Косвенные налоги в системе налогообложения.





Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: НДС; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Недостатки косвенных налогов - увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств, нужд. Главный недостаток косвенных налогов - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок.

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

НДС

Налогоплательщиками признаются: организации; ИП; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Не признаются налогоплательщиками организации, применяющие УСН, ЕНВД, ЕСХН; являющиеся иностранными организаторами XXII Олимп. зимних игр и XI Паралимп. зимних игр 2014.

Организации и ИП имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации ТРУ этих организаций или ИП без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация ТРУ на террит. РФ, в т.ч. оказание услуг на безвозмездной;

2) передача на террит. РФ ТРУ для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на террит. РФ и иные террит., находящиеся под ее юрисдикцией.

Не признаются объектом налогообложения:

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и др. органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации и др.

Налоговая база при реализации ТРУ определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне ТРУ.

Налог. база определ-ся налог-щиком как стоимостное выражение объектов обложения.

Налог. база при реализации налог-щиком ТРУ определяется как стоимость этих ТРУ, исчисленная исходя из цен с учетом акцизов (для подакц.тов.) и без включения в них налога.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.

При ввозе товаров на террит. РФ налоговая база определяется как сумма:

1) таможенной стоимости этих товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих ТРУ с учетом налога.

Налоговый период устанавливается как квартал.

Налоговые ставки

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта

работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита

услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами РФ,

ТРУ в области космической деятельности.

драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и др.

2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:

1) продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе; масла растительного; маргарина; сахара; зерна; соли; хлеба; крупы; муки; макаронных изделий; рыбы; овощей и др.

2) товаров для детей: трикотажных изделий; швейных изделий; обуви, тетрадей школьных; игрушек; пластилина; пеналов; счетных палочек; счет школьных; дневников школьных; подгузников и др.

3) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера и др.

4) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления и др.

3. Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в остальных случаях.

4. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок ТРУ, передачи имущественных прав, при реализации имущества, приобретенного на стороне, при реализации с/х продукции, а также в иных случаях, когда в соответствии с Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Порядок исчисления

Сумма налога базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога при реализации ТРУ представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога.

НДС в бюджет=НДС от реализ.-НДС к вычету+НДС к восстан.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении ТРУ, а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на террит. РФ в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления:

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок ТРУ.

Вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада в уставный капитал имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок ТРУ, передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих ТРУ, имущественных прав.

 

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком ТРУ, имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на террит. РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.

Вычеты сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от ТРУ, но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

Вычеты сумм налога производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок ТРУ, передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок ТРУ, передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.

Вычеты суммы разницы производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие покупателя на изменение стоимости отгруженных ТРУ, переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

Порядок возмещения налога

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.

Гос-во учитывает добросовестность некот. налог-щиков, для кот. разработали заявительный порядок возмещения НДС. Его суть: налог-щик, отвеч. опред. критериям, получает право на зачет или возврат суммы НДС, заявленной в декларации к возмещению, не дожидаясь завершения камеральной проверки.ю указ. в декларации.

Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют:

1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, уплаченная за три календарных года составляет не менее 10 млрд. руб.

2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налог. декларацией действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налог-щика суммы налога, излишне полученные им в результате возмещения налога в заявительном порядке.

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) ТРУ за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: