Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы




Автор: учитель-дефектолог

Короткова Марина Юрьевна

Пояснительная записка

Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), имеющие сочетанные диагнозы: нарушения опорно-двигательного аппарата, выраженные когнитивные и речевые нарушения, к сожалению, появляются на свет уже не в единичных случаях. Причинами такого факта могут быть различные нарушения в формировании центральной нервной системы плода в пренатальный (внутриутробное развитие), перинатальный (роды) и постнатальный (раннее детство) периоды. Такие дети с самых первых дней жизни нуждаются в специализированной помощи в системах здравоохранения и образования. Ведь известно, что чем раньше возник дефект, тем он сложнее и, чем раньше начнётся оказание специализированной разносторонней помощи малышу с различными нарушениями, тем больше шансов на успех.

Данная программа нацелена на оказание ранней психолого-педагогической помощи ребёнку тяжёлыми множественными нарушениями развития, а так же его родителям.

Предлагаемая программа наиболее эффективна, безусловно, в тех организациях, в которых сосредоточены специалисты разных профилей. Такими организациями являются Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Итак, чем раньше родители заявят о проблеме, обратятся в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, тем выше шанс на положительную динамику развития ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Коррекционно-развивающая программа составлена учителем-дефектологом, который проводит специальную работу по развитию сенсорно-моторных функций, познавательной сферы и речи; расчитана на 52 коррекционных занятия.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, когнитивными и речевыми проблемами имеют в психофизическом развитии следующие проблемы: отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

При поступлении ребенка с двигательной патологией в Центр тщательно анализируются возможные риски. Дети с двигательными нарушениями неврологического характера часто испытывают трудности в адаптации к условиям дошкольных образовательных групп, так как у этих детей нарушения движения часто сочетаются с недостатками речевого и познавательного развития. Для лучшей адаптации таким детям рекомендовано специальное обучение в условиях Центра, а в дальнейшем - в дошкольной организации в группах компенсирующего вида, с обязательным сопровождением специалистов: дефектолога, психолога, логопеда, инструктора ЛФК, профильного врача и тьютора. Дети без неврологических нарушений оказываются достаточно успешными в условиях интеграции и могут получать инклюзивное образование в общеобразовательных группах, но при обязательном сопровождении специалистами: логопедом, инструктором по лечебной физкультуре и профильным врачом, при необходимости - тьютором.

Для того чтобы коррекционно-развивающее обучение и воспитание оказалось эффективным, необходимо:

· создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;

· соблюдение ортопедического режима;

· сопровождение специалистами: учителя-дефектолога, психолога, инструктора по лечебной физкультуре, медсестры по массажу;

· наличие рекомендаций лечащего врача;

· организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций и логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;

· организация работы по формированию некоторых навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;

· организация целенаправленной работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, включая обучение их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

· формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей.

У таких детей может быть сопутствующий дефект - тяжелое нарушение речи (далее - ТНР), характеризующееся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения. Особое место в коррекционно-развивающей работе отводится не только формированию артикуляторно-моторных функций, звукопроизношения, фонематического восприятия, но и грамматического строя речи как наиболее важному компоненту речевой функциональной системы. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с тяжёлыми нарушениями речи и когнитивными проблемами проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

При включении ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития в образовательный процесс обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с НОДА и ТНР.

Коррекционно-развивающая программа для детей раннего дошкольного возраста с ТМНР:

· опирается на примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности;

· опирается на примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности;

· учитывает особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития, удовлетворение которых открывает возможность общего образования;

· обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала;


Цель коррекционно-развивающей программы: осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечение позитивной социализации, мотивация и поддержка индивидуальности ребенка с инвалидностью - воспитанника с тяжёлыми множественными нарушениями развития, проектирование социальной ситуации развития.

Задачи комплексной коррекционно-развивающей программы:

· реализация адаптированной образовательной программы;

· коррекция недостатков психофизического развития детей с ТМНР;

· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТМНР, в том числе их эмоционального благополучия;

· обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТМНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

· создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТМНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

· объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

· формирование общей культуры личности детей с ТМНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

· формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТМНР;

· обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТМНР;

· обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.


Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы

 

В соответствии со Стандартом данная программа построена на следующих принципах:

1.Общие принципы и подходы к формированию программы:

· поддержка разнообразия детства;

· сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

· позитивная социализация ребенка;

· личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников Центра) и детей;

· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

· сотрудничество специалистов Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной с семьей;

· возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Специфические принципы и подходы к формированию программы:

· индивидуализация дошкольного образования детей с ТМНР, которое открывает возможности для выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития каждого ребенка с учётом его психофизических особенностей, интересов и способностей;

· развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;

· интеграция отдельных образовательных областей: взаимосвязь познавательного развития с речевым, социально-коммуникативным и физическим развитием. Организация образовательного процесса в условиях Центра соответствует особенностям развития детей с ТМНР раннего и дошкольного возраста;

· Организация (МБУ ЦППМСП) разрабатывает свою адаптированную образовательную программу. При этом за Центром остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих индивидуальные, психофизические особенности каждого ребёнка, нуждающегося в специализированной помощи, запросов родителей (законных представителей).

Известно, что психофизическое развитие детей, а именно формирование знаний, умений и навыков происходит согласно установленным нормативным данным.

Так, к концу первого года жизни ребенок:

· активно проявляет потребность в эмоциональном общении, поиске разнообразных впечатлений, чувствительность к эмоциям и смыслам слов взрослых, избирательное отношение к близким и посторонним людям;

· использует указательный жест, понимает несколько жестов: указательный, "до свидания", "иди ко мне", "нельзя" и т.п.;

· реагирует на имя - поворачивается, когда его зовут;

· активно обследует разнообразные предметы, интересуется и манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых; проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;

· во взаимодействии со взрослым пользуется разнообразными средствами общения: мимикой, жестами, голосовыми проявлениями (лепечет, произносит первые слова);

· стремится привлечь взрослого к совместным действиям с предметами; различает поощрение и порицание взрослыми своих действий;

· произносит серии одинаковых слогов (лепечет) и повторяет за взрослым слоги, звукоподражания и односложные слова, которые уже умеет произносить, иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из лепетных, одинаковых слогов;

· охотно слушает детские стишки, песенки, игру на музыкальных инструментах, рассматривает картинки, узнает, что на них изображено, по просьбе взрослого может показать названный предмет;

· проявляет двигательную активность по мере физических возможностей: изменяет позу, сидит, ползает, встает на ножки, переступает ногами, ходит самостоятельно или при поддержке взрослых; выполняет знакомые движения по просьбе взрослого; поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной; пытается сам использовать мелки и карандаши;

· пьет из чашки, ест самостоятельно (руками).

Однако психофизические особенности детей с ТМНР не будут соответствовать нормам развития. С учётом этого, планируемые результаты будут примерными.

Планируемые результаты

 

В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТМНР, планируемые результаты освоения «Программы» предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

К трем годам ребенок:

· интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует; знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими (совершает предметные действия);

· стремится к общению со взрослыми, подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

· понимает речь, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

· проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

· проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, стремится достичь результата своих действий;

· владеет простейшими навыками самообслуживания;

· стремится повторять за взрослым предложения из 2-х-3-х слов, двустишия;

· любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку, вступает в контакт с детьми и взрослыми;

· охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.) с учетом имеющихся ограничений манипулятивных функций;

· с удовольствием двигается с учетом имеющихся ограничений.

К четырем с половиной годам ребенок:

· способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

· проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;

· понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

· пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;

· понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

· различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

· называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;

· участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);

· рассказывает двустишья и простые потешки;

· использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;

· произносит простые по артикуляции звуки;

· воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;

· выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

· соблюдает в игре элементарные правила;

· осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;

· проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

· замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

· может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;

· выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

· показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

· выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

· усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;

· обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

· считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

· знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

· эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

· владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;

· планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;

· прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

· с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах;

· обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);

· реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

· выполняет по образцу взрослого, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по лечебной физкультуре;

· выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

· реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

· стремится принимать активное участие в подвижных играх;

· использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого;

· с помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.

 


Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

· диагностика развития ребенка раннего и дошкольного возраста с ТМНР. Используется как профессиональный инструмент учителя-дефектолога с целью получения обратной связи от собственных педагогических коррекционно-развивающих действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с ребёнком с ТМНР по коррекционно-развивающей программе;

· внутренняя оценка, самооценка Центра;




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: