Тюркская теория происхождения башкирского народа




Проблема происхождения башкирского населения на Южном Урале.

Источники: Янгузин Р. 3., Хисамитдинова Ф. Г. Коренные народы России. Башкиры. — Уфа: Китап, 2007. — 352 с.

Проблема происхождения башкирского народа является очень сложной. Ее изучение показывает, что о происхождении башкирского народа существуют в основном три теории: тюркская, угорская, промежуточная.

Тюркская теория происхождения башкирского народа

П. И. Рычков (1712—1777) в «Истории Оренбургской» (СПб., 1759) пишет: «Сей народ (башкиры. — Р. Я.), по известиям самих башкирцев один с ногайцами, и жили около сибирских ханов, они ушли под предводительством своего хана Тюрея за реками Яик и Волгу. Башкиры отказались от предложения ногайцев переселиться вместе с ними на юг. За это ногайцы прозвали их "башкурт", т. е. "главный волк или вор" (с. 10)».

В свете рассматриваемой проблемы большой интерес представляют исследования антропологов.

В 1876 г. в «Трудах общества естествоиспытателей при Казанском университете» (Т. 5. Вып. 5) было опубликовано исследование Н. М. Малиева по антропологии башкир (Антропологический очерк башкир. С. 22). Для измерений он старался выбрать тех башкир, которые жили более обособленно и «исследовать таких субъектов, которые могут считаться действительными представителями этого народа». Таких башкир он нашел в Белебеевском и Стерлитамакском уездах Уфимской губернии. Автор исследовал 40 человек, а также 5 черепов (3 мужских, 2 женских) из одного башкирского кладбища Белебеевского уезда. Результаты исследования привели его к выводу, что башкир надо делить на два типа: степной, который характеризуется «широким, плоским лицом, прямым широким и вдавленным у корня носом, выдающимся вперед подбородком, большой головой, средним ростом» и лесной — «горбоносый, с длинным лицом, овальным выпуклым профилем, высокого роста» К степному, по утверждению Н. М. Малиева, относятся башкиры, расселенные в районе рек Дема и Уршак, близкие к калмыкам и монголам, к лесному — башкиры бассейна реки Сим, «приближающиеся по очертанию лица более к кавказскому типу, свойственному многим среднеазиатским народам». То обстоятельство, что «башкирские черепа отличаются от финских своими сравнительно большими размерами, большой вместимостью, преобладающим развитием в ширину, вертикально спускающимся затылком» (с. 26), — пишет автор, говоря о тюркском происхождении башкир.

Известным антропологом П. С. Назаровым, сыгравшим большую роль в антропологическом исследовании башкир, были измерены 163 человека. Ценность его данных заключается в том, что он брал людей для исследования из разных родов и установил, что в них присутствуют элементы различных физических типов, а это, в свою очередь, свидетельство того, что башкиры есть «конгломерат племен, по преимуществу тюркских»

Все антропологи считали, что их данные свидетельствуют о тюркском происхождении башкир. Это — небольшой или средний рост, большие размеры и вместимость черепа, широкоскулость.

С. И. Руденко опубликовал в 1955 г. монографию «Башкиры. Историкоэтнографический очерк» (М.; Л.). Она представляет собой переиздание второй части монографии «Башкиры», опубликованной в 1925 г. С. И. Руденко одним из первых в отечественной науке подошел к решению проблемы этногенеза, используя комплексный метод. Он заключается в одновременном привлечении данных различных наук — этнографии, антропологии, археологии, истории и лингвистики. Исходя из такого подхода, Руденко дает следующую схему этногенеза башкир. Территория Башкирии во II тысячелетии до н. э. была населена племенами европеоидного типа. В начале I тысячелетия, не позднее VIII в. до н. э. проникли с востока племена монголоидного типа, которые в VII в. до н. э. стали одним из существенных компонентов в физическом типе населения Башкирии. Монголоидные черты этих племен не были ярко выраженными в результате смешения с местными племенами европеоидного типа. С. И. Руденко предполагает, что большинство населения Башкирии пользовалось древним башкирским языком. Этнически автор считал допустимым связывать древних башкир с тиссагетами (по Геродоту) для северо-западной территории Башкирии и с савроматами и иирками для южной и восточной территории. С первых веков нашей н. э. можно рассматривать башкир «как единую группу племен с бытом, обусловленным в какой-то мере кочевническим скотоводством в сочетании с охотой в степной полосе, в горной же и в лесной полосе с преобладанием занятий охотой, пчеловодством, в известной мере земледелием, в сочетании с оседлым скотоводством» (с. 351). Таким образом, основные этнические признаки башкир (физический тип, язык, хозяйственная деятельность и связанная с ней материальная культура), по мнению Руденко, сформировались к первым векам нашей эры. Бурные исторические события последующих эпох, особенно начиная со времени Великого переселения народов, не могли не отразиться на физическом типе, быте и языке башКир. «Однако, — пишет Руденко, — ни контакт с северными финноугорскими племенами, ни проникновение на территорию Башкирии гуннских, позднее татаро-монгольских, казахских племен, ни взаимосвязи с калмыками и, наконец, позднейшее проникновение с запада таких народностей, как казанские татары и мишари, коренным образом не изменили ни физического типа, ни языка, ни быта башкир» (с. 351). В настоящее время точка зрения С. И. Руденко поддерживается археологом Н. А. Мажитовым

Тюркская теория получила четкое оформление в трудах Р. Г. Кузеева. К решению проблемы происхождения башкир ученый привлек широкий круг источников — шежере, номенклатуру башкирских родов и племен, тамги, сведения средневековых авторов, данные археологии, антропологии, топонимики, фольклора. Исследования увенчал фундаментальный труд «Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения» (М., 1974).

По мнению Р. Г. Кузеева, процесс формирования башкирской народности прошел следующие этапы.

Первый этап — с середины I тыс. н. э. до рубежа VIII—IX вв. — характеризуется выделением из раннесредневековых племенных общностей и формированием на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса.

На Сырдарье и в Приаралье, в печенежской этнической среде складывается группа древнебашкирских племен. Этническую основу группы составляли древнетюркские и, в меньшей степени, тюркизированные древнемонгольские родоплеменные образования, предшествующая этническая история которых развивалась в преимущественно тюркской среде Центральной Азии и Алтая в эпоху кульминационного этапа тюркской миграции на запад (усерган, бурзян, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей). Дальнейшая история этих племен протекала в тесном контакте и при этническом смешении с тюркскими, сармато-алан- скими и угорскими племенами Приаралья и присырдарьинских степей. Общее направление кочевнической миграции той эпохи обуславливает дальнейшее движение древнебашкирских племен в прикаспийские степи и в Приазовье, где они оказались в сфере этноисторической деятельности болгарских племен, с которыми у древних башкир прослеживаются генетические связи с более ранних времен.

В центральной части Бугульминской возвышенности в VIII — начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайнатархан, кесе, буляр, мишар, нагман, юламан, имес, юрмын). В сложении булгаро-мадьярского компонента приняли участие тюркизированные угры, мигрировавшие в Волго-Уральский регион из Приаральской области или Западной Сибири.

Приуралье и долина среднего течения реки Белой издавна были районом расселения и зоной активного взаимодействия местных финноугорских племен с пришлыми родоплеменными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш и др.).

Второй этап. Миграция древнебашкирских племен и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и испытавшими сармато-аланское воздействие финноугорскими племенами была узловым периодом в становлении древнебашкирского этноса. Культурно-языковая ассимиляция булгаро-мадьярских и местных финноугорских родоплеменных образований в древнебашкирской этнической среде завершилась позднее. Однако этнические процессы в конце I тыс. н. э., в которых ведущую роль сыграли пришлые древнебашкирские племена, имели результатом сложение башкирской племенной общности, послужившей основой для дальнейшего становления народа. Процессы этнической интеграции характеризуемой эпохи обусловили новое, «древнебашкирское» направление формирования языка и культуры населения Приуралья и Бугульминской возвышенности, т. е. территории древней Башкирии

Третий этап. XI— начало XIII в. — этап дальнейшей консолидации упомянутых выше компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (ай, тырнак- лы, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.) из восточных районов страны. На культуру и особенно антропологический тип башкирского этноса в эпоху его становления значительное воздействие оказали смешение и этническая интеграция с булгаро-угорскими племенами Приуралья и Вельской долины.

Территория Древней Башкирии в эту эпоху расширилась в результате расселения дренебашкирских племен в направлении Южного Урала и лесных районов нижнего течения реки Белой.

Четвертый этап. В XIII—XIV вв. имеет место мощный приток в Башкирию кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа — катай, найман, балга, масхар, сольют, борэ, балъшсы; табынская группа — табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, теляу, барын, бадрак, таз; минская группа — мин, кырк- уйле, куль, суби, миркит). Кыпчакская миграция окончательно предопределяет культурное и языковое развитие древнебашкирского этноса в направлении к формам, характерным для современного этнического облика башкирского народа.

В XIII—XIV вв. территория Башкирии существенным образом расширяется к востоку и северу и принимает очертания, близкие к современным.

Пятый этап. В XV— первой половине XVI в. этнические процессы предшествующей эпохи углубляются и признаки, определившиеся кып- чакским этапом этнокультурного развития, постепенно стабилизируются. Смешение башкир с ногайцами на юге и финноуграми — на севере хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности. В XVI в. башкирские племена расселяются на всей территории, которую они занимали вплоть до XIX в. (кроме районов челябинского Зауралья). В конце XV — первой половине XVI в. этнические, территориальные, социально-экономические и политические предпосылки объединились для завершения формирования башкир в народность. Присоединение большинства башкирских племен во второй половине XVI в. к России и объединение башкирского этноса в составе единого государства знаменовало собой завершение консолидации башкирского народа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: