Физкультминутка «Молекулы»




Из опыта работы

По программе внеурочной деятельности

«Кубит»

Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить обучение математике?

В плане реализации внеурочной деятельности по ФГОС мы ведём курс «Кубит». Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Кубит» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования и учитывает ее цели. Программа является одной из инженерно-технологических практик, реализуемых в рамках деятельности инновационной площадки. Курс «КУБИТ» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, пространственного мышления, коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.

На занятиях у обучающихся формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

Цель: развитие инженерно-технологического мышления, интеллектуальных способностей у учащихся, формирование мыслительных процессов, элементов логической и алгоритмической грамотности, умения решать практико-ориентированные задачи средствами геометрии.

Задачи:

1. Развивать логическое, техническое мышление, геометрические и пространственные представления учащихся, через решение практико-ориентированных задач.

2. Учить применять на практике часто встречающиеся величины, их единицы измерения и находить взаимосвязи в несложных практических расчётах.

3. Углубить представления учащихся о различных областях математики и формировать элементы логической и алгоритмической грамотности.

Программа курса «Кубит» рассчитана на 4 года обучения, учащихся 1-4 классов.

Занятия 2 часа в неделю.

Основные формы работы.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

1. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

2. Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически - поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления

3. Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

Основные принципы распределения материала, этапа работы:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые несколько занятий задания повторяются;

3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Важно, чтобы каждый ребёнок работал активно, увлеченно. Внеурочная деятельность, с одной стороны, позволяют нам вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя мероприятие, необходимо учитывать специфику группы, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. Например, для 1-2 классов это конкурсы, викторины, сказки-путешествия; в 3-4 классах – КВН, математическое казино и т.п.

Разделы программы:

1.Алгоритмы

2.Удивительный мир чисел и логики.

3. Мир величин

4. Мир занимательных задач

5.Геометрическая мозаика

6. Комбинаторика

Большую роль на внеурочных занятиях по математике играют игры, главным образом дидактические. Основная их ценность в том, что они проявляют интерес детей, усиливают эффект самого обучения. Создание игровых ситуаций приводит к тому, что дети увлечены игрой и незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Игра так же содействует воспитанию дисциплинированности, так как проводится по правилам. Чтобы игра была наиболее эффективной, необходимо, чтобы учитель тоже включался в игру. Но не следует забывать, что игра - это не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Поэтому математическая сторона должна выдвигаться на передний план. Однако при проведении математических игр учителю необходимо соблюдать некоторые правила. Правила должны быть простыми, точно сформулированными, доступными.

·Игра не должна вызывать слишком бурной реакции детей.

·Дидактический материал должен быть прост в изготовлении и удобен в использовании.

·Если игра предполагает соревнование команд, то должен быть контроль и открытый учет результатов.

·Дети должны активно участвовать в игре, а не бездействовать в длительном ожидании.

·Легкие игры должны чередоваться с более сложными.

·В конце должна быть проведена наиболее легкая и живая игра.

·Если на нескольких занятиях проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала должен соблюдаться принцип от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

·Подвижные игры должны чередоваться со спокойными.

Игровой характер проведения внеурочных занятий по математике должен иметь определенную меру.

Игры имеют познавательное значение, поэтому на первом плане должны оказаться умственные задания, для решения которых в мыслительной деятельности должны использоваться сравнение, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Надо предоставлять детям возможность высказаться.

В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание, а после игры сделан вывод.

Кроме того, математические игры могут быть настольными и подвижными. В первом случае материал для нее могут изготовить сами дети на уроках труда или рисования (например, математическое лото). Во внеурочных занятиях по математике в начальной школе игра привносит дух любознательности, интереса, познания и открытия, а сами знания воспринимаются учащимися занимательными и доступными.

На занятиях мы используем:

  1. Математические игры:

2. Логические задачи

3. Головоломки

4.Ребусы

5.Графические диктанты.

Ниже представляем конспект игры-соревнования «Умники и умницы».

Занятие по внеурочной деятельности «Кубит»

Цели:

Развивающая: развитие познавательного интереса к математике; развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания.

Воспитывающая:

воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи; воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.

Обучающая:

• систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных заранее;

• активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;

Планируемые результаты:

Формируемые УУД:

Познавательные:

-совершенствовать вычислительные навыки, приемы сложения и вычитания;

-совершенствовать умение решать текстовые и геометрические задачи

Коммуникативные:

-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение;

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма занятия: игра-соревнование

Оборудование: карточки с заданиями, доска, магнитные карточки для работы на доске, телевизор.

Ход занятия:

-Здравствуйте, друзья! Сегодня необычный день.

На нашем занятии присутствуют гости, две соревнующиеся команды: Умницы и Умники.

-Ребята, вы любите кататься с горок?

- Сегодня на занятии мы будем с горки не скатываться, а наоборот, забираться на нее.

Нашу гору вы можете видеть на доске, и как вы можете заметить, горка имеет ступени с двух сторон! Слева- ступени для команды Умницы, слева- ступени для команды Умники

Но не так просто на гору по ступенькам забраться! На каждой ступени вас ждут математические задания! Та команда, которая пройдет все задания, и заберется на вершину горы - будет являться победителем

-Вы готовы дойти до вершины? Тогда объявляю старт! Я зачитаю правила конкурса. А вы хором отвечайте, обещаете ли их выполнять:

Правила конкурса:

• Быть весёлыми и находчивыми.

• Не оставлять ни одного вопроса без ответа.

• Вести себя спокойно, не выкрикивать, быть терпеливым.

• Не подглядывать и не подслушивать.

• Не терять надежды в борьбе за победу.

- Ребята, а еще нам необходимо выбрать в каждой команде капитана – главного человека в команде. (Команды выбирают капитанов).

-Начинаем наше соревнование!

Конкурс «Разминка»

-Пусть этот конкурс послужит стартовой площадкой для увлекательных путешествий в мире математики.

- Для каждого из вас приготовлено задание.

Задания команде:

Сколько:

Пальцев на двух руках? (10)

Дней в неделе? (7)

Из них выходных? (2)

Какое число идёт при счёте девятым?(9)

Глаз и бровей у человека? (по 2)

Сколько хвостов у восьми кошек? (8)

Когда козе исполнится семь лет. Что будет дальше? (Пойдёт восьмой).

Задания для второй команды

Сколько:

Сколько лап у одной собаки? (4)

Каким по счету днём недели является суббота? (6)

Пальцев на ноге?(5)

Углов у стола? (4)

Гномов у Белоснежки?(7)

Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?(7)

Ты да я, да мы с тобой. Сколько всего?(2)

После того, как ребята ответили на все вопросы, на первой ступени лесенки учитель прикрепляет звездочки.

Конкурс «Задачи».

Каждой команде выдается карточка с задачами, дети в кружке за столом их зачитывают, находят верное решение, после готовности команд ребята зачитывают задачи вслух, называют верный ответ, соперник решает, правильно ли решили ребята задачи. После взаимопроверки принимается решение, какие команды заслуживают звезду. Звездочки появляются на доске.

Задачи для 1 команды Умницы:

Подарили Пете книжку о ракете.
Прочитал Петя, подарил Свете.
Света – Ване, Ваня – Тане,
Таня – маленькой Марьяне.
Сколько детей прочитали книгу?

2.Семь ребят катались с горки.

Убежал домой Егорка.

А потом ушел Вадим,

И Сережа вслед за ним.

Сколько на горке осталось детей?

Кто посчитал, отвечайте скорей!

Задачи для команды Умники»:

1.Дали каждому обед: собачке – в миске,
В блюдечке киске, курочке – несушке
Пшена в черепушке, Машеньке – в тарелочке
Голубой не маленькой. Сколько их обедает?

2.У Маши были конфеты. Она угостила Свету,
Наташу, Иру, Сережу, Таню и Петю тоже.
Одна конфета осталась, а Машенька растерялась:
Сколько же было конфет? Кто может дать ответ?

Физкультминутка «Молекулы»

Конкурс «Ребусы».

Каждой команде выдаются карточки с одинаковыми ребусами.

Р1А ПО2Л С3Ж 100Л 40А И100РИЯ

Команды в течении минуты их разгадывают, затем капитаны выходят к доске, и зачитывают поочередно получившиеся слова. Команды, разгадавшие ребусы, получают звезду на очередной ступени, ведущей в гору.

Конкурс «Эстафета»

Перед вами карточки с примерами. Каждый участник вашей команды берет по одной карточки, решает пример и вывешивает на доску Капитан команды выходит, располагает ответы в порядке возрастания и прочитывает получившее слово (команда Умниц), а команда Умников ответы располагают в порядке убывания

3-2=1 М

5-2=3 Л

7-3=4 О

2=0=2 О

6-1=5 Д

4+2=6 Е

3+4=7 Ц

10-3=7 О

6+0=6 Т

7-2=5 Л

3+1=4 И

5-2=3 Ч

8-6=2 Н

2-1=1 О

 

Конкурс Капитанов «Портрет»

С помощью цифр нарисовать рожицу (команда Умниц)

С помощью геометрических фигур нарисовать рожицу (команда Умников)

Конкурс капитанов»

На доске вывешиваю аппликацию - человечка, собранного из геометрических фигур. Капитаны запоминают расположение фигур, после чего аппликация снимается с доски, а дети проходят к столам, где лежат необходимые геометрические фигуры, и собирают аналогичного человечка.

По итогу конкурса команда получает звезду на последней ступени, ведущей в гору.

 

Рефлексия:

Наше занятие подходит к концу.
- Что было самое интересное в игре?
- Какие игры вам больше всего понравились?

- Какое задание сложно было выполнить?

С этими заданиями будем работать на следующем занятии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: