Историография.
Эволюционизм – особый тип научной деятельности. Идея эволюции на первый взгляд доминирует, но она не такую уж большую роль играла и выражалась в идее «дикость-варварство, цивилизация».
Эволюционизм – под этим названием надо понимать не только идею эволюции, но и особый стиль исследовательской работы. Он пришел к кризису на рубеже 19-20 вв. Он выражался в идеях отказа от понятий эволюции. Появлялось много других идей на развалах идей эволюции. Критиковали и за дело, и зря.
Критиковался за однолинейность: что все культуры идут по одному пути, просто находятся на разных частях этого пути (от дикости к цивилизации). Появившиеся новые полевые данные входили в противоречия с основами этого направления.
Немецкая этнология:
Адольф Бастиан (отец-основатель немецкой этнологии, создал общество Антропологии Этнологии и до истории (?) и журнал этнологический). Труды его заложили немецкую традицию в эволюционистском ключе – «Человек в истории» (1860), «Как основание психологического мировоззрения» (дух народа). Вообще он сторонник моногенеза – по биологическим и психофизиологическим основаниям.
Теодор Вайц (профессор философии Майнбургского университета) – «Антропология естественных народов» (естественные народы – понятие Руссо) – 6 томов.
На рубеже 19-20х вв. отношение к понятию эволюции стало меняться.
Фридрих Нацель – «Антропогеография» (1882-1891 гг.) это особая трактовка отношений географической среды и культуры. Это предтеча диффузионизма.
Определение сходств и различий.
Короче тема: все думают одинаково, у всех одинаковый разум, одинаковые психофизиологические начала, единство рода человеческого. И явления разные, которые встречаются у разных народов – это проявление диффузии. Или влияние проникновения в дну группу другой группы-носителя этой диффузии.
|
АААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА. ПОЧЕМУ ОНО ПРОТИВОПЛОЖНО ТОМУ ЧТО Я СЛЫШАЛА ЧАС НАЗАД?!
Великобритания – этнологи очень быстро попали в университеты и т.д. – там колониальность и лала. А в Германии не было колоний-то, так что там музеи.
Лео Фрабениус – 12 экспедиций в Африку, в музее работал. Труд – «происхождение африканских культур». Автор теории культурных кругов. Анализировал предметы материальной культуры, картографировал и выделял круги. Африка: западноафриканский культурный круг, индийский, семитический, негритский и т.д.
Он трактовал культуру как реальность особого рода, типа она сама по себе, а люди – всего лишь носители ее. Культуры: телогрические (эфиопско-патриархальные) и хтонические (матриархальные) – от хтонус – почва, масса. Телогрифеский – поверхность земли. Культура имеет свою душу.
Гребнер Фриц – своя теория культурных кругов
Вильгельм Шмидт – представитель венской культурно-исторической школы. Исследователь культурный кругов и пигмейская проблема (ЩИТО это?! и всякое такое) и прамонотеизм (искал следы древнего монотеизма, отталкиваясь от идей Эндрю Лэнга).
Гипер-диффусионизм (гелиолетическая школа) – «Дети солнца» Смита: все сколько-лиюо заметные и развитые культуры на всем земном шаре произошли из Древнего Египта. При этом использовали труды эволюционистов для этой теории.
26.11.12
Франц Боас – становление Американской антропологической традиции.
|
к. 19 – первая треть 20 в.
К времени Боаса традиция американская была представлена Морганом. Его ученики: Пауэл и Мейсон (малоизвестны в истории науки, писали мало, были апологетами Моргана и были музейщиками).
Пауэл и Мейсон - видные музейщики и задавали тон вообще в Америке (Музей американской истории). Там было много музеев, и в них большая часть коллекций – об индейцах.
Моргановская теория эволюции – по эволюционным рядам строил экспозиции в музеях и т.д.
А Франц Боас был по образованию физик, был сам из Германии, учился много где и защитил диссертацию «О Цвете воды» (он был метеоролог). Он была приглашен в экспедицию в Гренландию, после чего написал книгу «Центральные эскимосы». Решил заниматься этнографией (в Германии были традиции, созданные Бастианом) – сал сотрудником этнологического музея в Берлине.
В то время, когда выставки устраивали того или другого народа, привозили несколько представителей этого народа (для наглядности), привезли ему индейцев. оставили следить за ними – он ими заинтересовался (Британская Колумбия). И потом ездил в Колумбию.
Переехал в Америку в конце 80х годов (США).
У него была теория тогда: изучая дикарей, изучая их, располагать данные по шкале «дикость», «варварство», «цивилизация». Но он пришел к выводу, что Тэйлоровский подход (Моргановский) был очень ограничен. Прочитал лекцию «Задачи этнологии» - там он типичный этнолог эволюционист своего времени. Но попозже – 1896 г. – написал статью «Об ограниченности сравнительного метода» – совершенно новый подход в этнологии (это была переписка Боаса с теоретиками ведущими того времени, Пауэрс, Мейсон – Боас говорил, что не надо использовать метод расположения в музее экспозиций так, как делали, надо по народам/регионам и блабла, чтобы полностью представлять регионы и т.д., но они не хотели его слушать). Он говорил там, что законы эволюции ни в коей степени не будет найдены/разработаны, если использовать заранее придуманную схему, которую все использовали, ученый сначала ищет эту схему, определяет ее, а не подстраивает все под свои теории. Что их теории – это мировоззренческие суждения, не более. Типа культура исчезает, надо ее срочно фиксировать, пока она есть, а потом уже постараемся построить теорию на основе материала.
|
Заметен тут крайний эмпиризм, антитеоретизме (не надо теоретизировать, надо наблюдать народ/культуру и записывать). Он разработал приемы картографирования культур определенных, изучал духовную культуру, фиксировал обряды, изучал мифы. Изучал языки индейские, многие благодаря ему, и многие из них уже исчезли.
Стратегия его – «все об этом объекте». Он даже занимался раскопками.
Основоположник американской культурной антропологии, так как привлекал к своему делу молодежь. Он занимал малую должность профессорскую, привлекал выпускников, студентов и т.д., благодаря этому его интересы получили распространение. Первый ученик – Альфред Крёбер, выходец из Германии (родился в США, но жил в Германском обществе США и т.д.), первым защитил диссертацию.
Кларк Уислер – еще ученик. Александр Гольденвайзер – еще один ученик, 1880г. рождения. Роберт Лоуи – тоже, Пол Радин. Франц Боас собрал кружок интересующихся этнологией студентов. Боас выделял территорию, населенную индейцами (почтив се американские антропологи изучали индейцев до 2й мировой) каждому.
Уислер – энциклопедия «Американский Индеец».
Крёбер – лингвист по образованию. Изучал индейцев Калифорнии «Handbook of the indias of California». «Anthropology. Race. Culture. четотам». Эволюционировал в научном плане: стал крупнейшим теоретиком направления «Сравнительное изучение цивилизаций». Он воспринял установку к языкам Боаса и положил основание социолингвистики и является органической частью всех департаментов этнологии в США. Также у него была квалификация в области психоанализа (по жизни случилось).
В США модель образование боасовская – физическая атропология (фиксация и блаблабла всего, культуры там и т.д., биология и тд.), лингвистика, социолингвистика, психология (Боас не согласен с тем, что культура – это отдельное явление, что люди ее всего лишь выражают, он верил, что культура – результат психической деятельности человека), археология.
Гольденвайзер, Лоуи и Радин – именуют их чемпионами научного пораженчества: занялись стали анализировать все известные теоретические конструкции (Морган, Фрезер и т.д.) – всех разгромили.
Лоуи – родственные отношения, система родства, свойства, брака у индейцев. «Primitive society» - разнес Моргана и его теорию Рода. «первобытная религия» - разнес теории Фрезера, Тайлора (анимизм Тайлора, тотемизм Фрезера) и т.д.
Радин – критиковал и Боаса, особенно ранние работы (Боас был не против). Биографический метод – изучать культуру, отталкиваясь от людей, то есть человек в фокусе, его жизнь, его судьба, ибо именно в его биографии отображается вся культура в ее нюансах и т.д. Собрал множество биографий знаменитых индейских вождей. «Метод и теория этнологии. Критический опыт». Опять всех критиковал, но есть и предложения того, как изучать этнологию.
Вообще со временем слово этнология перестало использоваться, они занимались «культурной антропологией». Сначала все называли себя этнологами, но потом Боас хотел создать ассоциацию ученых, занимающихся этнологией, все стали спорить по методам и т.д., подходам, а камнем преткновения стала этическая проблема. Дело в том, что этнология в США использовалась официальными структурами – разведывательные акции для индейских войн под видом экспедиций этнологических, а Боас заявил, что этнолог может только изучать народ для этого народа, так что идите в зад! А этнологи такие: а мы патриоты, мы для нашего правительства, блаблабла – таким образом расплевались Вашингтонцы (патриоты) с Нью-Йоркцами (боас и друганы) – разделились на две группы, первые – этнологи, до сих пор есть, выглядит странно, типа этноботаника, этноастрология и блабла, а Боас – культурные антропологи, они интересуются культурой и человеком, они AAA – American Anthropology Association.
Мендлер Х… как там его. Еще направления, связанное с Боасом – культурный релятивизм: разрабатывал мысль Боаса, что нет культур более совершенных и менее совершенных, что культуры – относительны, так что сравнительный анализ не мыслим, не нужен и необоснован.
Психологическое направление: Боас говорил, о психологии в том примитивном и раннем понимании этого слова как на рубеже 19-20 в., когда речь шла о душе, психе. Изучение культуры и личности – психоанализ и блабла, но сам Боас не считал, что Фред и антропология совместимы, что психоанализ нельзя причленять к культуре и т.д., но направление было.
Американская традиция после 2й мировой стала доминировать в мире.
9.11.12
Французская традиция.
У французской традиции есть особенность – особая чувствительность к духовным обычаям и явлениям народов экзотических. Кистен Виребрил? писал про обычаи и т.д. дикарей, никогда их не видел. Марсель Мос, не выезжал в поле, но в кабинете формулировать идеи, воздействующие на научный процесс везде в мире, даже в Англии.
Появилась в 19 веке.
Эмиль Гюльгейм – большой вклад в мировую традицию. Умер в 1917 году, развивал социологические идеи, связанные с Огюстом Конте, позиционировал себя его последователем и социологом – он позитивист. «О разделении общественного труда». И даже «Самоубийство» (первый использовал статистику в этом вопросе, таким образом узнал, что фундаментальная причина этого социального факта – болезнь общества). А в 1912 г. «Элементарные формы религиозной жизни».
Концепция его – социологизм. Это учение о социальном факте, что является не эмпирическим фактом, который можно пощупать или услышать, это явление в социальном процессе, которое обладает некоторой императивностью. В культуре существуют некоторые установки, которые без всякого обоснования действуют с некоторой неумолимостью. Что-то вроде аксиомы, я думаю. Типа того, что нужно поздороваться. Реальность суи-генерис, особенного рода, реальность – это не сумма индивидов в обществе, это нечто большее, чем сумма индивидов. Пример из биологии – корова гуляет по лугу: она сумма органов/клеток. Она может быть сведена к этой сумме? Нет! Она большее! Общество обладает какой-то интеграцией, есть организм солидарность, без нее общество бы рассыпалось. Эмиль думает, что религия играет эту склеивающую роль, что религия – моральная сила общество, именно общество соединенное религиозными ценностями хорошо интегрировано и обладает этой солидарность, потому что общий культ порождает то, что мы можем называть интеграцией или солидарностью. А он сам вообще-то был атеистом и социалистом. Так что он полагал, что не обязательно религия, может быть и любая другая идеология. Общественный культ может быть и не религиозным, в любой религии и литургической практике есть набор символов, но нудные символы не обязательно должны иметь религиозную основу: флаг гос-ва, гимн гос-ва, блаблабла. Эмиль считает такие вещи – квазирелизиозными символами.
Человек что-то вроде робота, закодированного в общество, что немного странно, он все-таки творческое существо. Просто большее внимание уделял он социальным функциям, а не индивидуальным отклонениям, к которым испытывал некоторое пренебрежение.
Анимизм: сон/смерть – из тела выходит какая-то субстанция, она вне тела получает свой опыт, а потом возвращается в тело – тогда человек узнает с удивлением, что он был где-то еще и делал что-то другое.
Индивидуализм – сведение всего социального к выдумкам мозга. Так что появилась модель социологизма. Фундаментальное явление. Люди могут, в недостатке знаний, что-то выдумать, придумать, присочинить. Это объясняет ненаучность такого взгляда на анимизм.
Оказал влияние на английскую традицию, немецкую в какой-то степени и однозначно на русскую.
Социология и социализм – не просто слова одного корня, это признак одной тенденции названия.
Задача социологии –отмечать патологические тенденции в обществе, делать возможным их изучение и ликвидацию.
Марсель Мос – продолжил многие идеи Гюльгейма, кто был его дядей. Умер в 1950 г. Изначально он был востоковед и индолог.
1925 году с другими этнологами создал Институт Этнологии при Парижском университете (что-то типа кафедры в университете). Он не написал ни одну монографию и не защищал ни одного диплома. «Опыт о природе и функциях жертвоприношениях» - это его несостоявшаяся диссертация. «Очерк общей теории магии» 1904 г. «Очерк о некоторых примитивных формах классификации» - в соавторстве с Гюльгеймом, это начало когнитивной антропологии, как считают исследователи. Что это? Например, труды Мэри Дуглас (суть выявлять социальные основания познавательной деятельности. Мос думает, что нельзя это свести к серому веществу, что тут играют роль социальные категории, в каждом обществе они свои, и они влияют на процесс познания). «Опыт сезонных вариаций эскимосских обществ» - суть в том, что эскимосское общество имеет социальную структуру сезонной вариативности: зимой это одно общество: а летом – другое, у них даже мыслительный процесс разный (летом – небольшие коллективы и охотятся на оленей, а зимой – на побережьях на тюленей). Это подтверждается сейчас. Эта статья – образец этноэкологии (enviromental studies).
Во время оплакивания плакать и горевать нельзя – то индивидуально – надо говорить определенные слова, действовать определенно. Это что-то типа, считает Мос, защитного механизма: не надо убиваться.
«Техники тела» 1935 г. – телесность в разных культурах тоже определяется некоторыми общественными императивами. В Новой Зеландии туалеты были всегда самыми красивыми и защищенными местами – потому что все выделения тела могут быть использованы врагами и использованы в темных делах. И даже сексуальность – все это социально детерминировано: где, как, когда, в какой позе.
«Опыт о даре…» - 1925 г. – первый опус экономической антропологии. Трактовались различные наблюдения: и Малиновского, и индейцев Колумбии – сформулировал закон о системе обмена и дара. Дать, давать и возвращать. Дарить – это не альтруизм и не прагматика, это социальный институт, который работает на интеграцию.
Марсель Гриоль. Организовал экспедицию в Африку (через Америку до Африканского Рога). Много информации о разных артефактах.
Организовал еще одну экспедицию уже после ВМВ, уже скромную, пытался вживаться, правда хреново получилось. Написал серию работ о своих разговорах со жрецом Оготемель дагонов (совершил он над Марселем обряд посвещения). Аказывается, догоны знали об астрологии больше, чем европейские астрологи. Ученые не поверили, а вот околонаучное общество поверило.
Зато он был против колониализма и блаблабла.
Мишель Лериз – был архивариусом в первой экспедиции с Гриолем. Он написал книжку после «Таинственная Африка» - о том, что европеец, описывая Африку, может впасть в мистицизм и блабла. Он писал о проблеме контакта европейца с экзотической культурой.
Клод Левистросс.