Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||||
I. Постановка учебной задачи | – На острове Орфография есть город Кореньград – столица этого острова. Сегодня в нем нас ожидает в гости дедушка Корень и его друзья – Орфограммы. Но стражи города – Ударения – не хотят впускать нас в город до тех пор, пока мы не решим лингвистическую задачу. Перед вами, слова: гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный. «Разведите» эти слова по их родовым гнездам. Значение одного – «пылать», другого – «возвышаться». – Проверим задание. – Вспомните правила, которым подчиняется правописание гласных в корнях этих слов. – Сегодня мы изучим еще одно правило правописания корней с чередованием. Прежде чем мы начнем изучать новое правило, вспомните, пожалуйста, от чего может зависеть написание чередующей гласной в корне слова? | Внимательно слушают.
Выполняют задание.
Ответ:
Под руководством учителя приходят к выводу, Отвечают на вопрос. Ответ: написание чередующей гласной может зависеть от ударения, суффикса | Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками работы со справочной литературой, а также навыками групповой работы. Формулируют ответы на вопросы | ||||
II. Работа по теме урока. 1. Работа с материалом учебника | – Рассмотрим таблицу на с. 108. Давайте сформулируем правило на основе наших наблюдений и запишем его графически | Выполняют задание. Принимают участие в обсуждении. Формулируют правило правописания кор-
ней ![]() ![]() | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопросы | ||||
2. Систематизация и обобщение знаний | Организует работу по выполнению упражнений 193, 195. Проводит выборочную проверку тетрадей обучающихся, быстрее всех справившихся с заданием. Оказывает консультационную помощь тем, кто в этом нуждается. Слуховой диктант. (См. Ресурсный материал.) – Выпишите из словосочетаний слова с изученной орфограммой. Выделите корни, поставьте ударение | Выполняют задание, при необходимости задают вопросы учителю. Предъявляют тетради на проверку. Выполняют задания, при необходимости задают вопросы учителю | Владеют способами конструктивного взаимодействия, а также навыками групповой работы | ||||
3. Игра «Кто быстрее?» | – Мы неплохо поработали сегодня. Давайте проведем блицтест (См. Ресурсный материал.) Приготовьте сиг- нальные карточки. Кто знает ответ на вопрос, поднимает карточку | Отвечают на вопросы, выполняют задания | Владеют навыками работы с наглядным материалом. Формулируют ответы на вопросы | ||||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Составьте обобщенную графическую модель орфограмм* в корнях с чередованием ![]() ![]() | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Ресурсный материал
Слуховой диктант
Вечерняя заря, летние зори, зоренька ясная, багровое зарево, яркие зарницы, ни свет ни заря; летний загар, загорать на солнце, нагар на свечке, молоко пригорело, лампочка перегорела.
Блицтест
1. На что нужно обращать внимание, когда пишешь слова с корнями
• На ударение.
• На значение.
• На суффикс в слове.
2. Все ли слова относятся к данному правилу: озарить, зори, заря, зарегистрировать, зараза, зарядка, зоренька, зарезать, озарение, зарницы?
• Да. • Нет.
3. Все ли слова написаны правильно: озарять, зорька, озаряя, зарничный, зоревать, зорюшка, озаривший, озарённый, озарённость, озорившийся?
• Да. • Нет.