Выявить психобиографические характеристики личности зрелого возраста.
Описать психологические особенности образа «Я» подростков с аддиктивным поведением.
2. Выявление взаимосвязи психических явлений.
Необходимо учитывать, что многие явления, процессы, состояния в
психике взаимосвязаны. Поэтому исследователю необходимо не только
установить факт наличия связи, но и ее характер (тесноту, направленность,
устойчивость), постараться определить целостную структуру взаимосвязей или
место той связи, которая находится в центре внимания, среди совокупности
других, объяснить природу связи.
ПРИМЕР 7Формулировка цели исследования (2)
Выявить взаимосвязь психологического благополучия и эмоционального интеллекта педагогов.
Выявить взаимосвязь жизнестойкости и ценностных ориентаций личности.
3. Описание нового феномена.
Чаще всего новый феномен открывают в ходе эмпирического
исследования, проверки гипотез. При этом сам феномен может быть ожидаем, а может возникнуть и быть замечен исследователем случайно. Задачами исследователя будут являться фиксация феномена, определение условий его возникновения и др.
ПРИМЕР 8Формулировка цели исследования (3)
Выявить феномен проекции личностных свойств слушателей на личность
композитора при прослушивании музыкальной мелодии в специально созданных условиях.
4. Изучение динамики явления.
Данная цель предполагает проведение эмпирического исследования с
использованием методов «поперечных» или «продольных» срезов.
ПРИМЕР11Формулировка цели исследования (4)
Выявить динамику коммуникативной компетентности в ходе социально-
психологического тренинга.
|
Выявить динамику самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
5. Открытие новой (другой) природы явления.
Описание природы явления предполагает научное объяснение последнего,
т.е. поиск ответа на вопрос «почему это явление происходит?». Раскрыть
природу того или иного явления означает выявить и описать тот закон,
которому это явление подчиняется. Новое объяснение феномена, как правило,
требует проведение значительного количества отдельных эмпирических
исследований, а также введения нового понятия.
ПРИМЕР 12 Формулировка цели исследования (5)
Выявление роли выученной беспомощности в формировании депрессивной структуры
характера.
6. Обобщение научных представлений, сведений.
Исследователю необходимо выявить наиболее общие закономерности на
основе анализа имеющихся сведений. Это может осуществиться путем
введения новых понятий, расширением значения некоторых терминов и др.
Обобщение научных сведений – это не просто перечисление имеющихся
взглядов, представлений на то или иное явление, но, прежде, всего выявление
сущности этого явления, усмотрение общего в единичном.
ПРИМЕР 12 Формулировка цели исследования (6)
Обоснование категориального статуса понятия «субъект» в отечественной
психологии.
Выявление динамики изучения сознания на протяжении развития психологической науки.
7. Создание классификации, типологии.
Разработка классификации осуществляется на основе определенной
теории, подхода и предполагает выявление существенных признаков,
выступающих в качестве основания классификации, описание различных групп объектов (понятий) и связей между ними, создание иерархической системы понятий в какой-либо области знаний. Типология позволяет группировать, систематизировать разнообразные явления, выявлять сходства и различия между объектами (группами явлений).
|
ПРИМЕР 13 Формулировка цели исследования (7)
Выявление типов смыслового переживания материнства.
8. Адаптация психодиагностических методик.
Адаптация методики – это модификация имеющейся методики в целях
использования ее в новой культурной, этнической, языковой или иной среде.
Адаптированная методика должна проходить те же психометрические
проверки, что и любая методика.
ПРИМЕР 14 Формулировка цели исследования (8)
Адаптация методики «Цель жизни» на русскоязычной выборке.
9. Создание методики.
Создание новой методики трудоемкий процесс. Методика, может
называться новой в том случае если она:
позволяет измерить ранее не измеряемый психический процесс, явление;
повышает точность, надежность измерения того или иного психического
процесса, явления;
оптимизирует процесс измерения (сокращает время обследования,
облегчает обработку его результатов).