Педагогическое прогнозирование понимается нами как пред-
видение будущих изменений в развитии, образовании, формиро-
вании личности; определение путей совершенствования лично-
сти; проектирование хода развития педагогического процесса.
Для того чтобы составить прогноз, необходимо исходить из
информации о прошлом и настоящем ребенка; кроме того, надо
знать законы, тенденции развития того или иного педагогическо-
го явления. Важное значение в педагогике имеет активность пред-
видения, когда, предвидя будущее, педагоги готовы активно вме-
шаться, изменить ход событий в благоприятную сторону. Пассив-
ность, созерцательность не характерны для педагогического про-
гноза.
Каждый вдумчивый, творчески работающий педагог стремит-
ся предвидеть поведение, поступки ученика, прогнозирует разви-
тие и формирование его личности, осуществляет управление пе-
дагогическим процессом.
Прогнозирование как функция педагогического мониторинга
завершает цикл «изучение—диагноз—прогноз». Однако эта логи-
ческая структура в практике работы чаще всего относится лишь к
начальному периоду изучения школьников, так как продуктив-
24ность педагогического процесса определяется прежде всего целью
(задачами). Без цели не может быть самогоґ педагогического про-
цесса. Прогноз содержит цель, на реализацию которой направлен
педагогический процесс.
Цель определяет деятельность и общение, в ходе которых изу-
чается личность школьника. Таким образом, прогностическая дея-
тельность осуществляется по формуле: в тетради
Педагог, систематически изучая учащихся:
− учитывает закономерности развития личности, распознает
|
внутренний мир ребенка, который необходимо учитывать в орга-
низации процессов обучения и воспитания, а также при прогно-
зировании поведения и деятельности воспитуемых;
− сопоставляет разнообразные взаимосвязи, взаимодействия,
взаимообусловленности качеств, свойств личности;
− учитывает их взаимокомпенсацию, которая создает в каждый
данный момент «новый узор» гармонии данной личности в дан-
ных условиях.
Все это создает почву для прогностической деятельности.
Чаще всего диагностируется «западающее звено», нарушения
гармонии личности. Следовательно, и прогнозирование логично
строить по линии проектирования путей восстановления гармо-
нии, исправления искривлений, восстановления и создания здо-
рового стереотипа вместо негативного и т.п.
Гармония личности быстрее восстанавливается при условии
реализации важнейшего педагогического принципа, сформули-
рованного А.С.Макаренко, согласно которому, проектируя лич-
ность воспитанника, педагог должен всегда опираться на его по-
ложительные стороны. Именно на них учитель должен строить свои
педагогические влияния. Только тогда он может ожидать положи-
тельный результат своей работы даже с очень запущенными в вос-
питательном отношении детьми.
Искусство педагога как раз и заключается в том, чтобы от-
крыть перед каждым ребенком перспективы его развития, пока-
зать ему те сферы, в которых он может проявить себя, достичь
больших успехов, черпать силы, чтобы в целом личность станови-
лась полноценной, богатой, неповторимой. При этом педагог не
|
должен забывать об активной позиции самого ребенка. Проекти-
руя процесс ликвидации «западения», учителю следует стремить-
ся к тому, чтобы школьник осознал свои «минусы», проникся
уверенностью, что он сможет от них избавиться, доверился свое-
му учителю, воспитателю. Это условие часто забывается, и за-
прогнозированные результаты не осуществляются.
25Главный смысл прогностической деятельности учителя в том,
чтобы предупредить или искоренить отклонение в образовании,
развитии, формировании личности ребенка в самом начале, что-
бы ликвидировать возможность перерастания этих незначитель-
ных отклонений в педагогическую запущенность.
Направления (предмет) педагогического
Мониторинга
Предметом педагогического мониторинга (отслеживания хода,
результатов, перспектив развития педагогического процесса) яв-
ляется воспитанность детей и профессионализм педагогов.
Воспитанность — сложное социально-психологическое обра-
зование. Оно содержит в себе элементы общего, в которых отра-
жена связь личности с окружающей действительностью, и ин-
дивидуального, в котором проявляется своеобразие данной лично-
сти: специфика сознания, чувств, поведения, своеобразие жиз-
ненного опыта. Этот объективно-субъективный характер связи
личности с окружающей действительностью (прежде всего с
людьми) находит отражение в системе отношений, составляю-
щих сущность воспитанности (интегративной особенности лич-
ности).
Синтетической формой выражения воспитанности принято
считать качества личности. Они рассматриваются как проявление
|
существенной определенности объекта. Качества личности явля-
ются объективной всеобщей характеристикой. Будучи присущи
только личности, они отражают субъективный опыт человека и
фокусирующий опыт общественных отношений. По характеру и
направленности эти отношения разнообразны и создают разно-
образие личностных качеств.
Разнообразие качеств личности входит в структуру личности, а
их функциональная взаимосвязь характеризует целостную воспи-
танность школьника.
В структуру воспитанности входят и основные компоненты лич-
ности как осознание нормы отношений, переживание этой нор-
мы, соответствие ей поступков.
В тех случаях, когда соотношение компонентов и совокупность
всех качеств не нарушают гармонии, целостности личности, че-
ловек обладает «индивидуальной прелестью, своеобразием, осо-
бой красотой личности» (А.С.Макаренко).
Воспитанность следует констатировать с целью определения
тенденций ее развития, с целью прогнозирования дальнейшего
содержания, хода педагогического процесса, с целью проектиро-
вания путей совершенствования личности.
Воспитанность школьников находится в прямой зависимости
от профессионализма педагогов. Отслеживая тенденции изменения
воспитанности школьников, классный руководитель занимается
при этом самодиагностикой и диагностикой профессионализма
других специалистов. Совместно с ними он решает вопрос о соот-
ветствии или несоответствии их профессиональной компетентно-
сти в области организации процесса воспитания требуемым нор-
мам и намечают пути самосовершенствования.