План:
1.Система управления финансами предприятия.
2.Основные концепции финансов.
1. Финансы предприятия – совокупность финансовых отношений, возникающих в ходе предпринимательской деятельности по поводу формирования целевых денежных фондов, их распределения и использования на нужды производства и потребления.
Финансы предприятия связаны со следующими сферами деятельности:
- Организация производства на предприятии.
- Реализация продукции.
- Формирование собственных финансовых ресурсов.
- Привлечение внешних источников финансирования.
- Распределение и использование финансовых ресурсов.
В зависимости от организации – прав.формы предприятия специфика организации финансовых отношений различна.
Система управления финансами предприятия (финансовый менеджмент) – система отношений, возникающая на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы:
- источники их формирования (структура пассива баланса предприятия: УК, собственные, заемные средства),
- форма использования - вложения финансовых ресурсов (структура актива баланса предприятия: внебюджетные {основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения} и оборотные активы {незавершенное производство, ГП, запасы материалов, денежные средства и т.д.}),
В широком смысле финансовый менеджмент – это управление финансовыми потоками, целью которого является удовлетворение интересов всех сторон, участвующих в организации этих потоков.
Типы решений, которые должен принимать финансовый менеджмент:
- стратегические решения (финансовый анализ и планирование, в рамках которых необходимо решить ключевой вопрос – благоприятно ли текущее положение предприятия и какие меры способствуют его сохранению и улучшению).
|
- инвестиционные решения («куда вложить финансовые ресурсы с наибольшей эффективностью»),
- финансовые решения (управление источниками, решения о структуре пассива, откуда привлечь необходимые финансовые ресурсы),
- операционные/текущие решения (все решения, связанные с эффективностью текущей деятельности),
- кассовые решения (обеспечение платежеспособности предприятия в любой момент времени – ликвидация кассовых разрывов).
Система управления финансами предприятия может быть охарактеризована через субъект и объект управления:
Объект управления – финансовые отношения, формы размещения финансовых ресурсов и источники формирования финансовых ресурсов.
Субъект управления. Характеристики управляющей системы (субъект):
1.Организационная структура системы управления финансами - совокупность взаимодействующих структур и функциональных подразделений.
В зависимости от масштаба деятельности предприятия организационная система управления финансами может существенно варьировать. Но она должна объединять в себе ряд функций.
Функции:
1. Экономическая (будущее, планирование финансовой деятельности, планово-экономический отдел)
2. Финансовая (настоящее, финансовый отдел предприятия, «касса предприятия»)
3. Учетная (бух.учет, ориентирована на прошлое)
Формирование организационной структуры управления финансами должно соответствовать ряду принципов:
1. Принцип экономической эффективности. Оценивается целесообразность затрат на формирование подразделения.
|
2. Принцип финансового контроля. Должен быть сформирован алгоритм контроля деятельности предприятия, подразделений и сотрудников. (Например, регламент внутренних аудиторских проверок).
3. Принцип мат.ответственности. Люди, имеющие отношение к управлению мат.ценностями, отвечают за неоправданные результаты деятельности материально.
4. Принцип финансового стимулирования. Предполагает создание механизма повышения эффективности работы как отдельных подразделений, так и предприятия в целом путем организации так называемых «центров ответственности». (Активно используется при внедрении системы бюджетирования на предприятии).
Центр ответственности – это подразделение предприятия, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения поставленных задач, при этом высшее руководство определяет только один или несколько базовых критериев деятельности подразделения и устанавливает их плановые значения.
В зависимости от типа задач, стоящих перед подразделением, выделяют 4 типа центров ответственности:
1. Центр затрат – подразделения, которые работают в рамках утвержденной сметы расходов. Для такого подразделения сложно оценить доход (например, бухгалтерия).
2. Центр доходов – те подразделения, которые несут ответственность за генерирование дохода и не отвечаю за основные затраты предприятия (например, отдел продаж).
3. Центр прибыли – критерий – прибыль или рентабельность продаж. Как правило обособленные подразделения крупных предприятий с замкнутым производственным циклом.
4. Центр инвестиций – подразделения, в полномочия которого входит осуществлять инвестиции в определенные проекты (Например, дирекция по развитию).
- орг. Структуру рассмотрели.