Критериальная карта педагогического мониторинга




Согласно словарю С.И.Ожегова, критерий — это мерило оцен-

ки, суждений1. В литературе существует несколько определений

термина «критерий». Приведем некоторые из них.

В Большом энциклопедическом словаре «критерий» (от греч.

krite-ґrion — средство для суждения) описывается как «признак, на

основании которого производится оценка, определение или клас-

сификация чего-либоѕ»2.

В энциклопедии профессионального образования дается следу-

ющее определение критериям оценки эффективности процесса

воспитания: «Критерии оценки эффективности процесса воспи-

тания — показатели, на основе которых определяется продвиже-

ние личности к поставленной цели в результате направленных

действий участников воспитательного процесса»3.

Когда говорят о критериях воспитанности, часто имеют в виду

соответствие, степень соответствия или несоответствие опреде-

ленным требованиям, предъявляемым к личности. В качестве та-

ких общих мерил выступают: Закон РФ «Об образовании»; Нацио-

нальная доктрина образования в РФ; Государственная программа

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на

2001—2005 гг.»; Концепция модернизации российского образо-

вания на период до 2010 г.; Программа развития воспитания в

системе образования России на 2002—2004 гг.; Устав образова-

тельного учреждения и др.

Критерии воспитанности конкретизируются в Программе вос-

питания школьников. Ими могут быть стержневые, наиболее важ-

ные качества личности, или набор важных качеств. Критериями

могут быть также направленность личности или ценностные от-

ношения.

На первом этапе изучения ученика для педагога более важно

не количество высокоразвитых качеств, не уровень отдельного

(критериального) качества у него, а гармоническое развитие ка-

честв.

Когда создастся устойчивый «комплект личности», можно и

нужно говорить и действовать в целях формирования такой лич-

ности, в которой без нарушения гармонии развивались бы от-

дельные качества (или их группа), способные повышать обще-

ственную и профессиональную направленность в развитии лич-

ности с учетом ее интересов и склонностей.

Итак, критерием воспитанности на первом этапе познания

школьника мы выдвигаем наличие и характер доминанты — того

элемента нравственности, который характеризует и отличает дан-

ную конкретную личность.

Доминанта обнаруживается прежде всего во внешнем прояв-

лении — в поступках, взаимоотношениях, деятельности и мо-

жет быть случайной, вреґменной, не соответствующей или соот-

ветствующем внутреннему содержанию личности. Внимания и за-

боты педагога требует доминанта, отражающая внутренний мир

ребенка. Доминанта может быть положительной. В этом случае,

опираясь на нее, можно достичь больших результатов в нрав-

ственном развитии и создать «особую прелесть личности». Доми-

нанта может быть также явно отрицательной. Ее часто называют

отклонением, или «западающим звеном». В этом случае при оп-

ределенных условиях может произойти негативное развитие лич-

ности.

Определение реального уровня воспитанности — выявление до-

минанты — осуществляется по ряду признаков:

в сознании — умение (высокий, средний, низкий уровень), не-

умение, нежелание видеть нравственную сторону действительно-

сти; осознание нравственности поступков, обостренное чувство

ответственности за них, непонимание их; принятие норм нрав-

ственности (стремится выработать привычку; понимая норму, не

считает ее обязательной для себя); предвидение нравственных по-

следствий своих поступков (высокий, средний, низкий уровень),

не задумывается, не желает думать об этом;

в чувствах — наличие, степень (высокий, средний, низкий уро-

вень) или отсутствие переживания общественных явлений, не-

участие в коллективных делах; обостренная ответственность, на-

личие или отсутствие заботы о коллективе; повышенное или по-

ниженное внимание к собственной личности, к своему положе-

нию в коллективе, к «своим делам»;

в поведении — при необходимости выбора принимает творче-

ское решение, может или не может (не желает) самостоятельно

принять решение, действует в соответствии с известной ему нор-

мой, вопреки ей, или ограничивает круг распространения нрав-

ственного поведения (по-разному ведет себя с близкими и незна-

комыми); устойчивость или неустойчивость поступков в различ-

ных ситуациях (под контролем — одно поведение, в отсутствии

контроля — другое).

В процессе познания школьников необходимо обращать особое

внимание на их отношения. По мнению О.С.Богдановой, именно

в отношениях человек проявляется как целостная личность.

В отношениях чаще всего проявляются и доминанты. Мы со-

гласны с Н.Е.Щурковой в том, что «для первоклассника таким

ключевым отношением является “природа”; для младшеклассни-

ков — “социальные нормы”; для младшего подростка — “чело-

век”; для старшего подростка — “общество”; для старшеклассни-

ка — “образ жизни”; для выпускника — “жизненная позиция”»1.

В ходе познания школьников с целью уточнения отдельных

сторон целостного развития личности могут быть использованы

в качестве критерия воспитанности конкретные качества лич-

ности.

Таким образом, критериями воспитанности школьников, по

нашему мнению, являются: доминанта как элемент нравственно-

сти (на первом этапе познания ребенка) и отношения.

Первый этап познания ребенка классным руководителем —

подростковый возраст. В этот период классный руководитель впер-

вые приходит в класс, происходит первая встреча, первое зна-

комство с ним. В это время перед педагогом остро возникает по-

требность знать, а стало быть, всесторонне и глубоко изучать сво-

их питомцев. В подростковый период чувство взрослости как ни-

когда становится всеопределяющим в поведении и деятельности

школьника, человек впервые познает и стремится утвердить себя

как личность, член коллектива, член общества. Следовательно, в

это время и должно происходить признание и познание ребенка

как личности в целом.

Видимо, в подростковом возрасте чаще, чем в период детства

и юношества, встречаются первичные отклонения или ярко вы-

раженные положительные тенденции в развитии личности. Пра-

вомерность постановки вопроса о ранней диагностике по доми-

нанте личности в подростковом возрасте может быть обоснована

и тем, что в этот период зарождается и впервые проявляется це-

ленаправленный процесс самопознания и самовоспитания — это

важнейшее условие повышения эффективности воспитательного

процесса. Распознавание доминанты помогает определить вектор

дальнейшего личностного роста школьника.

Отношения распознаются не так-то просто. Лишь накопление

знаний, обогащение опыта позволяют и способствуют проявле-

нию «неуловимых» (Н.Е.Щуркова) отношений. Именно поэто-

му, на наш взгляд, изучение отношений, их анализ возможен и

необходим в период более продвинутого этапа личностного роста

школьника. Этот процесс не определяется возрастом, а чаще все-

го это зависит от особенностей индивидуального развития. У од-

них «внутренний стержень» (внутренняя позиция) проявляется

раньше, у других — позже. В связи с этим система изучения уча-

щихся должна быть гибкой, подвижной, корректируемой на лю-

бом этапе ее реализации.

На основе отобранных критериев для каждого ученика или

коллектива в целом составляется критериальная карта педагоги-

мониторинга. В соответствии с нашим подходом она может

выглядеть следующим образом:

Критериальная карта педагогического мониторинга отражает

содержательный (что изучается?) аспект педагогического мони-

торинга. В данном случае она показывает, что составляет суть вос-

питанности школьника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: