ОБРАЗ МАТЕРИ В РОМАНЕ П. А. ХРАМОВА «ИНОК»




А. С. Пирогова

В автобиографическом произведении Петра Алексеевича Храмова создана целая галерея женских образов: бабушка, Маша, Елена Григорьевна, (крестная главного героя), Нагима Асхатовна (соседка, чьей красотой пленѐн маленький мальчик) и, конечно же, святой для каждого человека образ – образ матери. Данная статья как раз посвящена анализу этой героини в исповедально-биографическом романе П.А. Храмова «Инок». Читая произведение, мы видим мир глазами главного героя, «предстающим перед читателем то мальчиком, то подростком, то молодым человеком, то зрелым и мудрым мужчиной» [2]. Уважение и любовь к матери герой уфимского автора пронес через всю жизнь, хотя и испытывал по отношению к ней определѐнную отстранѐнность и сдержанность. Более близкие, более тонкие духовные нити связывали его с бабушкой и, конечно же, Машей, девочкой, с которой он познакомился, будучи ещѐ первоклассником.

По сравнению с бабушкой и Машей (центральными женскими образами в произведении), образ матери представлен в романе фрагментарно, он не так глубоко разработан писателем. Он создан с помощью ярких многократно повторяющихся деталей. Пожалуй, он вобрал и отразил в себе многие противоречия 30 – 40-х годов XX столетия. 39

Эта героиня крайне осторожна, она единственный человек в семье, который, прежде всего, думает о безопасности, она лучше, чем другие еѐ близкие и родные умеет скрывать свои настоящие чувства и мысли, подстроиться к существующим порядкам и законам, свойственным данному времени, эпохи. Но это не врожденное еѐ умение, она научилась этому в процессе жизни: «Мама положила тетради и перекрестилась. Я впервые видел, чтобы она при мне осенила себя крестным знамением. Да, перекреститься – совершить тысячелетний жест предков – можно было лишь втайне от доверчивого простодушия собственных детей» [1].

Когда-то она тоже бунтовала, участвуя молодой девушкой в нудистском марше протеста; отказалась менять фамилию своего репрессированного отца после замужества и т.д. А став зрелой женщиной, выйдя замуж, родив сына, заботясь о близких, она невольно становится осторожной. Именно поэтому она перевесила алфавит, составленный еѐ бабушкой, где под буквой «Г» был слово «Государь», а под «А» – «Ангел», за печку, подальше от ненужных любопытных глаз, способных навредить ее семье. Но за этой маской, которая должна была скрывать еѐ настоящее лицо, был гордый и непримиримый характер. Это и роднит еѐ с бабушкой.

Внешний облик, характер этой героини складывается из лаконичных деталей и характеристик, которые мы встречаем в тексте уфимского автора: «Мама, по-учительски сложив руки на груди…», «…мама скрутила какую-то физическую таблицу и умчалась, попрощавшись уже за дверью» [1]. Герой-повествователь относится к матери с неизменными любовью и уважением, но в то же время, на наш взгляд, с некоторой отчужденностью. Он воспринимает себя, бабушку, Машу, людьми, способными видеть и понимать в этом мире больше, чем все остальные люди. 40

Именно эти персонажи в романе – воплощение высокого, духовного начала. Мама же героя-повествователя более земной человек, вынужденный принимать и мириться со всеми несправедливостями реального мира, так как именно на еѐ плечи легла тяжѐлая обязанность заботиться о пропитании и жилище для своей семьи, когда еѐ муж, отец мальчика, был на фронте. В ней, несмотря на бунтарский характер, живѐт страх, что любого из еѐ семьи могут арестовать, посадить в тюрьму, отправить в лагерь, как еѐ репрессированного отца.

Образ матери построен с помощью одних и тех же многократно повторяющихся деталей, которые связаны с еѐ профессиональной деятельностью, школьного учителя: «Тут с горы стремительно сбежала моя мама – у нее было «окно» в расписании, и она забежала домой перекусить. Моментально во всем разобравшись и передав мне стопку тетрадей, мама поздравила молодых – невесту поцеловала, жениха потрогала по погону», «…мама скрутила какую-то физическую таблицу и умчалась, попрощавшись уже за дверью», «Мама села за свои тетради, я же залез на печку, тихонько разделся, позвал ее и бабушку и, демонстрируя новенькое, ладненькое, ослепительное белье, исполнил то, что казалось мне пляскою» [1]. Она как будто живет на бегу. Работа, дом – круг еѐ повседневных забот. Но герой-повествователь с пониманием и сочувствием, продиктованным любовью, относится к матери, он не требует ее внимания и каким-то недетским чутьем понимает еѐ. Мама в романе обладает твѐрдым и стойким характером. Несмотря на то, что она практически всегда на работе, и по большей части воспитанием сына занимается бабушка, мальчик ее беспрекословно слушается и способен понять все только по одному взгляду матери: «…мама с назидательно-вопросительным бесстрастием повела на меня взором…» [1]. Уфимский писатель рисует образ сильной и волевой женщины. 41

Но эта героиня способна на сочувствие, преданность и женскую солидарность. Она поддерживает свою подругу Елену Григорьевну, осуждая еѐ мужа, который бросил свою жену: «Мама моя стала ее утешать, хоть и сама была сильно расстроена, да и знобило ее сильно, ежилась она над тетрадками в двух шалях, своей и бабушкиной», «Мама с Еленой Григорьевной сидели на порожке обнявшись и, соединившись головами, тихо пели: «Как бы мне, рябине, к дубу перебраться – я б тогда не стала гнуться и качаться» [1].

Мы не раз видим мать успокаивающей крестную героя-повествователя, которая тайно крестит главного героя. В эпизоде, в котором описывается крещение мальчика, становится понятно, что мама религиозна, но скрывает это (разве могло быть иначе в стране, где пытались уничтожить православие). «Мама спросила, не видел ли нас кто, – она боялась, что сознательные граждане донесут «о религиозных предрассудках» и у нее будут неприятности в школе и техникуме, где она работала по совместительству» [1].

Неподдельный интерес вызывает эпизод, в котором герой-повествователь, купив два петушка – бабушке и себе, не задумывается о том, чтобы купить петушка матери, и, будучи уличенным в этой несправедливости продавщицей, с детской наивностью уверяет, что он не забыл о матери, просто она не оценит этот его поступок. Если бабушка увидит в его поступке искренний порыв, то мать нерациональную трату денег на «вредную» сладость. Мама – это героиня, которая редко проявляет свои эмоции, больше держит их в себе: «Радио еще раз передало весть о падении Берлина, и мы еще раз захлопали в ладоши, а мама слабенько крикнула: «Ура!» Она потом долго бормотала вроде бы про себя: «Ну, конец войне, конец», – и улыбалась странной улыбкой», «Мама первая встрепенулась от едва слышных позывных московского 42

радио: «Широ-ка стра-на моя род-на-я». Мама сидела, приложив ладошку к губам, и медленно-медленно раскачивалась».

Пожалуй, только в одном фрагменте романа ей совсем не удаѐтся скрыть своих чувств. Это эпизод приезда отца героя-повествователя с фронта. В этом отрывке постоянная сдержанность сменяется неподдельным волнением: «Я проснулся среди ночи. Бабушка, голосом встревоженным и строгим допрашивала кого-то через дверь, но открывать ее не спешила. «Да ведь это же Леша», – внезапно вскрикнула мама и стала торопливо одеваться. «Отец пришел!» – и меня разом пронзили два неуживчивых чувства – радости и неловкости» [1].

Безусловно, можно говорить, что образ мамы в романе П.А. Храмова «Инок» – один из самых противоречивых и неоднозначных. Несмотря на то, что духовно герой-повествователь ближе к бабушке, он через весь роман проносит «скромную любовь к своей матери», ее образ для него также свят, как образ бабушки и Маши. Став зрелым мужчиной, повествователь скажет: «Странно, но много лет спустя мне припомнилось детское ощущение, когда умерла моя мать, и молчаливо недоуменные судороги души вроде бы слегка утихли, когда я позволил себе допустить, что душа ее не просто жива, а какими-то немыслимыми для меня путями все обо мне знает – знает и за меня молится. Пусть я ее никогда не увижу, но то, что она обо мне знает, делало жизнь не безнадежною, и стоило жить, чтобы продлить наджизненное материнское заступничество» [1].

Эти слова во многом определяют место и значение образа матери в произведении уфимского автора, хотя, как нам кажется, главному герою не удалось до конца разгадать и осознать загадку ее сильного характера. Скорее, он просто принимает еѐ такой, какая она есть, с той любовью и уважением, которые должны жить в сердце преданного сына. 43

ЛИТЕРАТУРА

1. Храмов П. А. Инок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bp01.ru/bible.php?new=2562.

2. Прокофьева И. О. Художественное своеобразие исповедально-биографической повести Петра Храмова «Инок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bp01.ru/public.php?public=3479&sphrase_id=13777.

3. Русова Н. Ю. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://literaturologiya.academic.ru/.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: