Логопед показывает картинки поочередно каждому ребенку и предлагает назвать ласково маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру.
Практическое употребление формы родительного падежа существительных с предлогом «у »
Дети отвечают на вопросы логопеда (логопед обращает внимание на четкую артикуляцию предлога
«у » и окончания существительных):
- У кого бусы? (- У мамы.)
- У кого усы? (- У дедушки.)
- У кого кукла? (- У сестры.)
- У кого очки? (— У бабушки.)
- У кого газета? (— У папы.)
- У кого машинка? (- У брата.)
Игра «Помогаю маме»
Логопед произносит текст и предлагает детям имитировать действия, о которых в нем говорится:
Маму я свою любл ю, Я дрова ей наколю. Я всегда ей помогу:
Пол я чисто подмету.
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду я стрясаю.
Итог занятия
З а н я т и е 4
Задачи: обучение детей диалогу;
развитие фразовой речи;
упражнение в образовании предложно-падежной конструкции типа «у папы»; обучение элементарному пересказу; развитие слухового внимания, памяти.
Оборудование: мяч, сюжетные картинки к тексту «Олина кукла».
Ход занятия
Организационный момент
Упражнение детей в диалоге.
- Как тебя зовут? I -
Меня зовут...
Активизация бытовой лексики
Логопед предлагает детям вспомнить, как зовут их родителей, братьев, сестер.
Дидактическая игра «У кого?» (с мячом)
Логопед рассказывает детям, что у папы была большая машина, а у сына - маленькая игрушечная машинка; у мамы была большая коляска, а у дочки - маленькая колясочка.
- У кого машина? (- У папы.)
- У кого машинка? (- У сына.) И т.д.
Пересказ текста «Олина кукла» по двум сюжетным картинкам
|
«Бабушка и дедушка подарили Оле куклу. Оля катала куклу на санках».
Итог занятия
З а н я т и е 1
ТЕМА «ЧАЙНАЯ ПОСУДА»
Задачи: активизация предметного словаря;
упражнение детей в словообразовании;
|
Оборудование: игрушки (кот, чашка), картинка «Чайная посуда», предметные картинки с изображением посуды, мяч.
Организационный момент
Ход занятия
Логопед просит детей вспомнить, что они ели и пили утром в детском саду.
Дидактическая игра «Что можно пить из чашки?»
Логопед произносит стихотворный текст:
Было тихо и темно. Прыгнул кот в мое окно.
Логопед достает игрушечного кота.
И сказал: «Я так скучаю,
Не попить ли вместе чаю?»
Логопед предлагает коту «попить» из чашки чай, затем дети вместе с логопедом «дают» коту молоко, кефир, кофе, какао, сок, компот.
Рассматривание картинки «Чайная посуда»
На картинке, которую демонстрирует логопед, изображены: чайник, чашка, блюдце, ложка, сахарница.
Логопед спрашивает:
- Что ты узнал на картинке?
И называет те предметы, которые дети не назвали.
Дидактическая игра «Что я убрала?»
Перед детьми выставляются предметные картинки с изображением чайной посуды. Игра проводится аналогично игре «Что пропало?» (ответы даются в форме именительного падежа) (см. с. 17).
Дидактическая игра «Большое — маленькое» (с мячом).
Логопед, бросая мяч поочередно каждому из детей, называет «маленький» предмет (т.е. в уменьшительно-ласкательной форме), а ребенок, возвращая мячик, называет «большой» предмет.
|
чашечка - чашка; блюдечко - блюдце; ложечка - ложка; чайничек - чайник. Затем наоборот.
Знакомство с обобщающим понятием «посуда»
Дети отвечают на вопросы логопеда.
- Что мама моет на кухне после обеда? (- Посуду.)
- Как назовем все, что на картинке, одним словом? (— Посуда.)
Итог занятия
Задачи: упражнение в сличении предметов по цвету;
закрепление в речи названий основных цветов;
упражнение в образовании множественного числа существительных;
активизация словаря;
развитие памяти;
развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: плакат с изображением предметов основных цветов, дидактическая игра «На йди пару» (парные чашки и блюдца из картона), картинки «Один - много» (по теме), игрушечная чайная посуда, непрозрачный мешочек.
Ход занятия
Организационный момент
Перед детьми вывешивается плакат с изображением предметов основных цветов. Лого-вед дает инструкцию вызванному ребенку:
— Покажи все красное (желтое, зеленое, синее).
Дидактическая игра «Найди пару»
У детей на столах «блюдца» (из картона). У логопеда на столе выложены «чашки», парные «блюдцам». Дети поочередно выбирают «чашки», подходящие по цвету к своим «блюдцам».
Логопед спрашивает:
- Что ты будешь пить из своей чашки? I -
Что ты положишь на свое блюдце?