В логике педагогического процесса




Из истории вопроса

В разные времена под различными углами зрения рассматри-

вался вопрос изучения учащихся. Так, великий русский педагог

К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать че-

ловека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его

тоже во всех отношениях»2. Он советовал педагогам тщательно

изучать физическую и душевную природу человека, своих вос-

питанников и окружающие обстоятельства, вести «истории вос-

питания» каждого ученика. Высказывания К.Д.Ушинского стали

крылатыми.

Л.Н.Толстой требовал бережного отношения к ребенку, по-

стоянного его изучения. Без этого невозможно воспитание под-

растающего поколения. По мнению великого гуманиста, боль-

шое внимание к изучению детей уделяли такие видные русские

педагоги-психологи, как А.Ф.Лазурский и П.Ф.Лесгафт. Они не

просто призывали наблюдать за детьми, но и разрабатывали ме-

тоды изучения и давали рекомендации по их применению.

А.Ф.Лазурский внес большой вклад в разработку метода наблю-

дения за поведением детей, а также обосновал метод естествен-

ного эксперимента. П.Ф.Лесгафт требовал всестороннего изуче-

ния детей для того, чтобы правильно использовать воспитатель-

ные средства.

П.П.Блонский раскрывал особенности возраста и давал реко-

мендации по работе с детьми различных возрастных периодов на

основе детального изучения каждого ребенка.

Н.К.Крупская писала: «ѕпедагоги часто забывают основное

положение педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень

хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь, в

частностиѕ Важно знание интересов ребенка, его взглядов, стрем-

лений, его жизненного опыта, необходимое знание людей, кото-

рые его окружают, условий, в которых он живет. Без такого зна-

ния ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспита-

тельной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться

на путь шаблона, уравниловки в подходе к детям»1. Она утвержда-

ла, что если педагог знает своих ребят, то ему будет легче общать-

ся с ними. С.Т.Шацкий также считал, что надо работать с деть-

ми, все время их изучая.

Многосторонне подошел к решению проблемы А.С.Макарен-

ко. «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в про-

цессе безразличного его изучения, — писал он, — а только в

процессе совместной с ним работы и самой активной помощи

ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект

изучения, а как на объект воспитания»2. Он подчеркивал важ-

ность воспитывающей функции изучения школьников. По его

мнению, знания о ребенке не должны лежать мертвым грузом,

они должны служить воспитанию школьников, широко приме-

няться на практике.

В.А.Сухомлинский утверждал: «Знать ребенка — это та самая

главная точка, где соприкасаются теория и практика педагоги-

киѕ»3.

Современные педагоги-исследователи (С.Н.Лысенкова, Е.Н.Иль-

ин, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин и др.) продолжают лучшие

традиции отечественной педагогики. В основе их практической

деятельности лежит глубокое изучение учащихся.

Таким образом, во все времена прогрессивные педагоги отво-

дили большое место в педагогическом процессе изучению уча-

щихся, считая его основой диагностической деятельности.

Что касается педагогического прогнозирования как специаль-

ной деятельности и направления в педагогике, то оно имеет не-

большую историю. Одна из первых работ по этой проблеме появи-

лась в 1974 г., а термин «педагогический мониторинг» вошел в

обиход в 1994—1995 гг.

Место педагогического мониторинга

в логике педагогического процесса

Прежде всего при осуществлении педагогического мониторинга

необходимо поставить конкретную задачу. Педагог должен знать

уровень развития коллектива, уровень развития, образованности

и воспитанности каждой отдельной личности. Он должен знать ту

микросреду, в которой находятся его воспитанники. Далее, орга-

низовывая свою собственную деятельность, направленную на лич-

ность школьника, его деятельность, отношения, возникающие

между участниками педагогического процесса, на обстоятельства

и условия жизнедеятельности ребенка, педагог изучает, отслежи-

вает эффективность намеченных или уже избранных форм, мето-

дов и средств. Он отбирает и прогнозирует результативность из-

бранных им влияний (прямых, косвенных, непосредственных,

опосредованных).

На следующем этапе, когда влияния «перерабатываются» во

внутреннем мире личности школьника, педагог отслеживает те

процессы, которые доступны для изучения, диагностирования,

прогнозирования. Он проектирует возможные варианты деятель-

ности школьника, изучает и отслеживает мотивы его деятельно-

сти, намечает перспективу реализации поставленной задачи. На-

конец, достигнув определенных результатов в педагогическом про-

цессе, он оценивает, отслеживает положительные и отрицатель-

ные «сдвиги» в развитии, образовании и формировании личности

школьника. Таким образом, педагогический мониторинг присут-

ствует на всех этапах педагогического процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: