Лексико – грамматические упражнения
По теме
«Овощи»
Обозначения:
ИС-имя существительное
ИП-имя прилагательное
ССП-сложно-сочиненное предложение
1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Огурец- огурчик - огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль).
2. «Один-много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Помидор – помидоры – много помидоров и т.д.
3. «Счет овощей». Согласование ИС с числительными.
Одна тыква - две тыквы - пять тыкв и т.д.
4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т.д.
5. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.
Сок из помидоров – томатн ый и т.д.
Грядка с огурцами – огуречн ая и т.д.
Пюре из моркови – морковн ое и т.д. с названиями остальных овощей.
6. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.
Растет – раст ут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).
7. «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.
Сажают – сажал, сажала, сажали (копают, поливают, рыхлят, окучивают, собирают).
8. «Подбери слова-действия». Поиск соответствующего глагола.
Морковь, свёклу, репу, редис – дергают; огурцы, помидоры, горох – срывают; капусту – срезают; картофель – выкапывают.
9. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Лук, репа, подорожник, чеснок; баклажан, морковь, помидор, груша; перец, клубника, тыква, фасоль.
10. «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Кабачок большой, а огурец – маленький.
Картофель крупный, а редис – мелкий.
Перец внутри пустой, а морковь – полная.
Помидор мягкий, а огурец – твердый.
11. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по плану:
Что это?
Это овощ или фрукт?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой на ощупь?
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?
Лексико – грамматические упражнения
По теме
«Фрукты»
1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).
2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Персик – персики – много персиков т.д.
3. «Счет фруктов». Согласование ИС с числительными.
Одно яблоко – два яблока – пять яблок.
Одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок и т.д.
4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Мандарин (какой?) – сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д.
5. «Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных.
Сок из лимонов (какой?) – лимонн ый и т.д.
Варенье из лимонов (какое?) – лимонн ое и т.д. с названиями остальных фруктов.
6. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.
Груша растет – груши раст ут (зреет, желтеет, спеет, цветет).
7. «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.
Сажают – сажал, сажала, сажали (поливают, рыхлят, собирают).
8. «Назови, какое дерево?». Образование относительных прилагательных.
Дерево с яблоками – яблоневое – яблоня.
Дерево с грушами – груша – грушевое.
Дерево со сливами – сливовое – слива.
Дерево с персиками – персиковое – персик.
Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикос.
9. «Четвертый лишний». Классификация предметов.
Персик, хурма, репа, банан; лимон, малина, абрикос, вишня; огурец, тыква, чеснок, яблоко.
10. «Скажи наоборот». Составление ССП с союзом а. Подбор антонимов.
Персик большой, а абрикос маленький.
У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка.
Апельсин больше, а мандарин меньше.
Лимон кислый, а персик сладкий.
11. Составить описательный рассказ про фрукты (по выбору), по плану:
Что это?
Это овощ или фрукт?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?
Лексико – грамматические упражнения
По теме
«Грибы»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).
2. «Съедобный – несъедобный».
Подберезовик (какой гриб?) – съедобный.
Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д.
3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.
Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д.
4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.
Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.
5. «Какой, какое?». Образование относительных прилагательных.
Суп из грибов – грибн ой.
Блюдо из грибов – грибн ое.
6. «Скажи наоборот». Составление ССП с союзом а.
Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный.
У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие.
Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами.
У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая.
7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Опята, маслята, мухоморы, сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика, подосиновик.
8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.
На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?
Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?
Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?
9. Составить описательный рассказ про грибы (по выбору), по плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).
Съедобный или несъедобный гриб?
Что из него можно приготовить?