Глава 1. Философское осмысление природы и человека в научно-фантастическом романе.




Ширинкиной Марией и Туголуковой Софьей

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей №1» МО ГО Сыктывкар

Стрекаловская Наталья Геннадьевна

 

Сыктывкар, 2016

 

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Философское осмысление природы и человека в научно-фантастическом романе. 7

Глава 2. 9

Картины смерти и жизни Вселенной. 9

Глава 3. 14

Мифологические мотивы и образы. 14

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 20

 

 


 

Введение

 

Данная работа посвящена теме природы в научно-фантастическом романе. Можно утверждать, что как жанр, так и тема мало исследованы. Поэтому можно говорить об ее актуальности на данный момент. Тема природы в художественной литературе разных направлений исследована, но работ, касающихся этой проблематики в научно-фантастической художественной литературе, недостаточно.

Внимание исследователей привлекал сам жанр научно-фантастического романа. Из монографических исследований можно выделить работу А.Ф.Бритикова “Русский советский научно-фантастический роман”. Он рассматривает историю развития фантастики на материале советских и зарубежных произведений, указывает место научно-фантастического романа в литературе XX века.

Но были и работы, которые сейчас не представляют научного интереса. Причиной этого является тот факт, что научно-фантастический роман рассматривали идеологизированно. Литература нуждается в ином рассмотрении.

Выше перечисленные исследования посвящены изучению следующих проблем:

1) проблема соотношения техногенной цивилизации и нравственности;

2) роли человека в истории;

3) проблема будущего Земли.

 

В спорах о жанре научной фантастики мнения разделились. Одни считают, что фантастика - это не жанр, а прием (братья Стругацкие, Громова и др.), другие относят фантастику к одному из жанров литературы. Братья Стругацкие в статье “Через настоящее - в будущее” пишут: “Отличие писателя-фантаста от обычного писателя состоит в том, что он пользуется методами, которые не применяли ни писатели-реалисты, ни Рабле, ни Гофман, ни Сент-Экзюпери в “Маленьком принце”; считают, что важна только тема. А.Ф.Бритиков отмечает, что вряд ли правоверен сам термин “фантастика как прием”: в нем - оттенок ремесленничества, экспериментаторства, пренебрегающего внутренним единством формы и содержания. Прием предполагает универсальное использование, безотносительно к содержанию. Никакое содержание не оправдывает приема, если он случаен, если не обусловлен именно этим содержанием и наоборот. Принцип “фантастики как приема” выдвинут был в связи с обращением современного фантастического романа к социальным и психологическим темам”. В настоящее время доказано, что фантастика - это не прием, а жанр.

Наиболее обоснованы и полны определения, данные “Литературным энциклопедическим словарем”. В последнем этот термин раскрывается следующим образом: “Фантастика (от греч. - искусство воображать) разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до сознания особого вымышленного, нереального “чудесного мира”. Фантастика обладает своим фантастическим типом образности со свойственными ему высокой степенью условности, откровенным нарушением реальных логических связей и закономерностей, естественных пропорций и форм изображенного объекта. Фантастика как особая область литературного творчества максимально аккумулирует творческую фантазию художника, а вместе с тем и фантазию читателя; в то же время фантастика - это не произвольное “царство воображения”: в фантастической картине мира читатель угадывает преображенные формы реального-социального и духовного-человеческого бытия...”. Эта трактовка связывает научную фантастику не только с литературой, но и с фольклором, с мифологией.

История развития фантастики представлена на основе статьи в БСЭ.

По мнению ряда исследователей, “истоки фантастики - в мифологическом сознании, выражавшемся в волшебной сказке и героическом эпосе. Фантастика предопределена вековой деятельностью коллективного воображения и представляет собой продолжение этой деятельности, используя и обновляя мифические и сказочные образы, мотивы, сюжеты в сочетании с реальностью. Фантастика эволюционирует вместе с развитием литературы, сочетаясь с изображением идей и событий”.

Фантастика выделяется как особый вид художественного творчества. Отмечается, что после завершения первобытного строя, мировоззрение становится фантастическим. Исследуется, как происходит трансформация богатырской сказки и сказания о героях в героический эпос (хотя фантастические элементы здесь еще не существенны); что еще в античности намечались основные направления в фантастике: фантастические похождения и фантастический поиск-паломничество.

Ученые приходят к заключению, что фантастическое воображение было основой средневекового эпоса. А в романах XVII-XVIII веков мотивы и образы фантастики используются для осложнения интриги.

“У романтиков наблюдаем устремленность воображения в мир мифов и легенд. У Новалиса мы видим поиски непостижимого идеально-духовного мира”. В России романтическая фантастика представлена в творчестве В.А.Жуковского, А.Ф.Вельтмана. “К русской фантастике обращался и А.С.Пушкин (“Руслан и Людмила”), и Н.В.Гоголь “Вий”, “Страшная месть””. Его петербургская фантастика (“Нос”, “Портрет”, “Невский проспект”) обусловлена общей картиной действительности, сгущенное изображение которой порождает фантастические образы (как в “Пиковой даме” А.С.Пушкина или в “Двойнике” Ф.М.Достоевского)”. Отмечается, что с утверждением реализма фантастика отходит на второй план и интерес к ней возрождается к XIX веку.

Научная фантастика - одна из отраслей фантастики: научная фантастика - особый вид художественной фантастики, возникающий в эпоху становления современной науки (XVII - XVIII вв) и окончательно формирующийся в XX веке. Научная фантастика может быть определена как научно организованная форма художественного воображения. Художественные модели научной фантастики сохраняют научную достоверность структуры, давая одновременно недоступное науке чувственно-наглядное воплощение возможных типов конфликта человека с изменившейся природно-социальной средой обитания. Специфика остается предметом дискуссии. Противоречивые определения ее - как жанра, приема, литературы мечты, научно-технологического предвидения - видимо, не охватывает всех сторон предмета. Более адекватной представляется трактовка научной фантастики как особого художественного, органически сочетающего принципы научного и художественного мышления”.

Обращение к исследованию жанра и истории развития фантастики позволяет обосновать выбор исследуемых произведений обозначением жанра романов. Представление истории развития фантастики отмечает важную роль, которую сыграл писатель А.Толстой в развитии мировой литературы.

Обращение к исследованиям, посвященным теме природы, позволяет отметить изученное и на основе этого углубить данный материал в разрезе научно-фантастической литературы.

Изучение творчества писателя позволяет глубже исследовать его произведение. Поэтому работы, посвященные жизни и творчеству писателей, играют такую важную роль.

Предметом исследования в данной работе являются следующее произведение: “Аэлита” А.Толстого. Этот роман посвящен характерным для фантастики XX века проблемам: версии о происхождении жизни на планете, места земной цивилизации в мироздании. Под влиянием этих идей было написано произведение.

А.Ф.Бритиков выделяет методы создания картины мира в фантастическом романе:

1) интуиция - стихийная догадка;

2) экстраполяция - мысленное продолжение тенденции;

3) аналогии - прогноз на основе исторических параллелей.

Эти методы в разной степени нашли выражение в романе А.Толстого. Художник используют их двумя путями: по линии внутреннего обоснования и как сюжетную мотивировку.

Цель нашей работы - раскрыть образ природы на материале исследования произведений. Нами поставлены следующие задачи:

1) выделить наиболее важные природные образы, исследовать идеи, с ними связанные;

2) связать исследованные образы в систему;

3) раскрыть философское осмысление природы и человека, отраженное в системе природных образов.

Именно такой порядок исследования помогает понять наиболее важные идеи романа.

 

Глава 1. Философское осмысление природы и человека в научно-фантастическом романе.

“Каждый большой художник создает свой мир, свою действительность, в которой не только отражена реальная жизнь, но и запечатлен неповторимый облик самого создателя, мир его идей, представлений, чаяний” (Чернышева, 1976).

Путем определенного композиционного построения пейзажей писатель представляет завершенный образ художественного мира. “Художественная картина мира мозаична и, если можно так выразиться, беспорядочно подвижна, поскольку складывается из индивидуальных “держав” и “вселенных”, подчас весьма сильно различающихся друг от друга” (Чернышева, 1976). Приведенное суждение объясняет задачу исследования в данной главе: выявить важные образы, мотивы - все то, что составляет картину мира в произведении А. Толстого.

В “Аэлите” А.Толстого представлены три культуры: культура Атлантиды, культура Марса и культура Земли. В своем историческом прошлом они не были связаны. Хотя Атлантида и была расположена на Земле, но она изображается развивающейся изолированно - отдельно от других культур.

Один из самых главных моментов в философии этого писателя состоит в том, что культура, как и организм. Этот принцип отчетливо противостоит, мужает, процветает, стареет, превращаясь в цивилизацию, где царит бездушный интеллект. Интеллект правит людьми, люди воздействуют на природу и таким образом складывается судьба планеты.

Следовательно, автор размышляет о роли поколений, а не отдельного человека. Так как культура подразумевает одно или несколько поколений, то с уверенностью можно сказать, что судьба планеты зависит не от одного человека, а от поколений, которые живут на планете. Поколения создают судьбу порождаемой ими культуры, судьбы цивилизации. Некоторые жители Атлантиды в момент ее гибели улетают на Марс. Таким образом, решение двух поколений (поколение людей на Марсе, поколение людей с Антлантиды) изменили судьбы двух цивилизаций. Культура, которая должна была погибнуть вместе с одними, стала ведущей в жизни других, основанием их цивилизации. Из этого следует, что от судьбы порождаемой поколениями культуры зависит судьба человечества. От судьбы человечества зависит судьба планеты. Учитывая то, что перед нами судьбы трех цивилизаций, можно утверждать, что от судьбы планет зависит судьба Вселенной.

Художественный принцип построения картины мира заключает в себе социально-биологическую концепцию человека. Галерея героев как бы подсказывает возможный путь духовного расцвета человечества. Каждый тип - проекция в будущее какого-то национального качества, общечеловеческой склонности или идеи. Вот в чем смысл укрупленности, обобщенности индивидуального в героях романа.

Писатель осмысляет образ человека на фоне жизни природы. Не малую роль играет восприятие человека. Для А.Толстого человек - одна из многих форм жизни во Вселенной, подчиненная законам космоса. Для него важен не отдельный человек, а целые поколения, которые обращаются к опыту прошлых веков. Автор подчеркивает, что от жизни поколений зависит жизнь планеты, а от судеб планет зависит жизнь Вселенной.

 

 

Глава 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: