмета; тематическое планирование. (Приложение – календарно-тематическое планирование).
|
Общая характеристика учебного предмета, цели и задачи.
Отличительная особенность данной программы - охват широкого культуро-логического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, на пример, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
|
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Планируемые результаты освоения предмета:
Личностные результаты освоения содержания предмета:
У выпускника будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на музыку,
-осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания
в собственных поступках;
–эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения,
-жизненного оптимизма;
– любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
– учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности;
– знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
– основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
– навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой
деятельности;
– основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
Обучающийся получит возможность для формирования:
|
-устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении;- гражданской идентичности на основе личностного принятия культурных традиций, уважения
к истории России;
- чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства;
- толерантности на основе представлений об этнической самобытности музыкального искусства разных народов;
- представлений об эстетических идеалах человечества, духовных отечественных традициях;
- способности видеть в людях лучшие качества;
- способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.
Метапредметные результаты освоения содержания предмета:
Регулятивные УУД
У выпускника будут сформированы:
понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнитель-
скими и учебными задачами;
– различать способ и результат собственных и коллективных действий;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других
людей;
– вносить необходимые коррективы в действие
после его оценки и самооценки;
– осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
-различать способ и результат собственных и коллективных действий;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других
людей;
– вносить необходимые коррективы в действие
после его оценки и самооценки;
– осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
-воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
– высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
– принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;
– действовать самостоятельно при разрешении проблемно - творческих ситуаций в учебной и
внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные УУД
У выпускника будут сформированы:
осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в открытом информационном
пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
– использовать знаково -символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально - исполнительских) задач;
– воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;
– строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– устанавливать аналогии;
– представлять информацию в виде сообщения
с иллюстрациями (презентация проектов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях
музыкальной культуры;
– фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ;
– соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
– строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно - музыкальной выразительности;
– произвольно составлять свои небольшие тексты
, сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости
от конкретных условий;
– строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
– выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
– контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
– продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
– стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального
произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позиию и координировать ее с позицией партнеров;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других
участников в процессе импровизаций, хорового
пения, коллективной творческой деятельности;
– участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного
культурного досуга.
Предметные результаты освоения содержания предмета:
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся научится
-продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
-воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
-проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
-высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
-продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
-показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
-выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
-передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
-охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
-определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык
народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
-исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
-расширению жизненно-музыкальных впечатлений, от общения с музыкой разных народов, стилей, композиторов;
-выявлению характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- навыкам эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
-расширению представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- умению давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
-совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности,
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в
различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации
музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме
при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу
в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотеки).
Важнейшими условиями реализации программы являются:
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Система оценки достижения планируемых результатов