Эта древняя улица, а сперва дорога, тянулась параллельно берегу Москвы-реки к Лужникам, а там по броду выходила на старый смоленский путь. Слева от нее простирались густые заливные луга, где после покосов стояли стога сена. По ним улица называлась Остожьем, в XVII-XVIII веках – Стоженкой, в XIX-XX вв. до 1935 года – Остоженкой. [2]
В 1328 г. здесь упоминается дворцовое село Семченское; в середине XVI в. Иван Грозный забрал эту местность в опричнину, с тех пор лучшие участки на ней заняли крупные дворяне; в XVII в. в середине улицы находилась старая Конюшенная слобода, в конце улицы была Стадная слобода, где жили “стадные конюхи”. Ближе к центру улицы стоял с XIV в. по 1547 год Алексеевский женский монастырь, который после пожара находился где-то еще, а в 1571 г. переселился в Чертолье. На его месте в 1584 г. был построен новый женский монастырь – Зачатьевский, поставленный царем Федором Ивановичем и его женой царицей Ириной. [1]
В 1612 г. на Остоженке находился стан князя Д. М. Пожарского. Отсюда начался разгром занявших Москву войск гетмана Хоткевича. [1]
В пожар 1812 г. многие дома на улице горели, но скоро были восстановлены. [1]
В середине XIX в. улица насчитывала 49 дворов, из которых почти 80 процентов принадлежало феодальной верхушке общества. Позже дворы знати перешли в казну или купеческие руки. Основное население улицы составляли мелкие торговцы и ремесленники, чиновники низших классов, студенты и небогатая служилая интеллигенция, снимавшие у купцов-домовладельцев дешевые квартиры. На Остоженке было немало трактиров. [2]
С удорожанием земли в центре города к началу XX в. на скромную улицу обратила внимание буржуазия. На месте старых и убогих домишек стали появляться огромные доходные дома и роскошные особняки. Однако в целом улица, утратив свой классический стародворянский облик, не успела приобрести и новый, буржуазный, а как бы остановилась на полпути. В ее застройке нет даже относительной целостности, архитектурные памятники насчитываются единицами. [2]
|
В апреле 1905 г. в трактире “Голубятня” собирались рабочие близлежащих типографий, подготавливая всеобщую стачку. “Неприметная”, “второстепенная” улица сумела опровергнуть эту репутацию, осенью 1917 г. превратившись в арену ожесточенных революционных боев. [1]
В 1933-1935 гг. улица была вскрыта на большую глубину для проведения метрополитена “открытым способом”. Работы были очень трудные: приходилось переводить все трубы, не нарушая их функций. Закончены они были в 1935 г. и на улице поставлен вестибюль станции метро “Парк культуры”. Улица была названа Метростроевской. [1]
Дома? 17 и 19 построены в 1901-1902 гг. и отвечали вкусам заказчиков – богатых, но малокультурных купцов. Часть дома? 19 в 1913 г. арендовал для лечебницы доктор Бакунин. В 1937 г. на ее базе открылась районная терапевтическая больница. [2]
Весьма интересен как яркий образец стиля модерн особняк архитектора Л. Кекушева под № 21. Он построен по проекту владельца в 1901-1902 годах; в строительстве участвовал И. С. Кузнецов. Облик здания строится на формах, заимствованных из средневековой европейской архитектуры. Многоярусная граненая островерхая башенка втиснута между сильно расчлененными основными объемами; их узкие вертикальные фасады – похожие, но не одинаковые – обращены в разные стороны. Уличный фасад был увенчан фигурой льва как эмблемой владельца (Кекушева звали Львом). Архитектор лишь отталкивается от исторических мотивов, стилизуя их в стиле модерна. Он утяжеляет пропорции,
|
подчеркивает глубину ниш и оконных проемов, превращая толщу стены в почти скульптурную массу. Это здание следует считать ранним образцом архитектуры “нео-стилей”, развившейся на рубеже 1910-х годов. Внутреннее решение дома типично для своего времени. Крупные, в основном парадные помещения обоих этажей группируются вокруг лестницы; над ними расположены жилые мансарды. Через несколько лет после постройки здание было продано, поэтому в литературе особняк известен также как “дом Смитского”. [3]
Участок № 38 занимает дом П. Д. Еропкина. Главный корпус здания, расположенный параллельно Остоженке, включает несколько корпусов палат, принадлежавших еще в 1760 г. разным владельцам. В 1770-х гг. на основе всех палат был выстроен двухэтажный дом сенатора, а позже генерал губернатора Москвы П. Д. Еропкина. План дома оказался чрезвычайно запутанным. На строгом классическом фасаде был помещен парадный подъезд с колоннами, несущими балкон второго этажа. В 1800-х гг. здание перешло к Коммерческому училищу, открытому в 1804 г. для обучения купеческих детей “началам правильной коммерции”. Дом был перестроен в послепожарные годы и значительно расширен пристройкой к западному торцу и надстройкой третьего этажа. Здание получило нынешний классический фасад с десятиколонным портиком. При перестройке удалось упростить внутреннюю планировку здания; во втором этаже западной пристройки был устроен большой зал, торцы которого отделялись колоннами. После 1847 г. к западному торцу здания было пристроено крыло по линии Померанцева переулка, предназначенное для классов или спален воспитанников. Его простая архитектура сохраняет традиции позднего ампира. [3]
Образец подлинного ампира – поэтический особнячок с гербом дворян Всеволжских (№ 49). Одноэтажный деревянный дом с каменным задним крылом построен в 1820-х годах в глубине узкого, вытянутого участка и отделен от улицы [В1] металлической оградой ампирного рисунка. Главный фасад оформлен шестиколонным портиком с нарядным лепным декором. Небольшие размеры дома и характер портика, огражденного балюстрадой, придают зданию камерный оттенок. Внутри дом сохранил планировку и оформление части помещений: парадной анфилады, включающей спальню с колоннами и просторную уютную гостиную, выходящую в сад позади дома. [2]