Новое в законодательстве Российской Федерации о местном самоуправлении




(Особенности новой редакции Федерального закона· «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)

Государственной Думой Российской Федерации принята новая редакция проекта ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Эти документы носят основополагающий характер в системе разграничения полномочий публичной власти по вертикали. Принципиальными нововведениями, содержащимися в этих документах являются:

1. Существенное изменение соотношения полномочий и компетенции органов местной власти (органов местного самоуправления (далее ОМСУ)..

2. Установление принципа двухуровневой территориальной организации местного самоуправления в качестве одного из базовых.

3. Изменение важных принципов и элементов бюджетной системы на местном уровне.

4. Введение института финансового управления.

5. Унификация системы органов местной власти.

 

Следует обратить внимание на принципиально новые положения в понятии местного самоуправления и организации двухуровневой модели местного самоуправления.

1. Местное самоуправление признается одной из форм осуществления народом своей власти. Сравнительные понятия местного самоуправления привожу на следующей странице.

1.1 ФЗ закрепляется норма – «местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах. Это совершенно новая трактовка. В действующем законодательстве «местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских и сельских поселениях» (как административных пунктах··). Территории муниципальных образований это города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие населенные пункты и административно территориальные единицы (вплоть до субъекта Федерации)··.

1.2 ФЗ вводит совершенно новое понятие муниципального образования - городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения. То есть поселение рассматривается уже не как административно-территориальня единица, а как муниципальное образование.

В действующем законодательстве закреплена модель территориальной организации, при которой установлен лишь низовой уровень – любой сельский населенный пункт. Эта модель позволяла каждому субъекту Российской Федерации выстраивать территориальную модель по своему усмотрению. Законом «О местном самоуправлении в Томской области» в 1997 году была установлена районная модель, а муниципальными образованиями признаны города и районы в рамках существовавшего административно-территориального деления.

 

2. Проектом нового закона в качестве базовой водится двухуровневая модель территориальной организации местного самоуправления.

 

1. Низовой (первый) уровень:

– муниципальное образование поселение – сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления;

- муниципальное образование городское поселение – поселение, в составе территории которого имеются город или поселок городского типа с прилегающей территорией (в составе городского поселения могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся поселениями в соответствии с настоящим ФЗ и законами субъектов Российской Федерации);

 

- муниципальное образование сельское поселение – поселение, в составе территории которого имеется один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов).

 

2. Верхний (второй) уровень:

- муниципальное образование муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межмуниципального характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, которые также осуществляют отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- муниципальное образование городской округ – не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим ФЗ вопросов местного значения поселения, а также отдельные государственные полномочия передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

ЗАТО - городские округа, но особенности осуществления местного самоуправления в них устанавливаются федеральным законодательством.

Схема территориальной организации местного самоуправления приведена на следующей странице.

 

Вводятся и иные новые понятия:

Административный центр муниципального образования – населенный пункт, определенный с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры законом субъекта Российской Федерации в качестве места нахождения представительного органа муниципального образования.

Межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений. На этой территории «хозяин» муниципальный район.

 

ФЗ устанавливаются новые принципы и требования территориальной организации местного самоуправления.

Границы территории муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со следующими требованиями:

 

Низовой уровень муниципальных образований

- территория субъекта Российской Федерации за исключением малонаселенных территорий разграничивается между поселениями;

- территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования жителей соответствующего поселения;

- в состав территории поселения включаются земли независимо от формы собственности и целевого назначения;

- в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территорий с высокой плотностью населения· – более 3000 тысяч человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый);

- сельские населенные пункты с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входят в состав городских или сельских поселений;

- сельские населенные пункты с численностью населения менее 1000 человек могут обладать статусом сельского поселения, если это будет установлено законом субъекта Российской Федерации с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения;

- на малонаселенных· и труднодоступных территориях сельские населенные пункты с численностью менее 100 человек могут не наделяться статусом поселений и не входить в состав поселений, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

- размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности населения;

- границы поселения, включающего территории двух и более населенных пунктов устанавливаются с учетом пешей доступности до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения;

- границы поселения не могут пересекать границы населенного пункта;

- территория поселения не может находиться внутри границ другого поселения.

 

Верхний уровень муниципальных образованнй

- территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на малонаселенных территориях межселенные территории включаются в границы муниципальных районов;

- границы муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района; · ·

- границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления отдельных государственных полномочий на всей территории муниципального района;

- границы муниципального района не могут пересекать границы поселения;

- территории городских округов не входят в состав территорий муниципальных районов;

- в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок городского типа с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

 

Серьезные изменения коснулись и правового регулирования полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления. В ФЗ они представлены следующим образом:

Полномочия федеральных органов государственной власти Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Определение общих принципов организации местного самоуправления Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, в рамках, установленных ФЗ
Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав и обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, должностных лиц и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Правовое регулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления, в случае и порядке, установленном федеральными законами
Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, должностных лиц и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, должностных лиц и органов местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, которыми они наделены федеральными законами Правовое регулирование прав, обязанностей должностных лиц и органов местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ФЗ
Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношения органов местного самоуправления допускается только в случаях, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, и другими федеральными законами Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ

 

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения·, закрепленных в ФЗ по уровням муниципальных образований, широко не раскрыты, а представлены только в общем виде. К ним отнесены:

- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципально-правовых актов;··

- установление официальных символов муниципального образования;···

- создание муниципальных учреждений и предприятий, содержание муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;····

- установление тарифов за услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

- организационное и материально-техническое обеспечение муниципальных выборов и местного референдума;

- принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

- иными полномочиями в соответствии с ФЗ, уставами муниципальных образований.

 

В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления поселений, городских округов вправе принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для муниципального образования работ (в том числе дежурств):

- участие в предупреждении и ликвидации последствий локальных и чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городского округа;

- создание условий для массового отдыха жителей и организации обустройства мест отдыха для населения муниципального образования;

- организации благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа;

- организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;

- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

 

Принципиальными положениями ФЗ можно назвать перераспределение и закрепление вопросов местного значения за каждым уровнем муниципального образования.

 

Вопросы местного значения между уровнями муниципальных образований разграничиваются следующим образом (см. приложение № 1 в конце разработки).

 

Отличительной особенностью такого разграничения является:

- за каждым уровнем муниципального образования закрепляются, прежде всего, вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения и территории муниципального образования;

- органы местного самоуправления (поселения, муниципального района, городского округа) вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции действующим законодательством, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);

- органы местного самоуправления (ОМСУ) муниципального района обладают всеми полномочиями ОМСУ поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями (менее 100 жителей, при наличии решения схода);

- ОМСУ поселений, входящих в состав муниципального района, а равно и ОМСУ муниципального района вправе заключать соглашения с соответствующими ОМСУ, о передаче части своих полномочий (поселению, либо муниципальному району) за счет субвенций, предоставляемых из соответствующих бюджетов с их закреплением в бюджете другого уровня. Эти соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в т.ч. досрочного, порядок ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

- ОМСУ муниципального района вправе заключать соглашения с ОМСУ отдельных поселений, входящих в состав муниципального района;

- муниципальные районы и городские округа законом (федеральным, или субъекта Российской Федерации) наделяются правом исполнения отдельных государственных полномочий·, переданных органам местного самоуправления (на неограниченный срок, либо на срок действия этих полномочий).

Финансирование исполнения этих полномочий будет осуществляться только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций. ОМСУ имеют право дополнительно использовать материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения законов, предусматривающие наделение ОМСУ отдельными государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно на очередной финансовый год соответствующими законами о бюджете при условии, если законом о бюджете предусмотрено предоставление субвенций.

Органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ.

 

Следует обратить внимание, что закрепление вопросов местного значения за каждым уровнем муниципальных образований по ряду позиций не в полной мере отражают позицию законодателя. Об этом свидетельствуют нормы федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003 года, в статье 26.3 которого закреплены ряд полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В частности этим законом предусмотрены полномочия субъекта Федерации:

- организация государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации (ст13);

- организация и поддержка учреждений культуры и искусства (п.18);

- поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности (п.20);

- социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период ВОВ 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъектов Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе и оплата услуг связи (п24);

- предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья. И коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг (п25);

 

Это свидетельствует о том, что ряд вопросов местного значения, как и прежде, тесно переплетаются с предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По всей вероятности они перейдут в разряд отдельных государственных полномочий, передаваемых ОМСУ. Но в ФЗ об этом отдельно не упоминается. Ясно, что на некоторые вопросы местного значения в полном объеме не будут предусмотриватьс расходы за счет собственных доходов муниципальных образований.

 

Система местного самоуправления

Под системой местного самоуправления понимается совокупность организационно-правовых форм прямой (непосредственной) и представительной демократии.

 

ФЗ предусмотрены не только расширение форм прямой демократии, но и значительные уточнения по формам представительной демократии:

 

1) закреплены публичные слушания – участие жителей муниципального образования в обсуждении проектов муниципальных правовых актов. Это довольно жесткая норма. Проводит публичные слушания глава администрации. В обязательном порядке на публичные слушания выносятся:

- проект устава муниципального образования, а также проект о внесении в него изменений;

- проект местного бюджета и отчета о его исполнении;

- проекты планов и программ развития муниципального образования;

- вопросы о преобразовании муниципального образования;

 

2) закреплено голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления. Этой формы раньше не было. Особенностью являются ограничения – основания для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие), что подтверждено в судебном порядке. Голосование по отзыву проводится в порядке, установленном для проведения референдума;

 

3) закреплено голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования (сходы, согласие населения, голосование);

 

4) разграничены понятия схода граждан (проводится для решения вопросов местного значения), собраний граждан (для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения, осуществления ТОС), конференций граждан (собрание делегатов) – своеобразное собрание граждан;

 

5) закреплена форма опрос граждан – для выявления мнения населения при принятии решений ОМСУ и органами государственной власти.

 

Перечень организационно-правовых форм прямой демократии законопроект оставляет открытым, т.е. могут вводиться и другие формы осуществления населением местного самоуправления.

 

В отношении развития форм представительной демократии по сути предлагаются революционные изменения. На муниципальный уровень переносится принцип разделения властей. Закрепляются нормы о невозможности совмещения должностей и полномочий главы администрации и руководителя представительного органа.

 

В сравнении с действующим законодательством более четко обозначены органы местного самоуправления. В структуру ОМСУ входят:

- представительный орган муниципального образования;

- Глава муниципального образования;

- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

- контрольный орган муниципального образования;

- иные коллегиальные и единоличные ОМСУ, предусмотренные уставом муниципального образования.

 

ОМСУ как юридические лица являются муниципальными учреждениями и подлежат юридической регистрации.

 

ФЗ достаточно полно закрепляются механизмы формирования ОМСУ.

 

1. Представительные органы местного самоуправления(ПО)

 

- представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, численность которого определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек при численности населения менее 1 тысячи человек;

10 человек при численности населения от 1 тысячи до 10 тысяч человек;

15 человек при численности населения от 10 тысяч до 30 тысяч человек;

20 человек при численности населения от 30 тысяч до 100 тысяч человек;

25 человек при численности населения от 100 тысяч до 500 тысяч человек;

35 человек при численности населения свыше 500 тысяч человек.

 

Представительный орган не образуется, если численность жителей поселения обладающих избирательным правом составляет менее 100 человек. В этом случае его полномочия осуществляются сходом граждан.

 

- представительный орган муниципального района не может быть менее 15 человек. Он может_

состоять из глав поселений муниципального района и из депутатов представительных органов поселений, избираемых ими из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения нормой представительства.

В этом случае ПО формируется, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения настоящей инициативы поддержано ПО не менее чем двух третей поселений, расположенных в границах муниципального района;

- может избираться на муниципальных выборах. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения не может превышать две пятых от установленной численности ПО.

Этот порядок может быть изменен на иной не ранее, чем через два года со дня начала работы ПО муниципального района.

 

Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов от установленной численности представительного органа.

Организацию деятельности представительного органа осуществляет глава муниципального образования (в случае, если он не является главой администрации), либо председатель представительного органа, избираемый из его состава.

 

2. Глава муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования в соответствии с уставом:

- избирается на выборах (модель «Сильный мэр-Совет) при этом он входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и является председателем ПО, либо возглавляет местную администрацию. Он не может быть одновременно председателем представительного органа и главой администрации. В случае избрания из состава глав и депутатов поселений он является председателем представительного органа муниципального района (принцип разделения властей!!!);

- избирается представительным органом местного самоуправления из своего состава (модель Совет- мэр) при этом является председателем представительного органа;

Ограничения по разделению властей не распространяются на поселения с численностью населения менее 1 тысячи человек.

 

3. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) – возглавляется главой местной администрации на правах единоначалия.

Главой местной администрации может быть:

а) глава муниципального образования,

б) либо лицо, назначаемое по контракту, заключаемому на основе конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определенных уставом муниципального образования (модель Совет-управляющий). В этом случае для главы администрации поселения могут быть установлены уставом поселения, а для главы муниципального района (городского округа) уставом и законом субъекта дополнительные требования к кандидатам на должность главы.

Порядок проведения конкурса устанавливается представительным органом местного самоуправления. Условия конкурса, дата, время и место его проведения, проект контракта подлежит опубликованию не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

 

Условия контракта утверждается:

для главы местной администрации поселения представительным органом местного самоуправления поселения;

для главы местной администрации муниципального района (городского округа):

в части полномочий по решению вопросов местного значения соответствующим представительным органом;

в части осуществления отдельных государственных полномочий – законом субъекта Российской Федерации.

 

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

 

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

2) высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

3) главы местной администрации – в связи с нарушениями условий контракта ОМСУ и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

Наименование представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации и главы местной администрации устанавливается законом субъекта Российской Федерации,

 

4. Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за:

- исполнением местного бюджета;

- соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета, отчета о его исполнении;

- соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 

Контрольный орган формируется на выборах, либо представительным органом муниципального образования.

 

5. Иные коллегиальные и единоличные ОМСУ, предусмотренные уставом муниципального образования.

В ФЗ пока закреплена и наделена собственной компетенцией только избирательная комиссия муниципального образования.

 

Финансирование расходов на содержание ОМСУ осуществляется исключительно за счет собственных доходов соответствующих бюджетов муниципального образования.

Наиболее «революционными» изменениями в сравнении с действующим законодательством подвергнуты экономические основы местного самоуправления.

Экономическую основу местного самоуправления составляют: имущество, находящееся в муниципальной собственности, средства местных бюджетов и имущественные права муниципальных образований.

 

В отличие от действующего законодательства экономические основы местного самоуправления закрепляются более внятно и достаточно полно. При этом оно жестко подразделяется на:

- имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения по каждому уровню муниципальных образований;

- имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий;

- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности ОМСУ, и должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений.

Принципиально важным является правовое разграничение и закрепление собственности за каждым уровнем муниципальных образований. Состав муниципальной собственности, закрепляемой за муниципальными образованиями, приведен в таблице.

 

Собственность городских, сельских поселений Собственность муниципальных районов
Имущество, предназначенное для электро-, тепло, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для уличного освещения Имущество, предназначенное для электро-, газоснабжения поселений в границах муниципального района
Автодороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов и имущество, предназначенное для их обслуживания (за исключением объектов федерального и регионального значения) Автодороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и имущество, предназначенное для их обслуживания (за исключением объектов федерального и регионального значения)
Пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения в границах поселения Пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района
Имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий локальных и местных ЧС в границах поселения Имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий локальных и местных ЧС в границах муниципального района
Объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенное для обеспечения первичных мер по тушению пожаров  
Библиотеки Межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы
Имущество, предназначенное для организации досуга и оказания культурно-зрелищных услуг населению поселения  
Имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта  
Памятники истории и культуры местного значения  
Имущество, предназначенное для благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения  
Имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора Имущество, предназначенное для для утилизации и переработки бытовых отходов и мусора
Имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения Имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального района
Имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации Имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации
Земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами Земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами
Обособленные водные объекты на территории поселения Обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории
Леса, расположенные в границах населенных пунктов  
  Имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время
  Имущество, предназнач<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: