Пречистенка (Кропоткинская улица)




Улица родилась в начале XVI века как дорога от Чертольских ворот к Новодевичьему монастырю. Царь Алексей Михайлович, отец Петра I, в 1658 г. переименовал Большую Чертольскую улицу, как она поначалу называлась, в Пречистенку, так как Новодевичий монастырь славился иконой Пречистой девы. Кропоткинской улица была названа в 1921 году в память известного революционнера-анархиста П. А. Кропоткина, родившегося в переулке близ этой улицы. [1]

Со времен опричнины Ивана Грозного за Чертольскими воротами стояли дворы знатных людей. К концу XVII в. они вытеснили многие дворы слобожан, а в 1699 году, когда Петр I упразднил стрелецкие полки, и Зубовская стрелецкая слобода стала заниматься людьми других слобод. Со второй половины XVIII в. среди домовладельцев стали преобладать богатая дворянская знать, для которой лучшие архитекторы построили роскошные особняки. В конце XVIII – начале XIX в. Пречистенка и ее переулки стали самой аристократической частью Москвы. [2]

В пожар 1812 г. улица сильно пострадала, однако быстро отстроилась, приобретя новую красу. После 1860-х дома и земельные участки стали переходить от скудеющего дворянства к богатеющей буржуазии. Многое было перестроено до неузнаваемости. В начале XX в. над малоэтажными особняками кое-где взметнулись громады буржуазных доходных домов. В декабре 1905 г. Пречистенка была перегорожена баррикадами, однако вскоре царские войска пробились по ней к Зубовской площади. В 1917 г. улица стала ареной особо ожесточенных сражений. [1]

После революции улица внешне изменилась мало. Кое-где появились новые дома и скверы. С улицы были сняты трамвайные пути, мостовая – заасфальтирована. В 1990 г. улице вернули прежнее имя. [1]

 

В доме № 11 расположен музей Л. Н. Толстого. Первоначально здесь была усадьба, построенная А. Г. Григорьевым в 1817-1822 гг. для А. В. Лопухина. В ансамбль усадьбы входят главное здание, примыкающая к нему белокаменная ограда и одноэтажный флигель во дворе. Небольшой корпус, примыкающий к флигелю со стороны ворот, выстроен в 1896 г. по проекту А. А. Остроградского. Главный дом является одним из наиболее характерных памятников ампирного жилого строительства в Москве. Одноэтажное деревянное здание на каменном полуподвале стоит по линии улицы. Фасад с шестиколонным портиком в центре воспринимается на узкой улице преимущественно в резком ракурсе, что делает его более компактным. Простая композиция фасада обогащена окнами с крупными веерными замками по сторонам портика и богатым набором гипсовых декоративных деталей. С большим мастерством выполнена тончайшая лепка карнизов. С 1920 г. в здании размещен музей Л. Н. Толстого. В 1972 г. в саду установлен памятник Толстому, созданный С. Д. Меркуровым в 1912 г. [2]

В доме № 12 по Пречистенке находится музей А. С. Пушкина. Ансамбль, сооруженный к 1815 г. на месте сгоревшей усадьбы князя Барятинского, является одним из лучших образцов ампирной жилой застройки Москвы. Усадьба включает главный дом, жилой корпус по Хрущевскому переулку, построенный около 1797 года, служебные корпуса, арку въезда, сад и ограду вдоль улицы, а также палаты XVII века. Деревянный одноэтажный главный дом построен в 1814 г. А. Г. Григорьевым. Автором создана очень эффектная композиция здания с двумя парадными фасадами, из которых уличный подчеркнут выступающим центром На садовом фасаде помещена терраса. Богатый лепной декор включает львиную маску, созданную Г. Т. Замараевым для Московского университета. Внутренняя планировка сохранилась – анфилада зал вдоль фасадов и обращенные во двор и в сад пониженные жилые помещения первого этажа, каменный подъезд с парадной лестницей. В здании с 1961 г. после капитальных реставрационных работ размещается музей А. С. Пушкина. Каменное двухэтажное здание имеет характерный для конца XVIII в. фасад с вертикальными нишами, соединяющими окна первого и второго этажей. Ограда с парадным въездом, оформленная белокаменными полуколоннами и аркой ворот, возможно, осталась от усадьбы XVIII века. [3]

Дом под № 19 построен в 1780-х гг. в усадьбе князей Долгоруких. Его сложный ансамбль развернут по линии улицы. Главный корпус со строгим крупным портиком соединялся колонными галереями на арках с боковыми флигелями, уличные торцы которых были выделены тройными итальянскими окнами и балконами. Дом горел в 1812 г. и отстраивался до 1847 года. На боковых крыльях появился измельченный лепной декор и пилястры. В 1869 г. для учрежденного здесь учебного заведения к зданию были пристроены со двора два трехэтажных корпуса, что исказило первоначальную объемную композицию. Основой внутренней планировки является протяженная анфилада зал второго этажа, богато и разнообразно декорированных. [3]

Старый Арбат

Название улицы дошло до нас от 1493 года, когда здесь от оставленной в церкви Николы на Песках свечи начался пожар, от которого выгорела почти вся Москва. [2]

Существуют несколько версий происхождения слова “Арбат”. В его основе может лежать слово “горбат”, отражающее кривизну местности, или татарское слово ”арба”. Возможно также, что слово “Арбат” – арабское, означает “пригороды”, которыми действительно являлась эта местность в ХIV-XVI веках. Вероятно, его занесли к нам купцы из Сурожа, современного Судака в Крыму, торговавшие с Персией, Аравией и другими странами. Приезжали они в Москву еще в 1356 году. “Арбатом” называлась тогда не только современная улица, но и вся местность от Кремля до теперешнего Садового кольца. Официально название “Арбат” с конца XVIII века осталось только за современным Арбатом. [1,4]

В XV-XVI веках по Арбату шла Смоленская дорога, сперва от Новодевичьего монастыря по Плющихе, потом из Дорогомилова. Торговля Москвы со Смоленском была очень оживленной, особенно после возвращения Москве Смоленска в 1522 году; по улице стояло много дворов, церквей и лавок. Часто улица видела русские войска, отправлявшиеся на защиту западных рубежей страны, видела и нашествие на Москву восточных. Южных и западных соседей. В связи с этим на улице и к северу от нее в XVI веке были поселены два стрелецких полка: один – посреди улицы, другой – в конце ее. В XVII веке в конце улицы, по южной ее стороне, был поселен и третий стрелецкий полк. Кроме стрельцов, на улице и в ближайших к ней переулках в это время жили дворцовые плотники, мастера серебряного дела, Денежного двора. [1]

При пожаре 1736 года конец улицы сильно погорел. В это время ширина ее здесь была от 5 до 9 сажень. На погоревших местах ее расширили до 9 сажень. [2]

Ко второй половине XVIII века дворянство вытеснило с Арбата купцов и ремесленников, и улица стала аристократической. В 1812 году Арбат горел, но быстро возродился, сохранив почти прежний контингент жителей. [1]

Во второй половине XIX века на дворянский Арбат повела решительное наступление крепнущая московская буржуазия. Тихий Арбат оживился, стал суетливым, шумным, деловитым: облик его быстро начал меняться. Во всех домах появились магазины и лавки. В 1880 году по узкому Арбату впервые прозвенела конка, в 1908 году ее сменил трамвай, в 1935 году замененный троллейбусом. [1]

В 80-е годы нашего века старинную улицу было решено превратить в заповедную, пешеходную – первую в Москве. Для этого с нее убрали транспорт, по-новому замостили, убрав тротуары, обновили фасады домов в соответствии с их первоначальным обликом, установили высокие гроздевые фонари. [2]

Дом № 25, построенный Р. А. Гедике в 1871 году, принадлежал Обществу русских врачей, которое в благотворительных целях открыло в нем лечебницу, аптеку, существующую до сих пор, и учредило для своих членов медицинскую библиотеку. Многоэтажные доходные дома № 27 и № 29 – детища предреволюционной архитектуры, каких на Арбате в те годы было особенно много.

За Кривоарбатским переулком, на участке № 37 расположена городская усадьба начала XIX века. В основе существующего ансамбля находится небольшая усадьба, в 1806 г. принадлежавшая А. А. Всеволжскому, а вскоре перешла к В. А. Бобринскому. Уже тогда по линии улицы стоял каменный дом, выстроенный намного раньше. В 1810-х гг. вокруг двора появились каменные службы. Со стороны переулка – слева и сзади – усадьбу окружали два владения, выгоревшие в 1812 г. и присоединенные к ней в 1820-х. Заднее владение вскоре опять отделилось, а на углу улицы и переулка был устроен сад. В 1825-1827 гг. дом и службы были расширены и заняли почти весь периметр двора. Пристройки к торцам дома удлинили его уличный фасад, а левая из них, сильно вытянутая в глубину, отделила двор от сада и образовала второй фасад усадьбы. Г-образный дом с вытянутым левым крылом воспринимается как единый монументальный массив, причем фасад крыла обработан богаче, чем уличный. Причудливый ритм окон, сгруппированных в три сложных композиции, подчеркнут тремя крупными пятнами лепного декора. Существующая обработка зданий выполнена до 1834 года. В это время владение числилось за княгиней Е. С. Гагариной (до замужества – Семеновой), известной трагической актрисой. В конце XIX в. здесь разместился Военно-окружной суд. [3]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: