Вопрос 1.Финансовый контроль: сущность, виды, государственный негосударственный контроль.
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Виды:
1.по времени проведения
-предварительный
-текущий
-последующий
2.по субъектам контроля
-президентский
-представит органов власти
-финансово кредитн организ
-ведомств контроль
-внутрихозяйственный
-аудиторский
3.по сфере финансовой деятельности
- бюджетный
-налоговый
-валютный
-кредитный
-страховой
-инвестиционный
4.по форме проведения
-обязательный
-добровольный
5.по методу проведения
-проверка
-обследование
-надзор
-анализ
-мониторинг(наблюдение)
-ревизия
Государственный финансовый контроль — это система действий гос.контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а так же разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.
Целью ГФК является обеспечение законности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.
Негосударственный финансовый контроль
негосударственный финансовый контроль представлен
-внутрифирменным контролем,
-контролем со стороны коммерческих банков за организациями,
-независимым аудиторским контролем.
Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны. Основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.
|
Аудит финансовый контроль.
Аудит- это независимая вневедомственная проверка бухгалтерской финансовой отчетности, налог-й декларации, платежно-расчетных и др документов, с целью установить достоверность точность отражения соответствии инф-и, а также опр-ть соотв-ие соверш-ных финанс-х и хоз-х актов действующему зак/дат-вуву.
Аудит проверка может быть обязательной и добровольной. Обязат проверке подлежат все банки, страх биржи, внебюджет фонды, благотворительные фонды, ОАО, совместные пред-ия. Результатом аудиторской проверки явл-ся заключение (ревизионный сертификат), которые включают вводную часть, аналитическую часть, итоговую часть.
Различают след-ие заключения: 1. заключ-е без замечаний 2. с замечаниями 3. отрицательн заключение 4. заключ-е не составляется.
Вопрос 2.Бюджет: сущность, аспекты, виды бюджета, доходы, расходы бюджета, дефицит.
Бюджет – это форма образования и расхода фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет рассматривается с 3-х позиций: 1)материальный аспект-бюджет – это центральный в масштабах определено гос или администрацией территориального образования денежный фонд, кот. нах-ся в распоряжении соответств. органов в гос власти. 2)экономич. аспект – это совокупность экономических отношений которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов. 3) юридический аспект – это основной финансовый план образования распределения и использования денежного фонда государства.
|
Виды б-та – 1. Обычный 2. чрезвычайный- к особым более жестким правовым режимом использования средств,основанием для установления которого является введение чрезвычайного положения.3.консолидированный – это свод бюджетов государственного или административного образования.4.минимальная бюджетная обеспеченность – это мин допустимая стоимость гос и муниципальных услуг в денежном выражении достав-ми органами гос власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соот-х бюджету.
2.доходы бюджета – это ден.средства поступающие безвозмездно и безвозвратно порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов гос власти РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Виды: 1) по соц-эвон признаку: -налоговые и неналоговые (доходы от имущества, доходы от продажи имущества, доходы от реализации гос запасов, доходы от продажи земли и нематериальных активов, адм платежи и сборы, штрафы, безвозмездные перечисления)
2)в зависимости от порядка начисления – закрепленные (доходы которые в соответствии с законодательством полностью или в твердофиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет – около 70%); - регулирующие, которые передаются в бюджет в целях сбалансированных доходов и расходов.
|
3) в зависимости от права собственности: - собственные; -заемные.
3.Расходы бюджета – это денежные средства направленные на финансовое обеспечение задач и функций гос и местного самоуправления.
экономическая классификация:
-текущие расходы
-капитальные затраты
-предоставление кредитов за вычетом погашения с предоставленных бюджетных ссуд, кредиты иностранным государствам, уплата основной суммы внутреннего долга).
функциональная классификация: -гос управление и местное самоуправление; -судебная власть; -международная деятельность; -национальная оборона; -правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; -фундаментальные исследования и содействие НТП; -промышленность, энергетика и строительная индустрия; -сельское хозяйство и рыболовство; -охрана окр среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография; -транспорт, дорожное хозяйство и информатика; -развитие рыночных инфраструктур; -жилищно-коммунальное хозяйство и градостроительство; -предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий; -образование; -культура и искусство; -средства массовой информации; -здравоохранение и физкультура; -социальная политика; -обслуживание и погашение государственного долга; -пополнение гос запасов и резервов; -региональное развитие; -утилизация и ликвидация вооружения; -прочие расходы; -резервные фонды; -проведение выборов и референдумов.
4. Дефицит бюджета. В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер:
-устанавливать предельный уровень дефицита;
-при превышении этого уровня вводится механизм секвестра (пропорциональное снижение расходов);
-привлечение средств путем выпуска займов и внешних заимствований.
-для регулирования бюджетов низовых звеньев применяются:
дотации – это бюджетные средства предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системой РФ на безвозвратных и безвозмездных основах для покрытия текущих расходов;
субвенции – это бюджетные средства предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системой РФ или юр лицу на безвозвратных и безвозмездных основах на осуществление определенных целевых расходов;
субсидии – это бюджетные средства предоставляемые бюджетам другого уровня бюджетной системой РФ физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
трансферты – это переводы средств из федерального фонда поддержки субъектов РФ в бюджеты ниже стоящего территориального уровня.