Заседание экологического клуба «Экос»




06.03 2017

Старт экологического события «Заповедные территории России»

Участники: учащиеся 6В класса- участники клуба, ученики 11а Рощектаева Алена, Ершов Сергей, учитель биологии Никулина М.В., классный руководитель Орлова А.А

Занятие рассчитано на 60 минут.

Цель: пропаганда заповедного дела, активизация познавательной деятельности, развитие интереса к природе Урала, чувство личной ответственности за все живое на планете.

Задачи:

• просвещение учащихся о роли ООПТ в сохранении природного достояния России и уникальности отечественной заповедной системы в мировой практике охраны природы;

• познакомить с Висимским биосферным заповедником и экологическим лагерем Висимского заповедника;

• познакомиться с уникальной природой Среднего Урала, редкими растениями и животными;

• развитие личности обучаемого, формирование ноосферного мышления;

• подготовка школьников к самостоятельной продуктивной деятельности.

Вводное слово учителя:

Наше сегодняшнее заседание клуба «Экос» посвящено году экологии в России. Одной из задач сегодняшнего заседания – передача эстафеты от отряда «Ключ» учеников 11а класса. Отряда, который за пять лет работы в клубе «Экос» принес нашей школе 32 призовых места на уровне города, области и России. Всего за пять лет ребята нашей школы в эколого-биологических акциях заняли 83 места. Прежде чем я передам слово ребятам, я попрошу вас ответить на вопрос: «Какие особо охраняемые территории (ООПТ) вы знаете?» (заповедники, заказники, природные парки, национальные парки, памятники природы)

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [1].

Давайте выясним, в чем отличие этих ООПТ друг от друга? Помогите мне, объясните, в чем особенность заповедников? Заказников? Природных и национальных парков, памятников природы?

Заповедники – особо охраняемые территории полностью исключенные из любой хозяйственной деятельности ради сохранение в нетронутом виде природных комплексов

Заказники – временно охраняемые природные территории, для сохранения определенных видов растений и животных, ландшафтов, минералов.

Природные и национальные парки – и обширные участки.имеющие особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение как уникальный природный комплекс. Использование территории национального парка допускается в природоохранных, просветительских, научных целях и для регулируемого отдыха населения в специально выделенных для этой цели местах.

Памятники природы – это отдельные природные объекты, имеющие научное, культурно-эстетическое, историческое значение.

Нашезанятие особый он посвящен знаменательному событию –столетию заповедной системы. Первый заповедник на территории России — Баргузинский заповедник — был основан 11 января 1917 года. Шла гражданская война, а об охране природы не забывали.

На 2014 год в Российской Федерации действуют:

• 102 государственных природных заповедника общей площадью 33,8 млн. га (1,6% от общей площади России);

• 46 национальных природных парков общей площадью 12 млн. га (0,8% от общей площади России);

• 71 государственный природный заказник федерального значения общей площадью 13 млн. га (0,8% от общей площади России);

• 28 памятников природы федерального значения общей площадью 0,04 млн. га (0,002% от общей площади России)

Часть особо охраняемых природных территорий России имеет международный статус:

• В состав находящихся на территории России десяти объектов Всемирного природного наследия входят 11 заповедников, 4 национальных парка и 3 федеральных заказника.

• В состав 38 российских биосферных резерватов ЮНЕСКО входят - 33 заповедника и 6 национальных парков.

• В список водно-болотных угодий международного значения включено 35 российских водно-болотных угодий, расположенных, в том числе, на территории 24 ФООПТ – в 12 заповедниках, национальном парке «Мещерский» и 11 заказниках федерального значения.

• 4 заповедника (Костомукшский, Даурский, Ханкайский, Катунский) входят в состав международных трансграничных ООПТ.

Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе. [8]

Какие ООПТ Свердловской области вы знаете?

Четыре природных парка: национальный парк "Припышминские боры", природный парк "Оленьи ручьи","Река Чусовая", "Бажовские места".

Заповедники "Денежкин Камень" и «Висимский», 14 видовых и 5 комплексных заказников и 276 памятников природы.

Познакомиться с Висимским биосферным заповедником вам помогут Ершов Сергей и Рощектаева Алена в 8 классе, они приняли участие в разработке проектов по Висимскому заповеднику и стали победителями, призом был летний экологический лагерь в Висимском заповеднике.

После знакомства с заповедником, мы проведем игру. Где каждая команда наберет определенную сумму баллов, все участники по итогам игры получат призы в зависимости от набранных баллов.

Алена:

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово «заповедовать», «заповедать» означает запрет.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем[1].

Сергей:

Цель нашегомини-проекта: познакомиться с Висимским биосферным заповедником

Задачи:

-познакомиться с уникальной природой Среднего Урала, редкими растениями и животными;

-познакомить с экологическим лагерем Висимского заповедника;

-познакомиться с методами познания и изучения живой природы.

Заповедание современной территории Висимского заповедника и его охранной зоны имеет свою историю. Вогулы (манси) – использовавшие эту территорию в качестве охотничье-промысловых угодий, бережно относились к лесу, как основному источнику своего существования. Уже в советское время с 1925 по 31 годы на этом же участке существовал охотничий заказник. Висимскийзаповедник создан в 46 г. под названием «Висим».В 51 г. он был ликвидирован, а в 1971 году воссоздан под названием Висимский заповедник. В 2001 г. заповедник получил статус биосферного. Площадь охранной зоны составляет 46,1 тыс. га.

Территория заповедника находится на западном склоне Среднего Урала в верховьях правых притоков реки Чусовой. По территории заповедника проходит граница Европы и Азии. 87 % площади покрыто лесами. До 5 слайда

Алена:

Слайд 6 Флора: на территории заповедника встречаются около 458 видов сосудистых растений, мохообразных – 147, лишайников – 234;

Заповедник и прилегающие к нему территории богаты грибами. Грибная флора интенсивно изучается, только в период с 2001 по 2006 год здесь обнаружено 172 новых вида, предполагается, что всего на территории произрастает около 800 видов шляпочных грибов.

Сергей:

Слайд 7 Животный мир характерен для тайги; Много редких видов фауны. Список животных из Красных книг составляет 11 видов беспозвоночных и 26 видов позвоночных. Среди млекопитающих отмечено 6 видов (летяга, прудовая ночница, бурый ушан, северный кожанок, выдра, обыкновенный еж). Фауна птиц представлена 14 видами, среди которых были единичные встречи подорлика, скопы, авдотки. Периодически встречаются лебедь-кликун, беркут, орлан-белохвост, большой кроншнеп, оляпка.

Слайд 8 Регулярно встречаются – кобчик, обыкновенный осоед, воробьиный сыч, ястребиная сова, бородатая неясыть, седой дятел. Из пресмыкающихся и земноводных: веретеница ломкая и сибирский углозуб; среди рыб – хариус европейский, обыкновенный подкаменщик.

Алена:

Слайд 9 С декабря 2011 г. заповедникам разрешили официально заниматься познавательным туризмом. Это означает, что можно приоткрыть занавесы таинственности и показать, чем занимается заповедник и для чего он нужен. Висимский заповедник – это настоящее царство, полное загадок, тайн и необычных приключений, в живописном чистейшем месте, на берегу реки Сулем и этим летом 6 учеников нашей школы, интересующихся природой, побывали в экологическом лагере на территории заповедника.

Четверо выиграли заочный конкурс с поощрительным призом – поездкой в лагерь, двое купили путевки.

Мы познакомились с живописными уголками заповедной зоны, куда простым туристам попасть сложно: первобытным лесом у деревни Большие Галашки», «Обнажениями на реке Сулём.

Слайд 10 Жили в палаточном лагере, готовили на полевой кухне, мылись в полевой бане, а по вечерам смотрели фильмы в полевом кинотеатре.

 

 

Алена:

На экологических маршрутах смогли увидеть то, ради чего создавался заповедник, увидеть ценность природы, ее силу и слабость. Пройдя по разным маршрутам узнали больше о природе, о ее влиянии на нашу жизнь и наоборот. Встретили диких животных и птиц и следы их жизнедеятельности помет и следы лосей, зайцев, глухарей, тетеревов, соколов, лис, ежей. Прохождение по экологическим тропам Висимского заповедника – это не только здоровье и чистый воздух – это еще и познание природы, и познание себя. Порой было не просто.

Сергей:

Слайд 13 Висимский заповедник является базой для широкого круга исследований. Мы смогли увидеть работу научных сотрудников, и поучаствовать в ней, научились определять почву, цветковые растения, вредителей, чистоту водоемов. И просто сдружились, встретив много интересных людей и новых друзей.

Территория Висимского заповедника отличается отсутствием антропогенного воздействия на окружающую среду, тихими и уединенными местами, самым экологически чистым местом в нашем промышленном крае.

Таким мы хотим его сохранить и показать Вам.

Алена:

Отдых в лагере не только способствовал воспитанию экологической культуры, любви к родному краю, но и расширению кругозора. Мы узнали много нового, научились оценивать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Возникло чувство ответственности за сохранение красоты родного края. С разных сторон смогли раскрыть свои творческие возможности, выполняя различные мини-проекты: определение растений и вредителей леса,чистоты водоемов; создание эмблем заповедника.Мы создали буклеты и отчет-рекламу и презентацию «Экологический лагерь Висимского заповедника»с которыми вы можете ознакомиться.

Закончить наше знакомство хочется словами словацкого поэта ПаволаГвездослава

Слайд 19 Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем!

Сергей:

После поездки проект созданный нами по «Висимскому заповеднику» занял первое место в городе, а отчет экологического отряда об работе лагеря 2 место в области, с ними вы множите ознакомится позже.

Никулина М.В.:

Вы неслучайно ребята сегодня расположились по группам, сейчас каждая группа совершит путешествие по станциям по своему маршрутному листу

1 станция «Познавательная»

Вы узнали много нового о Висимском заповеднике, в вашем распоряжении 5минут за которые вы должны выбрать ответы на 7 вопросов.

Вопросы:

1) Установите соответствие

1. Заповедники –

2. Заказники –

3. Природные и национальные парки –

4. Памятники природы –

А) особо охраняемые территории полностью исключенные из любой хозяйственной деятельности ради сохранение в нетронутом виде природных комплексов

Б) это отдельные природные объекты, имеющие научное, культурно-эстетическое, историческое значение

В) и обширные участки.имеющие особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение как уникальный природный комплекс. Использование территории национального парка допускается в природоохранных, просветительских, научных целях и для регулируемого отдыха населения в специально выделенных для этой цели местах.

Г) временно охраняемые природные территории, для сохранения определенных видов растений и животных, ландшафтов, минералов.

2. Как называется первый заповедник на территории России основанный 11 января 1917 года?

3. Выберите даты, которые можно считать временем создания Висимского заповедника?

А)1946; Б) 1951; В) 1971; Г) 1987

4) Какие три животных Висимского заповедника включены в Красную книгу? (прудовая ночница, бурый медведь, серая ворона, выдра, обыкновенный еж, заяц беляк)

5) Назовите заповедники существующие на территории Свердловской области?

6) Назовите существующие на территории Свердловской области природные и национальные парки?

7)Выберите, что запрещено на территории Висимского заповедника?

А) Охота и нахождение с оружиемБ) Рыбалка

В)Нахождение на территории заповедника возможно только с

разрешения директора или Минприроды РФ

Г)Проезд по дороге до д.Большие Галашки вдоль заповедника разрешен только при наличии специального пропуска Д) Разрушение жилищ животных

Е) Разведение костров, пользование открытым огнем в пожароопасный период

Ж) Несанкционированные рубки, повреждение растительности

Ответы

1)1-а, 2-б, 3-г, 4-в

2)Баргузинский заповедник

3)А, В

4) прудовая ночница, обыкновенный еж

5) Заповедники "Денежкин Камень" и «Висимский»

6) Четыре природных парка: национальный парк "Припышминские боры", природный парк "Оленьи ручьи", "Река Чусовая", "Бажовские места"

7) На территории заповедника разрешено

Нахождение на территории заповедника возможно только с разрешения директора или Минприроды РФ

На территории охранной зоны заповедника запрещено

•Проезд по дороге до д.БольшиеГалашки вдоль заповедника разрешен только при наличии специального пропуска

•Охота и нахождение с оружием

•Рыбалка

•Разрушение жилищ животных

Разведение костров, пользование

открытым огнем в пожароопасный период

•Несанкционированные рубки, повреждение растительнос

2 станция «Краснокнижная»

Каждая команда на компьютере отвечает на вопросы игры по растениям «Красной книги». Игра составлена учащимся нашей школы. Ребята выбирают из предложенного списка растения из «Красной книги»,(максимальное количество баллов 7), а затем соотносят краснокнижные растения с их описанием (максимальное количество баллов 7) всего за игру 14 баллов.

3 станция «Определительная»

По раздаточному материалу знакомятся со следами жизнедеятельности животных и отпечатками их следов на снегу и земле (5 мин) затем определяют, какими животными оставлены предложенные погрызы, фотографии следов.(следы лося, медведя, белки, зайца, волка, погрызы бобра, шишки со следами погрызов белки, мыши)

Последняя станция «Планировочная» методом «Мозгового штурма» (правила напоминает Орлова А.А) составить план ближайших дел, которые могли бы провести в клубе «ЭКОС» шестиклассники. Рощектаева Алена и Ершов Сергей и педагоги направляют и подсказывают возможные акции

Подведение итогов

Все команды получают сладкий приз, приготовленный классным руководителем!

Давайте проведем рефлексию. Я прошу смайликами оценить Вас наш урок, поднимите те смайлики, которые отражают ваше настроение. Варианты предложенных смайликов:

Какой отзыв об уроке вы могли бы оставить?

Маршрутный лист
команда станция баллы Кто достоин особого поощрения
  «Познавательная»(ответы)      
  «Краснокнижная»    
  «Определительная»    
  «Планировочная»      
Отзыв об уроке:  

 

Список литературы:

1.Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984. -160 с.

2.Висимский заповедник [Электрон.ресурс.] Режим доступа:// https://visimskiy.ru/

3.Висимский заповедник [Электрон.ресурс.] Режим доступа:// https://www.zapovednik.cwx.ru/visimsk-zapov.htm

4.Государственные природные заповедники http: [Электрон.ресурс.] Режим доступа:// ru.wikipedia.org

5. Красная книга Среднего Урала (Свердловской и Пермской области): Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / Под ред. В.Н. Большакова и П.Л. Горчаковского - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1996.-279.: ил.

6. Красная Книга России [ Электрон.ресурс.] Режим доступа:// https://www.biodat.ru/db/rb/

7.Особо охраняемые природные территории России [ Электрон.ресурс.] Режим доступа:// https://ru.wikipedia.org/

8. Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ (ред. от 14 июля 2008 года) «Об особо охраняемых природных территориях»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: