Стратегия финансовой политики предприятия является узловым моментом в оценке допустимых, желаемых или прогнозируемых темпов наращивания его экономического потенциала. В определенной степени она может быть охарактеризована в ходе оценки пассива баланса.
Баланс как отчетная форма может быть описан балансовыми уравнениями, отражающими связь между активами (А), собственным капиталом (Е) и задолженностью сторонним контрагентам (L).
А = Е + L. (2.4)
Левая часть уравнения отражает ресурсный потенциал предприятия, а правая часть – источники их образования.
Прогнозируемое увеличение ресурсного потенциала должно сопровождаться увеличением источников средств и возможными изменениями в их соотношении. Поскольку модель аддитивна, такая же взаимосвязь будет и между приростными показателями:
ΔА = ΔЕ + ΔL. (2.5)
Изменение показателя Е может осуществляться за счет двух факторов – изменения дивидендной политики (соотношение между выплачиваемыми дивидендами и реинвестируемой прибылью PR) или увеличения акционерного капитала, т.е. модель трансформируется следующим образом:
А = Е + PR+ L. (2.6)
Таким образом, из модели видно, что для финансирования своей деятельности предприятие может использовать три основных источника средств: увеличение уставного капитала (дополнительная эмиссия акций), результаты собственной финансово-хозяйственной деятельности (реинвестирование прибыли) и привлечение средств сторонних физических и юридических лиц (выпуск облигаций, получение банковских кредитов и др.).
Второй источник является приоритетным. В этом случае вся заработанная прибыль, а также прибыль потенциальная принадлежит собственникам. В случае привлечения первого и третьего источников частью прибыли придется пожертвовать.
|
В настоящее время все большее распространение получают формализованные модели управления финансами.
Исходным моментом моделирования является построение прогнозной бухгалтерской отчетности. Для этого используются два основных приема: прогнозирование отдельных статей отчетности исходя из динамики одного показателя, наиболее полно характеризующего деятельность предприятия; прогнозирование отдельных статей отчетности исходя из их индивидуальной динамики и взаимосвязей между ними.
Наиболее общим показателем работы предприятия является объем реализованной продукции (S). По его изменению можно судить о изменении объема производственной деятельности предприятия. Многие статьи отчетности ведут себя пропорционально изменению S.
Введем некоторые допущения и дополнительные обозначения:
S – объем продаж произведенной продукции;
PN – чистая прибыль отчетного периода;
PR – реинвестированная прибыль отчетного периода;
ROE – рентабельность собственного капитала: ;
kr – коэффициент реинвестирования прибыли: ;
p – коэффициент рентабельности продукции: ;
g – темп прироста реализованной продукции;
RO – ресурсоотдача: ;
FD – коэффициент финансовой зависимости (показывает, сколько рублей капитала, авансированного в деятельность предприятия, приходится на рубль собственного капитала): .
Если предположить, что темпы роста А и S одинаковы, то
. (2.7)
Эмиссия ценных бумаг достаточно редкое событие, поэтому мы будем понимать под ΔЕ изменение капитала за счет реинвестирования прибыли.
|
При заданных значениях показателей kr, p, g приращение капитала за счет реинвестирования прибыли (ΔЕ) и величина дополнительных необходимых источников средств (ЕFN) будут равны
(2.8)
Из (2.8) видно, что если предприятие не предполагает дополнительной эмиссии ценных бумаг или привлечения финансовых ресурсов от контрагентов, а намерено развивать деятельность лишь за счет собственных ресурсов, т.е. EFN=0, то ориентиром в темпах развития производства может служить показатель g, определяемый либо на основе данных отчетного периода из уравнения (2.8), либо на основе динамики показателей g, рассчитанных по этому же алгоритму в предыдущих периодах.
Возможны и комбинации использования различных источников средств. Так, если предприятие ориентируется на свои собственные ресурсы, то основной удельный вес в дополнительных источниках средств будет приходиться на реинвестированную прибыль, а соотношение между источниками будет изменяться в сторону уменьшения средств, привлекаемых со стороны. Такая стратегия вряд ли оправдана, если предприятие имеет устоявшуюся структуру источников средств. Тогда с ростом собственных источников средств нужно в определенной пропорции увеличивать и размер привлеченных средств. Такая стратегия будет означать неизменность коэффициента соотношения собственного и привлеченного капитала.
(2.9)
Используя приведенные выше формулы, получим
(2.10)
Из приведенной модели следует, что темпы наращивания экономического потенциала предприятия зависят от двух факторов – рентабельности собственного капитала и коэффициента реинвестирования прибыли. Поскольку
|
То модель (2.10) может быть преобразована к следующему виду:
(2.11)
Модель (2.11) является жестко детерминированной факторной моделью. Она устанавливает зависимость между темпом роста экономического потенциала предприятия, выражающегося в увеличении объемов производства, и основными факторами, его определяющими. Эти факторы дают обобщенную и комплексную характеристику финансово-хозяйственной деятельности предприятия: производственную (ресурсоотдача), финансовую (структура источников средств), взаимоотношений владельцев и менеджмента (дивидендная политика), положение предприятия на рынке (рентабельность продукции).
Любое предприятие, устойчиво работающее на рынке, имеет сложившиеся значения выделенных выше факторов, а также тенденции их изменения. Если ориентироваться на их текущие значения, т.е. не менять структуру активов, источников средств, использования прибыли, то темп прироста объемов производства предопределен и может быть рассчитан по формуле (2.11). Если же предприятие намерено наращивать свой потенциал более высокими темпами, оно может сделать это за счет изменения дивидендной политики (уменьшения доли чистой прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов), финансовой политики (повышения доли привлеченных средств в общей сумме авансированного капитала), повышения оборачиваемости активов (рост ресурсоотдачи), увеличения рентабельности продукции за счет относительного сокращения издержек производства и обращения.