Организация психолого-педагогического сопровождения




Учитель-дефектолог организует свою коррекционно-развивающую деятельность, опираясь на образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для дальнейшего развития общения ребенка совзрослыми и с другими детьми. В сфере развития неречевого и речевого общения ребенка со взрослым особое внимание обращается на удовлетворение его потребности в общении и социальном взаимодействии. С этой целью много внимания уделяется стимулированию ребенка к общению на основе понимания речи и собственно речевому общению ребенка. Учитель-дефектолог не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет сребенком, используя различные предметы, речевые и жестовые игры при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении, помогает организовать предметно-манипулятивную активность, поощряет его действия.

Педагог стимулирует развитие у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит или подводит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах детской деятельности, самообслуживании. При групповой форме работы, когда дети, со схожими проблемами, объединяются в группы или подгруппы, педагог способствует развитию у каждого ребенка интереса и доброжелательного отношения к детям;создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и просоциальноеповедение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. В таких случая учитель-дефектолог проводит занятия в Лекотеке.

Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств ребёнка-инвалида, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях. Педагог продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания. В сфере развития социальных отношений и общения ребёнка с членами семьи и другими людьми педагог обращает его внимание на разные чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия. Благодаря этому ребёнок учится понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая, таким образом социальными компетентностями. В сфере развития игры учитель-дефектолог организует соответствующую игровую среду, знакомит ребёнка с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия, использовать предметы-заместители, поддерживает стремление малыша играть в элементарные ролевые игры и брать на себя роли близких и знакомых взрослых, организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми. В сфере социального и эмоционального развития,педагог корректно и грамотно проводит адаптацию ребенка к Центру, учитывая привязанность ребёнка к близким людям. Привлекает родителей (законных представителей) для участия и содействия не только в период адаптации, а также и в дальнейших коррекционно-развивающих занятиях.Педагог, в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации учитель-дефектолог следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями). Педагог поддерживает стремление ребёнка с ТМНР к самостоятельности в самообслуживании, поощряет его участие в коррекционно-развивающих занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.

Познавательное развитие

В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: ознакомления ребёнка с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями; развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

В сфере ознакомления с окружающим миром учитель-дефектолог знакомит ребёнка с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с бытовыми предметами-орудиями и игрушками.

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей педагог поощряет любознательность и исследовательскую деятельность ребёнка, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Педагогс вниманием относится к проявлению интереса ребёнка к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.

 

Речевое развитие

В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: развития речи у ребёнка в повседневной жизни; развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

В сфере развития речи в повседневной жизни взрослые (специалисты сопровождения Центра и родители) внимательно относятся к выражению ребёнка своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают его, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь малыша. Педагог не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.Учитель-дефектолог использует различные ситуации для диалога с ребёнком. Он задает простые по конструкции вопросы, побуждающие малыша к активной речи; комментирует события и ситуации его повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах. В сфере развития разных сторон речи взрослые (педагог и родители) читают ребенку книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено.Педагог привлекает родителей к совместным речевым играм, стимулирует ребёнка к речевой активности; проводит специальные игры и занятия, направленные на обогащение пассивного и активногословарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми с ТМНР враннем и дошкольном возрасте заключается:

· в развитии познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, воображения), коррекции их нарушений;

· в развитии сенсорных функций;

· в формировании пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

· в развитии двигательной деятельности, развитии ручной умелости и подготовки руки к овладению письмом;

· в развитии навыков самообслуживания и гигиены;

· в развитии игровой деятельности;

· в развитии речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми);

· в увеличении пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи;

· в развитии и коррекции нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

· в расширении запаса знаний и представлений об окружающем мире;

· в формировании математических представлений.

 


Коррекционно-развивающие мероприятия составлены с учётом основной стратегической цели дошкольной программы развития по двум ступеням и конкретизируется в четырёх областях обучения.

 

1 ступень (охватывает возраст от 2 до 4 лет у ребёнка-инвалида с ТМНР) Направляющая цель – радостно реагировать на окружение.
Поведение Коммуникация Социализация Учебные навыки
Доверие собственным способностям и собственному телу. Перцептивно – моторные возможности и удовлетворение потребности ребенка в движении. Пользование речью для удовлетворения потребностей (для неговорящего ребёнка – мимика, жесты, отдельные звуки, отражающие эмоциональное состояние). Эмоционально-личностное и эмоционально-деловое общение, понимание ребенком обращенной речи. Полное доверие кому-либо из взрослых (педагогу, членам семьи) сопряжённое с реакцией на него. Основная программа развития познавательных процессов и речи; телесная координация.
2 ступень (охватывает возраст от 5 до 7 лет у ребёнка-инвалида с ТМНР) Направляющая цель – реагировать на окружение с успехом.
Поведение Коммуникация Социализация Учебные навыки
Успешное участие в повседневных действиях и занятиях.   Пользование речью для конструктивного обращения к другим.   Проявление навыков социального поведения и потребности к взаимодействию со сверстником; самостоятельность в быту. Знания, умения и навыки, способствующие успешному обучению в начальной школе; активное участие на занятиях; координация тела.
         

Примерное тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для ребёнка - инвалида с ТМНР по коррекции недостатков двигательных, речевых и психических функций.

На индивидуальных занятиях, которые проходят два раза в неделю, ребёнок-инвалид обязательно сопровождается взрослым членом семьи - ассистентом. В конце каждого занятия подводится итог, чему учился ребёнок, как проявил себя и что необходимо повторить дома. При необходимости заводится тетрадь взаимосвязи, в которую педагог записывает рекомендациии задания на дом. Фото и видео материалы с занятия отправляются по WhatsApp родителям.

 

Коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога
1 год обучения (возраст ребёнка с ТМНР 2-3 года)
1 этап: подготовительный (4 недели) Задачи: · установление контакта с ребёнком; · выявление зоны актуального развития ребёнка; · формирование нормализации поведения ребёнка через воспитательное воздействие; · первичное ознакомление с предметами, их изображениями; · привлечение внимания к предметам, создание поисковых ситуаций; · стимуляция ребёнка к повторению действия; · формирование навыка совместной деятельности через манипулятивно-предметные действия; · формирование зрительно-двигательной координации.  
№ З   Познавательные процессы Речевое развитие Развитие графомоторных функций Примечания
  Определение цветового предпочтения: ребёнку предлагается поиграть с цветными деревянными шариками (шарики основных цветов: зелёного, красного, жёлтого и синего цвета). Обучение игре: «Горка» (деревянные шарики по одному скатывать с горки) Игра - «Команды: На! Возьми! Дай! Положи!» Ребёнку показываем, называем цвет шарика и подаём малышу, он складывает их в цветные ячейки. Далее просим его подать нужный шарик. Игра: «Пальчики и кулачки». Рассматривание своего изображения в большом зеркале. Учимся показывать руки, пальцы; пальцы сжимать в кулачки. Ассистент помогает методом «Рука в руке» правильно захватывать шарики правой и левой руками.
  Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Учим жёлтый цвет. Игра: «Желтая корзинка». (В корзинку жёлтого цвета кладём предметы жёлтого цвета: шарик, мячик, машинку, яблоко и др.) Задания: Миша, где жёлтый шарик? Возьми жёлтый шарик. Положи жёлтый шарик в жёлтую корзинку. Игра: «Где язычок?» Рассматривание лица в зеркале. Вводим упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата: губ и языка. «Хоботок» - губы вытягиваем трубочкой и произносим: «У-У-У…». «Улыбка» - зубки сомкнуты, губы вытягиваем в улыбку. Произносим: «И-И-И…» Если ребёнку трудно выполнить упражнения, помогаем статически. Рассматривание своего изображения в большом зеркале. Учимся показывать ноги, вставать на носочки. Ходьба по тактильным дорожкам и камушкам. Ассистент контролирует движения малыша, придерживает при ходьбе по тактильным дорожкам и камушкам. Проговаривание потешки: «Наши ножки шли по дорожке…»
  Развитие зрительного и слухового восприятия. Игра: «Что в мешочке?» Знакомые желтые предметы кладём в мешочек, называя их. Задание: Не глядя в мешочек, надо нащупать нужный предмет и вытащить его. Ребёнку говорим: «Дай мячик!» «Дай машинку!» «Дай карандаш!»… Когда ребёнок достанет игрушку, говорим: «Вот жёлтый мячик!» и т.п. Артикуляционные упражнения: «Хоботок», «Улыбка», с сопровождающимися звуками: «У-У-У; И-И-И…» Учим упражнение «Окошко» - открываем широко рот. Произносим звук: А-А-А… (Если ребёнок не может динамически выполнить артикуляционные упражнения, педагог помогает выполнить их статически.) Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений. Массаж пальчиков и ладошек. Потешка: Сорока-белобока». Знакомим ребёнка с шариком «Су-Джок». Ассистент, сопровождающий ребёнка, методом «Рука в руке» выполняет массаж ладошек малыша шариком «Су-Джок». Обязательно отслеживаем реакцию ребёнка на колючий шарик. При проявлении недовольства – прекращаем.
  Развитие мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, зрительной памяти, произвольного внимания. Игра: «Пирамида». Закрепляем жёлтый цвет. Игра: «Найди жёлтое колёсико». Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Окошко» с сопутствующими звуками: и, у, а. Учим упражнение для языка: «Часики» (рот открыт, язык высунуть и двигать вправо, влево). Массаж пальчиков и ладошек шариком «Су-Джок». Потешка: «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка …» Ассистент помогает удерживать артикуляционную позу у ребёнка. Выполнение статических упражнений с проговариванием.
  Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, зрительной памяти, наглядно-действенного мышления. Перевод объёмных предметов в плоскостные. Игра: «Вкладыши». (Вкладыш –пирамида). Учим красный цвет. Игра: «Что лежит в коробке? Выбираем предметы красного цвета. Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Окошко» с сопутствующими звуками: и, у, а. Упражнение для языка: «Часики» (рот открыт, язык высунуть и двигать вправо, влево). Массаж пальчиков и ладошек шариком «Су-Джок». Нанизывание на шнурок красных и жёлтых шариков. Игра: «Бусы».   Ассистент показывает, как правильно держать шнурок и нанизывать на него предметы.
  Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Игра: «Положи ягодки в тарелку». Ребёнку предлагается выбрать красные ягодки и, с помощью взрослого, наклеить на тарелку. (Пособие:Наклейки для самых меленьких)   Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Окошко» с сопутствующими звуками: и, у, а. Упражнение для языка: «Часики» (рот открыт, язык высунуть и двигать вправо, влево).   Массаж пальчиков и ладошек шариком «Су-Джок». Учим ребёнка выполнять жест: «Покажи указательным пальчиком картинку». Ассистент помогает держать указательный палец ребёнка, сжимая другие пальчики в кулачок.
  Игра: «Цветные коробочки». Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, самостоятельной деятельности.(корригировать фрагментарность восприятия)   Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Окошко», «Часики» в звуковом сопровождении. Отрабатываем команды: «Возьми, дай, подними, положи». Массаж пальчиков, ладошек шариком «Су-Джок». Закрепляем умение захватывать двумя руками по очереди цветные деревянные шарики и раскладывать по цветным коробочкам (жёлтого и красного цвета).   Ассистент следит за взглядом ребёнка, при отвлечении направляет голову на объект, говоря: Миша, смотри сюда! Сделай сам!» Методом «Рука в руке» взрослый помогает захватить нужный предмет, не направляя руку ребёнка к объекту.
  Игра: «Кубики» Учим зелёный цвет. Развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, самостоятельности. Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Окошко», «Часики» в звуковом сопровождении. Отрабатываем команды: «Возьми, дай, подними, положи, сделай». Массаж пальчиков, ладошек шариком «Су-Джок». Учимся брать кубики поочерёдно, затем одновременно двумя руками. Удерживать в руках и рассматривать их. Класть перед собой. Строить башню из двух, трёх кубиков. Подавать кубик нужного цвета.   Ассистент методом «Рука в руке» отрабатывает с ребёнком умение захватывать кубики. Хвалит малыша за самостоятельный захват предмета.
2 этап: формирование первичных учебных и произносительных навыков (18 недель) Задачи: · Развитие произвольного внимания и работоспособности; · развитие сенсорных и двигательных возможностей ребёнка (развитие мелкой моторики, развитие общей моторики); · формирование сенсорных эталонов; · формирование механизмов речевой деятельности (пробуждение интереса к окружающим неречевым и речевым звукам; формирование мотивов речевой деятельности - развитие речевых подражательных способностей, развитие потребности общения); · формирование артикуляторной базы; · развитие осознанного повторения речевых звуков, прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов; · понимание смысла обращенной речи; · понимание и выполнение словесных инструкций; · первоначальное исследование свойств и качества предметов; · формирование представления об окружающем.
№   Познавательные процессы Речевое развитие Развитие графомоторных функций Примечания
1. Развитие слухового восприятия, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.   Вводим упражнения для развития правильного речевого дыхания: игра: «Ветерок». (Выполняем три раза) Повторяем логопедические упражнения для губ и языка. Формирование умений улавливать ритм и действовать по аналогии с образцом взрослого. Массаж пальчиков и ладошек шариком «Су-Джок».     Игра: «Наши ручки – хлоп, хлоп! Наши ножки – топ, топ!» Ассистент помогает ребёнку дуть на ватку. Сначала вдох через нос, затем долгий, плавный выдох через рот. Губы трубочкой. (3 раза)     Комментированная речь ассистента с ориентировкой на чувство ритма.    
2. Развитие слухового восприятия, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.   Формирование умений улавливать ритм и действовать по аналогии с образцом взрослого. Игра: «Дождик – кап, кап, кап!» Рисование капелек дождя пальчиком по стеклянной панели. Игра: «Дождик» Рисуем капельки дождя на оконном стекле – кап-кап, кап-кап, кап- кап. Комментированная речь ассистента с ориентировкой на чувство ритма.
3. Формирование предметно-игровых действий и игровых действий с замещением предмета (аналогии). Закрепляем жёлтый, красный и зелёный цвета.   Артикуляционные упражнения, упражнение на дыхание. Игра: «Бабочки летят». (Дуем на бумажных бабочек, которые весят на ниточках). Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики. Выкладывание цветных шариков по схеме: красный, жёлтый, зелёный. Замена цветных шариков на цветы аналогичного цвета. Игра: «Бабочки отдыхают» (Каждая бабочка садится на свой цветок) Ассистент показывает правильное выполнение упражнения на дыхание.
4. Развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания. Учим синий цвет. Игра: «Подводное царство». (Выбираем картинки синего цвета и наклеиваем на фон морского дна – синий кит, синяя медуза и синяя морская звезда.) Логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. «Хоботок» - у-у-у-у «Улыбка»- и-и-и-и «Окошко» - а-а-а-а «Часики» «Ветерок» Сжимать и разжимать кулачки. Игра: «прятки»   Рисуем на морском дне синие камушки. Вводим понятие «круг, кружок». Ассистент проговаривает: - В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали.     Учим малыша правильно держать карандаш, фломастер. Методом «рука в руке» производим вращательные движения кистью правой руки, затем кистью левой руки. Правой рукой рисуем кружки – камушки.
5. Развитие слухового, зрительного, произвольного внимания; наглядно-действенного мышления. Вводим понятия: «один, мало, много». Игра: «Покорми мишку». (Один пирожок, много ягод.) Логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. «Хоботок» - у-у-у-у «Улыбка»- и-и-и-и «Окошко» - а-а-а-а «Часики» «Ветерок» Делать мягкие и крепкие кулачки. В мягкие кулачки ассистент может просунуть свои пальцы. Крепкие кулачки не разожмёшь.    
6. Развитие слухового,зрительного, произвольного внимания; наглядно-действенногомышления. Вводим понятия величины: «большой, маленький». Логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. «Хоботок» - у-у-у-у «Улыбка»- и-и-и-и «Окошко» - а-а-а-а «Часики» «Ветерок» Двумя пальцами (указательным и средним) «ходить по столу, сначала медленно, а потом быстро. Ассистент проговаривает: «Пошли пальчики гулять! Эти пешком, а эти бегом».
7. Развитие слухового, зрительного, произвольного внимания, памяти. Научить быстрому переключению по словесной просьбе с одного действия на другое. (Руки вверх, вниз; смотрим наверх, вниз.) Логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. «Хоботок» - у-у-у-у «Улыбка»- и-и-и-и «Окошко» - а-а-а-а «Часики» «Ветерок» Развитие тонких движений пальцев рук: формирования навыка «пинцетный захват» (активизация совместных движений большого и указательного пальцев). Ассистент показывает и помогает методом «Рука в руке» как необходимо брать мелкие предметы: бусинки, пуговицы, скрепки.
8. Развитие слухового, зрительного, произвольного внимания, памяти, наглядно-действенного мышления. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением отдельных предметов и их действий. Логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. «Хоботок» - у-у-у-у; «Улыбка»- и-и-и-и; «Окошко» - а-а-а-а; «Часики»; «Ветерок». Учим показывать отдельно только один палец- указательный, затем два (указательный и средний). Ассистент перед ребёнком выкладывает сначала предметные картинки: девочка, мальчик, самолёт, кошка. Ребёнок рассматривает и подает нужную картинку взрослому. Затем перед ребёнком выкладывает картинки с действиями: девочка спит, мальчик моет руки, самолёт летит, кошка играет. Ассистент спрашивает: - Где девочка спит? Дай картинку! И т.п.
9. Развитие слухового, зрительного, произвольного внимания, памяти, наглядно-действенного мышления. Вводим понятие: «Игрушки». Игра: «Какого цвета игрушки?» (соотнести к цветным карточкам соответствующие по цвету игрушки: красный шарик, жёлтый кубик, синий самолёт, зелёный мячик и т.п.) Формирование правильного произношения гласных фонем А,У,О,И. Артикуляционные упражнения: «Хоботок», «Улыбка», «Окошко», «Часики», «Ветерок»   Вводим гласные звуки с опорой на предмет: «Самолет летит» - уууу «Ляля плачет» - аааааа «Мышка пищит» - иии «Девочка поёт» - оооо Массаж пальчиков и ладошек шариком «Су-Джок».   Ассистент раскладывает перед ребёнком цветной картон: красный, жёлтый, синий и зелёный. Ребёнок должен разложить цветные игрушки по местам.
10. Развитие слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания. Учить ребёнка слушать, понимать, дифференцировать вопросы. (Картинки с изображением отдельных предметов и этих же предметов с действиями.) Произносим гласные звуки с опорой на предмет: «Самолет летит» - уууу «Ляля плачет» - аааааа «Мышка пищит» - иии «Девочка поёт» - оооо Активизация речи ребёнка. Просим показать и произнести, как гудит самолёт, как ляля плачет и т.п. Учим ребёнка чётко выполнять инструкцию. Игра: «Робот». - Робот, подними руки вверх! - Робот, опусти руки вниз! - Робот, протяни руки вперёд! - Робот, опусти руки вниз!   Ассистент раскладывает перед малышом смешанные картинки (изображения отдельных предметов и изображения предметов в действии). Ребёнок подаёт взрослому картинку с кошкой; картинку, на которой девочка спит и т.п.
11. Развитие слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания. Учить ребёнка слушать, понимать, дифференцировать вопросы. Вводим понятия: «Зима и лето» (картинки и иллюстрации с изображением времён года: лето и зима. Произносим гласные звуки с опорой на предмет: «Самолет летит» - уууу «Ляля плачет» - аааааа «Мышка пищит» - иии «Девочка поёт» - оооо Активизация речи ребёнка. Просим показать и произнести, как гудит самолёт, как ляля плачет и т.п. Игра: «Травка и снежок». Две иллюстрации с фонами «летняя полянка» и «зимний двор».     Ассистент показывает ребёнку «травку» и «снежок» (Травка – зелёная бумага, вырезанная бахромой.Снежок – комочки из ваты.) - Где растёт травка? Наклеиваем «травку» на полянку. Это лето! - Где лежит снежок? Наклеиваем ватные комочки на зимний фон. Это зима! - Покажи, где лето? - Покажи, где зима? Рассматривание картинок и иллюстраций на заданную тему: Дети катаются с горки на санках. Мальчики лепят снеговика. Девочки собирают цветы на полянке. И др.    
12. Развитие слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти. Водим понятие: «Семья». Заранее готовим фотографии членов семьи.   Учим артикуляционное упражнение для языка: «Блинчик» - Открываем ротик, показываем широкий язычок, который лежит на нижней губе. Игра: Кто печёт блинчики? На фотографиях ищем бабушку. Проговариваем: - Это бабушка? Нет, это мама! - А это бабушка? Нет, это папа! И т.п. (вызываем у ребёнка положительный эмоциональный отклик) - Вот наша бабушка! -Покажи, какой блинчик испекла бабушка!   Игра: «Оладушки». Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе. Затем загибаем пальчики на обоих руках. Ассистент проговаривает: - Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Один Машеньке, Один Коленьке … (можно перечислить имена родственников)     При рассматривании фотографий, стимулируем ребёнка к повторению слов: Мама, папа, баба, деда и др.
13. Развитие слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Игра: Кто в домике живёт? Вводим понятие: «животные». Повторяем изученные артикуляционные упражнения.     Игра: «Чей голосок?» (звуковые записи голосов животных: коровы, собаки, кошки) Предлагаем ребёнку повторить: - Корова: «Му-у!» - Собака: «Ав!» - Кошка: «Мяу!» Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались). Игра: «Собачка лает». Пальцы собираем в щепотку, затем четыре пальца (указательный, средний, безымянный, мизинец) и большой палец сгибаем и разгибаем, проговаривая: «Ав! Ав! Ав!» Иллюстрация фона «Летний двор», магнитные картинки с изображением домашних животных: корова, кошка, собака. Магнитная картинка с изображением домика. Ассистент совместно с ребёнком выкладывает композицию «Домашние животные».  
14. Развитие слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Формирование предпосылок конструктивного мышления. Вводим понятие: «Фигуры, квадрат, круг» Артикуляционные упражнения для губ и языка. Упражнение на выработку правильного речевого дыхания. Игра: «Снежинка летит». Конструирование из счётных палочек и геометрических фигур солнышка и домика. Набор: «Геометрические фигуры». Рисование солнышка и домика на магнитной доске фломастерами.   Ассистент знакомит ребёнка с набором геометрических фигур. Показываем и называем фигуры: круг, кружок, кружочек, квадрат, квадратик, палочки. Совместно выкладываем из фигур, затем рисуем: солнышко, домик.
15. Развитие слухового, зрительного, тактильного, кинестетического восприятия. Развитие предпосылок конструктивного мышления. Игра: «Тактильные дощечки».   Разучивание артикуляционного упражнения:«Качели». - «На качели посмотрели, покататься захотели». Рот открыть, попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. Повторить изученные упражнения. Игра с шариками «Репейники». Из специальных шариков конструируем колобка, змейку. Ассистент побуждает ребенка провести рукой по разным материалам, обращает внимание ребенка на их качества: пушистый, мягкий, скользкий, колючий, шершавый, гладкий.
16. Развитие слухового восприятия, фонематических процессов. Игра «Что какие звуки издает?» Ребёнку предлагается послушать и увидеть разные звучащие предметы и явления природы: скрип двери, гудок машины, шелест листьев, журчание воды, звуки грома, шуршание бумаги, тиканье часов и др.,   Выполняем перед зеркалом выученные артикуляционные упражнения. Застёгиваем липучки, пуговицы, молнии, замочки. Пособие «Мобиль». Ассистент предлагает ребенку посмотреть презентацию и задает ребенку один вопрос, в этот момент на столе демонстрируются картинки с тремя предметами или явлениями из уже просмотренной презентации. Задаём вопросы: что скрипит? Что гудит? Что шелестит? Что журчит? Что грохочет? Что шуршит? И др.
17. Развитие слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.Вводим понятие: «Дикие животные». Игра «Мишка косолапый». Беседа по теме. Картинки: фон –лес, медведь, лиса, заяц, ёжик. Артикуляционные упражнения для губ, языка. Учим упражнениеперед зеркалом: «Спрячем губки». Плотно смыкаем губы, и произносим долгий звук М. Стимулируем повторять слоги МА, МУ, МО.     Рассматриваем игрушку Мишка. Рисование игрушечного медведя на альбомном листе. (Обводка по контуру).   Ассистент методом «рука в руке» помогает ребёнку рисовать игрушечного мишку. Затем изображаем движения медведя, читая стишок «Мишка косолапый». Игра: «Кто живёт в лесу». Выкладываем на фон с изображением леса плоскостные игрушки или картинки с изображением диких животных.
18. Развитие слухового, зрительного восприятия, подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.Вводим понятие: «Деревья». Картинки с изображением деревьев: берёза, ель, дуб, рябина. Игра: «Деревце».   Повторяем изученные упражнения. Вводим логопедический массаж лица. Игра с мозаикой. Выкладывает из мозаики дерево. Проговаривая детали (ствол, ветки, крона)   Ребёнок повторяет движения за взрослым, который комментирует: - Ветердует нам в лицо, (машем кистями рук, обмахивая лицо) - Закачалось деревцо! (всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону) - Ветерок всё тише, тише, (качаемся медленнее, затем останавливаемся) - Деревце всё выше, выше! (поднимаем руки, тянемся вверх)
19. Развитие слухового, зрительного восприятия, подражания движениям и речи взрослого; формирование предпосылок конструктивного мышления. Игра: «Поиграем на дудочке».   Повторяем артикуляционные упражнения. Логопедический массаж лица. «Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке. Взрослый демонстрирует ребёнку настоящую дудочку, играет на ней. Затем показывает, как можно из бумаги сделать «дудочку». Изображает игру на ней: - ДУ – ДУ - ДУ!    
20. Развитие зрительного, слухового восприятия, произвольного внимания, подражания речи взрослого. Игра: «Кто пришёл в гости». Игрушки: курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др.   1.Артикуляционные упражнения перед зеркалом. Массаж лица. 2. Проговаривание аморфного слова ТУК-ТУК и подражание крикам домашних животных. Знакомим с артикуляционным упражнением: «Лошадка». Конструирование домика из кубиков.     Ассистент вместе с ребёнком строят из кубиков домик. Разыгрывает игру: «Кто пришёл в гости?»    
21. Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти. Закрепляем понятие: «Лето». Закрепляем выученные артикуляционные упражнения. Логопедический массаж лица. Раскрашивание солнышка, штриховка – травка. Ассистент просит ребёнка найти и показать картинку с изображение лета. (перед ребёнком демонстрируются разные сюжетные и предметные картинки) - Миша! Посмотри, где нарисовано лето? (Помогает найти по опорным словам: зелёная травка, яркое жёлтое солнышко, красные цветочки, красивые бабочки).  
22. Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти. Закрепляем понятие: «Зима». Закрепляем выученные артикуляционные упражнения. Логопедический массаж лица. Лепка шариков из теста или пластилина. Игра: «Снежки» Выполняем по аналогии с предыдущим занятием.  
23. Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти. Дифференциация понятий: «Зима», «Лето». Картинки, иллюстрации, фотографии с изображениями летнего цветущего луга, зимнего снежного дворика с детьми и др. Закрепляем выученные артикуляционные упражнения. Логопедический массаж лица. Лепка из пластилиновых шариков «снежков», «снеговика». Игра: «Где живёт Снеговик?» и «Где растёт травка?»   Ассистент предлагает цветные фоны «Зимы» и «Лета», ребёнок должен указательным пальчиком показать, куда нужно приклеить снеговика, а куда наклеить «травку».
24. Игра: «Покорми Лялю». Понятие: «Посуда». Артикуляционные упражнения для губ, языка. Активизация пассивного словаря. Лепка лепёшки из теста или пластилина – делаем тарелочку. Совместная деятельность: Расставляем кукольную посуду и «кормим» куклу Лялю.
25. Игра: «Шустрые пальчики». Артикуляционные упражнения для губ, языка. Активизация пассивного словаря. Запускать пальцами мелкие волчки. Запускать юлу. Демонстрация игры: «Волчок» и «Юла».  
26. Игра: «Мы строители». Развитие предпосылок конструктивного мышления. Строим дом и домик из геометрических фигур разного размера. Понятия: «Большой – маленький». «Высокий – низкий». Артикуляционные упражнения для губ, языка. Активизация пассивного словаря. Игра: «Вышли пальчики гулять». Сначала поочерёдное сгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. Затем поочерёдное сгибание в кулачки, начиная с мизинца. Взрослый проговаривает: - Раз, два, три, четыре, пять – Вышли пальчики гулять. - Раз, два, три, четыре, пять – В домик спрятались опять.
27. Игра: «Что лежит в корзинке?» Понятие: «Овощи». Артикуляционные упражнения для губ, языка. Активизация пассивного словаря. Игра: «Капуста» Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.   Взрослый произносит: - Мы капусту рубим - рубим, - Мы капусту солим - солим, - Мы капусту трём - трём, Мы капусту жмём - жмём.
28. Игра: «Прятки». Презентация: «Животные играют в прятки». Артикуляционные упражнения для губ, язык


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: