На месте Малой Дмитровки (с 1944 года до 1991 года улицы Чехова) до XVI века проходила большая торговая дорога из Москвы в Дмитров. После закрытия Дмитровских ворот в стене Белого города путники из Дмитрова вынуждены были проезжать Белый город через ближайшие Тверские ворота, стоявшие на нынешнем пересечении Тверской улицы с Бульварным кольцом. Поэтому дорога, а затем и улица сместились влево, тяготея к Тверским воротам. [1]
По западной стороне дороги в XVI веке стоял поселок воротников, сторожей при воротах Кремля и Китай-города На другой стороне дороги в XVI веке стояли дворы разросшейся большой Дмитровской слободы, находившейся на современной Большой Дмитровской (Пушкинской) улице, по которой тогда продолжалась Дмитровская дорога к центру города. Торговая дорога обогащала жителей Малой Дмитровской слободы, и число ее дворов за XVII век выросло с 40 в 1638 году до 200. В начале XVIII века на Малой Дмитровке стояли дворы уже именитых людей. В дальнейшем улица стала одной из аристократических, и только во второй половине XIX века, вместо знати и дворянства, среди ее домовладельцев стали преобладать купцы. [1]
В связи с пожарами XVII – XVIII веков улица была постепенно расширена с 4,5 до 11,5 сажени и вместо дерева замощена булыжником. [2]
В 1880-х годах на ней появилась конка, а в 1899 году – первый в Москве электрический трамвай бельгийского общества. Он шел от Страстного монастыря до Бутырской заставы и далее в Петровский парк. [1]
На участке № 4 расположена церковь Рождества в Путинках. Она построена на месте первоначальной деревянной церкви. С 1639 по 1652 г. были сооружены церковь, состоящая из вытянутого с севера на юг четверика и прямоугольного алтарного объема, кубообразный придел Неопалимой купины с горкой кокошников и завершением в виде
|
шатра на барабане, двухъярусная, с высокими арками звона, колокольня между ними и небольшая трапезная. Богатая композиция этого небольшого, но оригинального комплекса объяснима тем, что он был построен в расчете на обзор с любой стороны. Живописный силуэт и разворот здания воспринимался как зрелищный акцент, созвучный “тройне” шатров, завершавших воротную башню Белого города. Существующая трапезная была выстроена в конце XVII века. Низкая постройка с шатровым крыльцом, выступившим на улицу, дополнила живописную композицию храма. Единство облика всего комплекса создается также его богатым декором, выполненным из специально формованного кирпича. Характер обработки шатров, сложные карнизы и кокошники продолжают традиции XVI века. Декор храма – яркое проявление архитектурного узорочья, которое стало отличительной чертой московского зодчества конца XVII века. Внешний вид церкви мало пострадал от переделок, исключая фасады трапезной, которая перестраивалась в XIX веке. Интерьеры церкви не сохранились. [3]
Дом № 6 по Малой Никитской построен в 1907-1908 гг. по проекту И. А. Иванова-Шица. Здание делится на две части; переднюю, развернутую вдоль улицы, с большим зрительным залом в центре и заднюю, замкнутую внутри глубокого двора. Здесь находились помещения купеческого клуба: гостиные, “карточные”, столовые, библиотека. В 1912-1914 гг. здание было расширено пристройкой к дальнему торцу по проекту В. Д. Адамовича. Фасад здания выполнен в парадных формах ранней неоклассики, в некоторых деталях еще связанной с модерном. Центральная колоннада заглублена между двумя мощными башнями. Тяжелую представительность этой симметричной композиции нарушают по-разному оформленные подъезды в выдвинутых вперед башнях. Несколько более свободно трактованы крылья фасада с чисто функциональными различиями в размещениями окон. Все части здания обильно украшены лепниной. Простые по форме интерьеры клуба были решены в стиле модерн. Вся отделка вплоть до осветительных приборов, мебели и рисунка тканей отличалась художественным единством. Эта декорация, частично сохранившаяся до нашего времени, создает впечатление своеобразного мрачноватого уюта. Резким контрастом основному зданию является архитектура задней пристройки в “стиле” неоклассицизма 1910-х. Ее наружная обработка и интерьеры выполнены в чистых, суховатых формах; в интерьерах, окрашенных в светлые тона, почти отсутствуют дорогие отделочные материалы. В 1936 здание занял Театр имени Ленинского комсомола, преобразованный из помещавшегося здесь же Театра рабочей молодежи. [3]
|
Заключение
В этом году мы отмечаем 850-летие нашего города. За эти годы Москва сильно выросла, и сейчас Земляной город, о котором я рассказал в реферате, занимает лишь небольшую часть ее территории. До XVII в. наш город был ограничен Садовым кольцом, поэтому именно в его центре сосредоточено наиболее ценное, что накопила Москва за столетия своей истории. Большинство архитектурных памятников XV-XVII вв. находятся на территории Земляного города. Его западная часть особенно богата ими, так как она в основном была заселена дворянами, строившими уникальные по своей архитектуре особняки.
|
Каждый дом – памятник культуры своего времени, поэтому очень жаль, что многие из них были утеряны в 1920-30-е годы. Печальные уроки прошлого заставляют глубже всматриваться в то, что уцелело, и больше ценить его. Именно исторически сложившийся разнородный архитектурный облик Москвы представляет собой “лицо” города и сохранить его – общий долг всех москвичей.
В реферате я рассказал только о наиболее крупных радиальных улицах западной части Земляного города и о нескольких памятниках архитектуры на каждой из них, потому что невозможно полностью описать их все. Более мелкие и менее известные улицы и переулки тоже очень важны для истории и архитектуры Москвы.
В процессе написания реферата я узнал очень много нового об истории и архитектуре Москвы. До работы над ним я знал очень мало о названиях московских улиц и их истории. Например, я узнал, что существует несколько версий происхождения слова “Арбат”, о котором я раньше не задумывался. Я узнал очень много нового для себя об архитектуре города, о ее разнообразии. На улицах Москвы соседствуют здания различных стилей и направлений архитектуры, и это создает особенный, неповторимый облик нашего города.
Литература
1. П. В. Сытин “Из истории московских улиц”;
Москва, Московский рабочий, 1952.
2. Ю. А. Федосюк “Москва в кольце Садовых”;
Москва, Московский рабочий, 1991.
3. В. Я. Либсон и К. М. Губельман “Памятники архитектуры Москвы.
Земляной город”; Москва, Искусство, 1989.
4. Я. Е. Бродский “Москва. Спутник туриста”;
Москва, Московский рабочий, 1987.
[В1]