Лексико – грамматические упражнения по теме




«Осень»

 

1. «Назови ласково». Образование и.с.с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дождь – дождик (дождичек) – дождики (лужа, ветер, туча, сад, солнце, дерево, лист, лес, птица, урожай).

 

2. «Один - много». Образование мн.ч. и.с.в родительном падеже.

Месяц – месяцы – много месяцев и т.д.

 

3. «Счет». Согласование и.с. с числительными.

Одно дерево – два дерева – пять деревьев и т.д.

 

4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Осень (какая?) – золотая, дождливая, пасмурная, красивая, урожайная и т.д.

 

5. «Скажи со словом «осенний». Согласование ИС с ИП.

Небо (какое?) – осенн ее; ветер (какой?) – осенн ий; аллея (какая?) – осенн яя; тучи (какие?) - осенн ие (дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто).

 

6. «Назови, какая погода». Образование качественных прилагательных.

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.

Если дует ветер – ветреная.

Если на улице холодно, какая погода? – холодная.

Если пасмурно – пасмурная.

Если сыро – сырая.

Если хмуро – хмурая.

Если солнечно – солнечная.

Если ясно – ясная.

 

7. «Он (она) – они». Образование множественного числа глаголов, ИС и ИП.

Наступил осенний день – наступи ли осенн ие дни (плывет темная туча; стоит большое дерево; идет холодный дождь; дует сильный ветер; висит теплая куртка; летит птичья стая).

 

8. «Скажи наоборот». Поиск антонимов.

Осень ранняя – осень поздняя.

День веселый – день грустный.

День солнечный – день пасмурный.

Облако белое – туча черная.

9. Составить описательный рассказ про осень, по плану:

Когда наступает осень?

Осенние месяцы.

Приметы осени в природе (солнце, небо, земля, деревья).

Что делают птицы и животные осенью?

Труд человека в осенний период.

Осенняя одежда.

Любишь ли ты осень? Почему?

 

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Перелетные птицы»

 

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо).

 

2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Стриж – стрижи – много стрижей и т.д.

 

3. «Счет птиц». Согласование ИС с числительными.

Один грач – два грача – пять грачей и т.д.

 

4. «Назови детеныша». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.

Скворец – скворчонок – скворчата.

Стриж – стриженок – стрижата.

Лебедь – лебеденок – лебедята.

Аист – аистенок – аистята.

Журавль – журавленок – журавлята.

Утка – утенок – утята.

 

5. «Скажи, какая стая?». Образование притяжательных прилагательных.

Клин лебедей – лебедин ый.

Караван журавлей – журавлин ый.

Стая уток – утин ая (стая грачей, соловьев, гусей).

 

6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.

Журавль, цапля, утка, голубь; скворец, ворона, воробей, голубь.

 

7. «Улетели птицы». Употребление родительного падежа ИС в ед. и мн. числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки и т.д.

Нет (кого?) – нет лебедей, уток и т.д.

 

8. «Вставь предлог». Употребление предлогов из, в, к, над, на, по.

Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.

 

9. «Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия.

Ласточка – щебечет.

Грач – кричит «гра».

Соловей – заливается, свистит, щелкает.

Кукушка – кукует.

Журавль – курлычет.

Жаворонок – звенит.

 

10. Составить описательный рассказ про перелетных птиц (по выбору), по плану:

Кто это?

Какая это птица (перелетная, зимующая)? Где и как строит себе дом?

Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва).

Как поет? Чем питается?

Как называют ее детенышей?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: