Угорская теория происхождения башкирского народа




Отождествление башкир с угорскими племенами — предками современного венгерского народа — началось еще в эпоху средневековья.

В науке известно венгерское предание, записанное Анонимом в конце XII в. В нем рассказывается о пути движения мадьяр с востока в Паннонию (современную Венгрию): «В 884 г. от воплощения Господа нашего семь вождей, называющихся Hetu moger, вышли с востока, из земли Сцитской. Из них вождь Almus, сын Идек из рода короля Маgаоg, вышел из той страны вместе со своей женой, сыном Арпадом и с великим множеством союзных народов. После многодневного шествия по пустынным местам они на своих кожаных торбах переплыли реку Этыл (Волгу) и, нигде не находя ни сельских дорог, ни селений, не питались изготовленными людьми кушаньями, как был обычай у них, но наедались мясом и рыбами, покуда пришли в (Суздаль), в Россию. Из Суздаля они шли в Киев и потом через Карпатские горы в Паннонию, чтобы овладеть наследством Аттилы, прародителя Almusa» (Е. И. Горюнова. Этническая история Волго-Окского междуречья // Материалы и исследования по археологии СССР. № 94. М., 1961. С. 149). Обращает на себя внимание утверждение о том, что мадьярские племена не одни двигались на запад, а «с великим множеством союзных народов», в числе которых могли быть некоторые башкирские племена.

Естественно, у мадьярских племен, обосновавшихся в Паннонии, сохранились предания об их древней прародине и оставшихся там соплеменниках. Чтобы их найти и обратить в христианство, из Венгрии были предприняты рискованные путешествия на Восток Отто, Иоганки Венгра и других, закончившиеся неудачей. С этой же целью совершил путешествие в районы Поволжья венгерский монах Юлиан. После долгих мытарств и мучений ему удалось попасть в Великую Булгарию. Там, в одном из больших городов, Юлиан встретил венгерскую женщину, выданную замуж в этот город «из страны, которую он искал» (С. А. Аннинский. Известия венгерских миссионеров XIII — XIV веков о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. III. М.; Л., 1940. С. 81). Она и указала ему дорогу к соплеменникам. Вскоре Юлиан нашел их близ большой реки Этиль (Итиль, Идель, Изел, Агизел) или Волга. «И все, что только он хотел изложить им, и о вере и о прочем, они весьма внимательно слушали, так как язык у них совершенно венгерский: и они его понимали и он их» (С. А. Аннинский. Известия венгерских миссионеров... С. 81.).

Сообщения западноевропейских авторов явились в дальнейшем одним из важных аргументов в пользу угорской теории происхождения башкирского народа.

Выдающийся историк Татищев В. Н. (1686—1750) в «Истории Российской» (Т. 1. М.; Л., 1962) первым в русской историографии дает историкоэтнографическое описание башкир и высказывает интересный взгляд на их происхождение. Этноним «башкорт» означает «главный волк» или «вор», «для их промысла имяновали». Казахи называют их «сары — остяками». По мнению В. Н. Татищева, башкиры упоминаются еще у Птолемея «аскатирами». Башкиры, «народ был великим», являются потомками древних финноязычных сармат — «сусчие сарматы» (История Российская. Т. 1. С. 252). Об этом же свидетельствуют Карпини и Рубрук. Что касается языка, то «понеже они (башкиры. — Р. Я.) закон магометов с татары приняли и язык их употреблять стали за татар уже почитаются. Однако в языке от прочих татар много разнятся, что не всяк ис татар их разуметь может» В. И. Татищев сообщает некоторые сведения об этнической истории башкир. «Сами (башкиры. — Р. Я.) по преданиям о себе сказывают, что они суть от болгар произошедшие» (История Российская. Т. 1. С. 428). Здесь речь идет о башкирах — гайнинцах, у которых сохранились легенды об общности происхождения с болгарами. Он же свидетельствует, что табын- цы разбросаны в Крыму, Башкортостане и др.

И. М. Карамзин (1766—1826) в I томе «Истории государства Российского», в главе II «О славянах и других народах, составивших государство Российское», опираясь на сведения европейских путешественников XIII в. Юлиана, Плано Карпини и Виллема Рубрука, пишет, что башкиры живут между Уралом и Волгой. В начале язык у них был венгерский. Потом они отюречились. «Башкирцы говорят ныне языком татарским: надобно думать, что они приняли его от своих победителей и забыли собственный в долговременном общежитии с татарами» (М., 1989. С. 250).

В 1869 г., по случаю пятидесятилетнего юбилея Санкт-Петербургского университета, была опубликована работа Д. А. Хвольсона «Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу Али Ахмеда бен Омар ибн Даста, неизвестного доселе арабского писателя X века». В ней автор анализирует сочинения средневековых арабских географов и путешественников о башкирах и мадьярах. Его выводы сводятся к следующему.

Первоначальной родиной мадьяр были обе стороны Уральских гор, т. е. территория между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика. Они входили в состав башкирского народа. Об этом свидетельствуют путешественники XIII в. Юлиан, Плано Карпини и Виллем Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великой Венгрией».

Около 884 г. часть мадьяр под ударами печенегов ушла с Урала. Их предводителем был Алмус. После долгих странствий они поселились рядом с хазарами. Их новая родина называлась Лебедией по имени тогдашнего их вождя Лебедиаса. Однако, притесняемые снова переселившимися в Европу печенегами, мадьяры отправились дальше на юго-запад и поселились в Атель-Кузе. Оттуда они постепенно переселились на территорию современной Венгрии.

На основе анализа сообщений Ибн Даста, Ибн Фадлана, Масуди, Абу Зайд эль-Балхи, Идриси, Якута, Ибн Саида, Казвини, Димешки, Абульфре- да и Шукраллаха о башкирах и мадьярах и, исходя из положения о том, что мадьяры являются частью башкирского народа, Хвольсон считает, что древней формой имени башкир был «Баджгард». Этот этноним постепенно изменяется «двояким образом»: «на востоке из "Баджгард" образовались формы "Башгард", "Башкард", "Башкарт" и т. д.; на западе начальное б перешло вм,а конечное д было отброшено, так появилась форма "Мадж- гар" из "Баджгард", "Маджгар" перешел в "Маджар" и эта форма наконец перешла в "Мадьяр"». Хвольсон приводит таблицу перехода этнонима «Баджгард» в мадьяр и башкир:

Самоназвание башкир «башкорт». Поэтому здесь вернее говорить о переходе не к «башкир», а к «башкорт», хотя логически у Хвольсона это получается.

Опираясь на исследование Хвольсона, принято считать, что угорская теория происхождения башкирского народа получила у него четкое оформление.

Из антропологов угорская теория была поддержана К. Уйфальфи. Он произвел обмер 12 солдат Оренбургского башкирского конного полка и сделал заключение, что, по антропологическим данным, башкиры — фин- ноутры (Башкиры, мещеряки и тептяри. Письмо к действ, члену В. Н. Май- нову // Известия Русского географического общества. Т. 13. Вып. 2. 1877. С. 188—120).

Большой вклад в изучение происхождения башкирского народа внес выдающийся башкирский просветитель М. И. Уметбаев (1841 —1907). Основными этнографическими трудами Уметбаева, в которых получила освещение проблема этногенеза башкир, являются «От переводчика Уметбаева» и «Башкиры». Они опубликованы на башкирском языке (М. Умет- баев. Ядкар. Уфа, 1984. Вступительная статья Г. С. Кунафина). Полный текст рукописи «Башкиры» опубликован Г. С. Кунафиным в сборнике «Вопросы текстологии башкирской литературы» (Уфа, 1979. С. 61—65).

Уметбаев прекрасно понимал значение шежере в исследовании этнической истории башкирского народа. В 1897 г. он издал в Казани книгу «Ядкар», в которой опубликовал несколько шежере табынских башкир (с. 39—59). Каждый род, пишет Уметбаев, имеет свою птицу, дерево, тамгу и боевой клич. Например, у юмран-табынцев птица — черный ястреб, дерево — лиственница, тамга — ребро и боевой клич «Салават», (в пер. с араб. — молитва).

Изучив восточные и западные источники, историческую литературу на русском и иностранном языках, и, самое главное, башкирское устное народное творчество и башкирскую историю, Уметбаев следующим образом представляет этногенез башкир. Башкиры являются коренным и исконным народом Южного Урала. По этнической принадлежности — угры. Они были соседями булгар и одновременно с ними приняли ислам. В средние века в Башкортостан начали переселяться кыпчаки, бурзяне, туркмены, сарты и другие народы, большинство которых «принадлежит монгольскому или джагатайскому племени» (Башкиры. С. 62). Видя это, башкиры начали называть себя «баш унгар», т. е. главной угор. «Баш унгар» постепенно принял форму «башкорт». В данном случае Уметбаев солидарен с Хволь- соном. Постепенно и башкиры, и пришлые народы начали говорить по- башкирски, а весь народ называться башкирским. Башкирский язык очень похож на чагатайский язык Средней Азии.

В 1913—1914 гг. в «Вестнике Оренбургского учебного округа» была опубликована работа В. Ф. Филоненко «Башкиры» (1913. № 2, 5—8; 1914. № 2, 5, 8). Автор пытался осветить различные вопросы башкирской истории и этнографии, однако в целом повторил выводы предшествующих авторов. Заслуживает внимания его точка зрения об этнониме «башкорт». Филоненко приводит точки зрения предшествующих авторов по этому вопросу и заключает, что «смелость и безграничная отвага и утвердили за башкирами название «башкурт» — главный волк. Последнее не только не заключало в себе ничего постыдного, обидного, но считалось даже славою, гордостью народа. «Главный волк» в переносном смысле, на фигуральном языке востока, означал «главный, отважный грабитель». То было время, когда грабежи и разбои считались знаменитыми подвигами (с. 168—169).

Филоненко затрагивает и проблемы этнической истории башкир. По мнению автора, географические названия башкирских рек, озер и местностей говорят о том, что башкиры «не аборигены своей страны, а пришельцы». Правда, Филоненко не указывает, какие именно топографические материалы говорят о башкирах — «пришельцах». По его мнению, «их (башкир. — Р. Я.) финское происхождение не подлежит сомнению, но во время поселения в настоящем месте своей оседлости они, благодаря скрещиванию, утратили свой финский характер и ничем уже не отличались от тюрков» (с. 39).

Филоненко приводит сведения средневековых арабских авторов Ибн Даста, Ибн Фадлана, Масуди, эль-Балхи, Идриси, Якута, Ибн Саида, Казви- ни, Димешки, а также европейских путешественников Виллема Рубрука, Плано Карпини и Юлиана и делает выводы (с. 38):

в начале X в. башкиры уже находились в занимаемых ими ныне местах;

они и тогда были известны под своим настоящим названием «башкорт», «башкурт» и т. д.

башкиры и венгры одного и того же происхождения;

башкиры в настоящее время — тюрки.

В середине 1950-х г. в поддержку угорской теории выступила Н. П. Шастина. В примечании к «Истории монголов» Плано Карпини она пишет, что «под баскарт надо понимать башкиров... между средневековыми башкирами Приуралья и венграми существует племенное родство. Под напором кочевых народностей часть башкир ушла на запад и осела в Венгрии, оставшиеся же башкиры смешались с тюрками и монголами, потеряли свой язык и...дали совсем новую этническую народность, называющуюся также башкирами» (Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С. 211).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: