КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО МУЗЫКЕ .




 

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений,

импровизацию, коллективное музицирование:

  • насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
  • умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
  • умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
  • каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «5»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «3»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «2»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны -учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

 

Нормы оценок.

Оценка «5»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

Оценка «4»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

Оценка «3»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

Оценка «2»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

 

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.

 

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, творческих работ, игр, тестирования, уроков-концертов.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в конце каждой четверти.

Контроль и учет знаний и умений на уроке музыки должны стать стимулом в достижении успешных учебных результатов, активизировать учащихся, воспитывать у них критическое отношение к своей работе и приучать их к самоконтролю. Объективная и справедливая оценка основывается не на формальной проверке, а на систематическом и целенаправленном учете всей музыкальной деятельности ученика на уроке.

Пение

основные критерии:

1. знание мелодии и слов песни;

2. чистота интонирования и ритмическая точность исполнения;

3. качество звучания песни, выразительность исполнения, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность;

4. единство ансамблевой звучности в коллективном исполнении.

На основе анализа данных, полученных по перечисленным критериям, оценивается собственно исполнение учеником песни:

Оценка «5», если обучающийся:

- знает текст песни;

- точно передаёт мелодию, ритм знакомой песни, несложной попевки без музыкального сопровождения;

- поет выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, её выразительные особенности;

- поёт ровно, не выделяясь и не злоупотребляя громкостью звучания своего голоса при хоровых ответах;

Оценка «4», если обучающийся допускает погрешности в ответе по какому-либо одному из перечисленных критериев.

Оценка «3», если обучающийся:

- не уверенно знает текст;

- передаёт мелодию знакомой песни неточно или с поддержкой голоса педагога;

- поёт недостаточно выразительно;

- с трудом управляет громкостью своего голосового аппарата при хоровом пении.

Оценка «2»:

- не знает текста песни

- неточно интонирует и передаёт ритм песни;

- поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно или совсем отказывается петь по не уважительной причине;

- злоупотребляет громкостью своего голосового аппарата при хоровом пении.

Слушание музыки

основные критерии:

1) правильность ответа;

2) полнота ответа;

3) точность формулировок и использование специальной терминологии;

4) развернутость суждений о музыке;

5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания.

На основе анализа данных, полученных по перечисленным критериям, оценивается восприятие учеником музыкального произведения:

Оценка «5», если обучающийся:

- внимательно, увлеченно слушает музыку (выражение глаз, мимика);

- адекватно определяет характер музыкального произведения (использует разнообразные определении, образную речь);

- определяет жанр (песенный, танцевальный, маршевый и д.р.);

- определяет форму музыкального произведения (количество частей в 1,2,3х частной форме, вариация, форме рондо, вступление, проигрыш, запев и припев в песне);

- выделяет наиболее яркие элементы музыкальной речи (динамика, тембр, регистр, темп, силу звука и д.р.).

Оценка «4», если обучающийся

правильно отвечает по всем перечисленным выше критериям, но с незначительной подсказкой педагога.

Оценка «3», если обучающийся:

- слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;

- определяет характер музыки, используя одно-два определения, например, «весёлая» или «грустная»;

- ошибается в определении жанра музыкального произведения или определяет с подсказкой педагога;

- определяет форму произведения (части, запев, припев) с помощью педагога;

- выделяет некоторые выразительные средства (два-три).

Оценка «2», если обучающийся:

- слушает музыку без интереса, часто отвлекается;

- не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом («грустно», «весело»);

- ошибается в определении жанра музыкального произведения или отказывается выполнять задание;

- ошибается в определении формы произведения или отказывается выполнять задание;

- не может назвать ни одного средства музыкальной выразительности.

 

Содержание программы

Класс (34 часа)

«Россия-Родина моя» — 3 ч.

Урок 1. Мелодия.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки.Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С. Рахманинов «Концерт №3», В. Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В. Рахманинов «Вокализ»).

Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М. Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К. Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».

Урок 3. «Я пойду по полю белому…», русские народные песни.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М. Глинка).

«День, полный событий» — 2 ч.

Урок 4. «День, полный событий»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С. Пушкина, в музыке русских композиторов (Г. Свиридов, П. Чайковский) и в изобразительном искусстве (В. Попков «Осенние дожди»).

Урок5. «Что за прелесть эти сказки!».

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С. Пушкина и в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

 

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» — 2 ч.

Урок 6. Композитор — имя ему народ.

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 7. Оркестр русских народных инструментов.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

 

 

«В концертном зале» — 6ч.

Урок 8. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель)

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Особенности исполнения.

Урок 9. Обобщающий урок I четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений за I четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Урок 10. Композитор Шопен. Танцы.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Урок 11. Старый замок. Счастье в сирени живет.

Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П. Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с жанром романса на примере творчества С. Рахманинова (романс «Сирень» С. Рахманинов).

Урок 12. Патетическая соната. Годы странствий.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната № 8 «Патетическая» Л. Бетховен).

Урок 13. Вариации.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А. Бородин («Ноктюрн»), П. Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

«День, полный событий» — 3 ч.

Урок14. Зимнее утро, зимний вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А. Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В. Шебалина «Зимняя дорога»).

Урок 15. «Приют, сияньем муз одетый…»

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).

Урок 16. Обобщающий урок II четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений за II четверть. Исполнение разученных произведений. Тест по итогам полугодия.

«В музыкальном театре» — 6ч.

Урок 17. Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим….

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров — оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М. Глинки — интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности.

Урок 18. Сцена в лесу.

Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Урок 19. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Урок 20. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М. Глинка, М. Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Урок 21. Балет «Петрушка».

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров — балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф. Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

Урок 22. Театр музыкальной комедии.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров — оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» — 6 ч.

 

Урок 23. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В. Рахманинов, «Революционный этюд» Ф. Шопен). Развитие музыкального образа.

Урок 24. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор — исполнитель — слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И. Бах, «Патетическая соната» Л. Бетховен, «Утро» Э. Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б. Окуджава, «Песня о друге» В. Высоцкий).

Урок 25. В каждой интонации спрятан человек.

«Зерно» — интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л. Бетховена «Патетическая соната», Э. Грига «Песня Сольвейг», М. Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Урок 26. Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н. Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 27. Рассвет на Москве-реке.

Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П. Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» — вступление к опере «Хованщина»).

Урок 28. Обобщающий урок III четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений за II четверть. Закрепление полученных знаний. Исполнение разученных произведений.

«О России петь — что стремиться в храм» — 2 ч.

Урок 29. Святые земли Русской. Илья Муромец.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богатырские ворота» М.П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А. Бородин).

Урок 30. Кирилл и Мефодий.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» — 4 ч.

Урок 31. Ярмарочное гулянье.

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле (Хор из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского — «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П. Чайковского — «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский).

Урок 32. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

Урок 33. Царит гармония оркестра.

Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Урок 34. Обобщающий урок IV четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Проверочная работа. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

 

Тематическое планирование

Разделы и темы Кол-во часов  
 
  Россия — Родина моя.    
  О России петь – что стремиться в храм.    
  День, полный событий    
  Гори, гори ясно, чтобы не погасло!    
  В концертном зале.    
  В музыкальном театре.    
  «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»    
  Итого    

 

Календарно – тематическое планирование

Разделы и темы Кол-во часов Дата план Дата факт.
  Россия — Родина моя.      
  Мелодия.   06.10  
  Как сложили песню. Звучащие картины.   13.  
  «Я пойду по полю белому…», русские народные песни.   20.10  
  День, полный событий.      
  День, полный событий.   27.10  
  «Что за прелесть эти сказки!!»   10.11  
  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»   16.11  
  Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России.   17.11  
  Оркестр русских народных инструментов.   21.11  
  В концертном зале.      
  Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).   23.11  
  Композитор Шопен. Танцы.   24.11  
  Старый замок. «Счастье в сирени живет».      
  Патетическая соната.      
  Годы странствий.      
  Вариации      
  День, полный событий.      
  Зимнее утро. Зимний вечер.      
  «Приют, сияньем муз одетый…»      
  Обобщающий урок II четверти.      
  В музыкальном театре.      
  Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим….      
  Сцена в лесу.      
  Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.      
  Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.      
  Балет «Петрушка».      
  Театр музыкальной комедии.      
  «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»      
  Прелюдия. Исповедь души Революционный этюд.      
  Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты.      
  В каждой интонации спрятан человек.      
  Обобщающий урок III четверти      
  Музыкальный сказочник.      
  Рассвет на Москве-реке.      
  «О России петь — что стремиться в храм».      
  Святые земли Русской. Илья Муромец.      
  Кирилл и Мефодий.      
  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»      
  Ярмарочное гулянье.      
  «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.      
  Царит гармония оркестра. Обобщающий урок IV четверти.      
  Обобщающий урок IV четверти      
  Итого      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: