ПРИМЕР 2Обоснование актуальности исследования




СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

Структура исследовательской работы представляет собой общепринятую

для большинства квалификационных трудов различного уровня

последовательность изложения материала и может быть представлена

следующим образом:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. главы основной части;

5. заключение;

6. список использованной литературы;

7. приложение.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей исследовательской работы.

На нем, как правило, указывается сверху вниз:

полное наименование ведомства, в структуру которого входит УрГПУ;

полное название учебного заведения;

полное название института;

наименование кафедры;

тема исследовательской работы (слово «тема» не пишется);

наименование основной образовательной программы;

сведения об исполнителе (полностью Ф.И.О., студента курс / группа

обучения);

сведения о научном руководителе (полностью Ф.И.О., ученая степень,

должность);

местонахождение вуза и год написания работы.

Примеры оформления титульного листа приведены в приложении А.

Тема исследовательской работы должна отражать замысел исследования

в общем виде, основное содержание без его конкретизации.

Правила формулировки темы работы:

1. в теме должны находить отражение цель и предмет исследования;

2. тема не должна формулироваться слишком широко (например,

«Исследование общения», «Тревожность в детском возрасте»);

3. формулировка темы не должна начинаться с неопределенных слов

(например, «Некоторые аспекты изучения характера», «Исследование

некоторых вопросов развития креативности»).

4. нельзя использовать сокращения, подменять научные понятия

житейскими формулировками (например, «Особенности восприятия учебной

ситуации учащимися из традиционных классов и КРО», «Психологические

причины ссор между супругами»).

ПРИМЕР 1Формулировка темы исследования

Карьерные ориентации представителей социономических профессий.

Психологические особенности проспективной идентичности у студентов с

различным уровнем мотивации достижения.

Типы материнского отношения женщин, ориентированных на карьеру.

Содержание

На второй странице указывается содержание работы, в котором

приводится название глав и параграфов с номерами страниц, с которых они

начинаются. До номера страниц ставится отточие (ВВЕДЕНИЕ ….. 3).

Названия глав и параграфов в содержании и тексте работы должны быть

идентичны. Запрещается сокращать названия глав и параграфов, давать их в

формулировке, последовательности, отличающихся от таковых в тексте.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть

обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер

своей рубрики и рубрики, которой они подчинены. Введение, заключение,

список литературы, приложения не нумеруются.

При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо

располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Пример

оформления содержания представлен в приложении Б.

Введение

Следующим структурным элементом исследовательских работ является

введение. Подготовка введения требует особой тщательности, поскольку в нем должно быть представлено описание концепции исследования, позволяющее в общих чертах оценить качество всей работы. Как правило, окончательный вид эта часть работы приобретает на заключительном этапе исследования.

Объем введения обычно составляет 1,5 – 3 страницы. Во введении

последовательно описываются5:

1. актуальность выбранной темы исследовательской работы;

2. научная проблема и степень ее разработанности;

3. объект и предмет исследования;

4. цель и задачи исследования;

5. гипотеза исследования;

6. теоретико-методологическая основа исследования;

7. методы исследования;

8. научная новизна работы;

9. положения, выносимые на защиту;

10. теоретическая и практическая значимость исследования.

Актуальность исследования – это степень его важности в данный

момент; это доводы, аргументы, свидетельствующие о значимости данного

исследования в решении социальной или научной проблемы [8; 19; 25; 34].

Актуальность научного исследования означает, что оно является важным и

посвящено решению злободневных вопросов в современной науке и практике.

Следует различать актуальность направления (которая редко нуждается в

сложной аргументации) и актуальность конкретного исследования.

Исследование можно считать актуальным, «если оно позволяет решать

проблемы, отвечать на потребности практики, а также заполняет пробел в

науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для

решения этой актуальной научной задачи».

При обосновании актуальности исследования целесообразно привести

аргументы, отражающие:

события и проблемы в современном обществе, которые требуют

осмысления и решения;

конкретный социальный запрос от физического (клиент, испытуемый)

или юридического лица (организация, учреждение) на проведение

исследования;

противоречивость или недостаток научных сведений, разработок на

фоне социальной востребованности и др.

ПРИМЕР 2Обоснование актуальности исследования

Тема исследования: личностные особенности зрителей реалити-шоу.

Актуальность исследования: возникновение в современной культуре такого телевизионного жанра как реалити-шоу и просмотр развлекательных передач молодыми людьми требует новых психологических сведений о мотивах и целях просмотра, а также особенностях личности зрителей реалити-шоу, о характере психологического воздействия на ценностно-смысловую сферу подрастающего поколения. Поскольку реалити-шоу выступают в роли своеобразных визуальных обучающих программ, важно оценить психологический эффект, который они оказывают на молодежь. Ведь именно сегодняшние подростки, молодые люди завтра будут принимать решения в сфере экономики, культуры, образования и др.

Типичные ошибки при обосновании актуальности темы работы:

обозначение актуальности темы исследования посредством ссылки на

мнение того или иного автора (например, «как указывает П.П. Петров,

исследования, посвященные изучению психологии субъекта сейчас как никогда

актуальны»);

употребление голословных утверждений (например, «изучение этапов

профессионализации сейчас действительно актуально»);

указание на недостаточную разработанность данной темы в науке («не

раскрыты», «не выявлены») без содержательного обоснования необходимости

изучения данной темы.

Научная проблема, решению которой посвящена работа, находится в

самой тесной связи с актуальностью исследования. Проблема представляет

собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии

знания об этой реальности («знание о незнании»); осознанное

противоречие между запросами практики к теории и ограниченными

возможностями теории (в силу ее неполноты) в ответе на эти запросы.

Выдвигая проблему, «исследователь констатирует недостаточность

достигнутого к данному моменту уровня знания, обусловленную открытием

новых факторов или связей, обнаружения логических изъянов имеющихся

научных концепций или появления таких новых запросов общественной

практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний,

движения к новому знанию».

Одним из критериев существования проблемы следует рассматривать

наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть

разрешены средствами науки. Противоречия могут быть:

между потребностями и возможностями (например, между

потребностями общества и возможностями психологической науки, практики);

между новыми требованиями и сложившейся системой (например,

между требованиями к личности в современных условиях и сложившейся

системой образования, методов развития личности);

между необходимостью и отсутствием способов и средств,

позволяющих решить проблему (например, между необходимостью выявления,

измерения определенных качеств, способностей и отсутствием

психодиагностического инструментария) др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: