Лексико – грамматические упражнения




По теме

«Ягоды»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).

 

2. «Счет». Согласование ИС с порядковыми числительными, счет до пяти.

Первая малинка, вторая малинка… и т.д.

 

3. «Лесная – садовая».

Морошка – это лесная ягода.

Клубника – это садовая ягода и т.д.

 

4. «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания, логического мышления.

Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода.

 

5. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Арбуз (какой?) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т.д.

Клюква (какая?) - ….

 

6. «Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных.

Сок из смородины (какой?) - смородинов ый

Варенье из смородины (какое?) - смородинов ое и т.д.

 

7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Мандарин, черника, клюква, морошка; брусника, земляника, крыжовник, голубика.

 

8. Составить описательный рассказ про ягоды (по выбору), по плану:

Что это?

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?

Какая на вкус?

Съедобная или несъедобная?

Что из нее можно приготовить?

 

Лексико – грамматические упражнения

По теме

«Деревья»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Тополь – тополек (дуб, осина, береза, рябина, ива, елка, сосна, клен, яблоня; шишка, ветка, лист, лес, иголка, корень).

 

2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Клен – клены – много кленов и т.д.

 

3. «Счет». Согласование ИС с числительными.

Одно дерево – два дерева – пять деревьев.

Один могучий дуб – два могучих дуба – пять могучих дубов и т.д.

 

4. «Чьи плоды (семена)?». Поиск соответствующего понятия.

Желуди растут на – дубе.

Яблоки растут на – яблоне.

Круглая шишка на – сосне.

Длинная шишка у – ели.

Грозди рябины растут на – рябине.

Сережки растут на – березе, ольхе, иве.

5. «Какой лист, какая ветка?». Образование относительных прилагательных.

Лист березы – березов ый и т.д.

Ветка тополя – топол и н ая, т о полевая и т.д. с названиями остальных деревьев.

 

6. «Подбери слова-действия». Поиск соответствующего глагола.

Лист (что делает?) – желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет (дерево, крона, почки, корни, ветви).

 

7. «Подбери предмет со словом «сосновый». Образование относительных прилагательных.

Бор (какой?) – соснов ый (шишка, кресло, мебель, полено, запах, хвоя, иголки).

 

8. «Назови рощу». Образование относительных прилагательных.

Если в роще растут березы, то эта роща называется – березовая (дубы, осины, ивы, клены).

 

9. «Какие бывают леса?». Поиск соответствующего понятия.

Если в лесу растут дубы, осины, березы, то этот лес – лиственный

Если в лесу растут сосны и елки, то этот лес – хвойный

Если в лесу растут ели, березы, дубы и.т.д., то этот лес – смешанный.

 

10. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Клен, рябина, ель, осина; яблоня, груша, слива, рябина; береза, дуб, клен, смородина.

11. Составить описательный рассказ про деревья (по выбору), по плану:

Как называется дерево?

Хвойное, лиственное или фруктовое?

Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)?

В каком лесу растет?

Какую роль дерево играет в окружающем мире?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Осеняя одежда, обувь, головные уборы»

 

1. «Назови ласково». Образование им.сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пальто – пальтишко – пальтишки (куртка, плащ, брюки, кофта, перчатки, носки, чулки, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, кепка, шапка).

 

2. «Один - много». Образование мн.ч. и.с. в родительном падеже.

Носок – носки – много носков т.д.

 

3. «Чья, чей, чьи, чье?». Употребление притяжательных прилагательных.

Это чья шапка? – Моя.

Это чей кроссовок? - Мой.

Это чьи перчатки? – Мои.

Это чье пальто? – Мое.

 

4. «Подбери предмет». Согласование и.с. с местоимениями.

Моя – кепка...; мой - носок …; моё – пальто …; мои – туфли ….

 

5. «Счет одежды». Согласование ИС с числительными.

Одно пальто – два пальто – пять пальто

Одна кожаная куртка – две кожаные куртки – пять кожаных курток и т.д.

 

6. «Подбери признак ». Согласование и.с с и.п..

Плащ (какой?) – кожаный, теплый, черный и т.д.

 

7. «Какой, какая, какое, какие?». Образование относительных прилагательных.

Шарф из шерсти – шерстян ой.

Платок из шелка – шелков ый.

Куртка из кожи – кожан ая.

Пальто из драпа – драпов ое.

Сапоги из резины – резинов ые

8. «Четвертый лишний». Классификация предметов.

Куртка, сапоги, пальто, плащ; кофта, кепка, брюки, шарф.

 

9. Составить описательный рассказ про осеннюю одежду, обувь, головные уборы (по выбору), по плану:

Что это?

Из какого материала сделана?

Какого цвета?

Из каких частей состоит?

В какое время года носят?

Назначение (мужская, женская или детская).

Какие действия можно выполнять с одеждой, обувью или головным убором (чистить, гладить, стирать)?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: