Картины смерти и жизни Вселенной.




Картины смерти и жизни нашли отображение в романе А.Толстого. Мотив смерти трактуется как естественное движение жизни, то есть в естественно-научном плане, но в то же время ему придается подчеркнуто трагическое звучание, он наделяется эсхатологическим смыслом.

Эсхатологические мотивы - мотивы конца света. В “Мифологическом словаре” дано подразделение эсхатологических мифов: “Для архаических мифологий характерно представление о мировой катастрофе, отделяющей времена первотворения от настоящего - в потопе, пожаре, исчезновении (уничтожении) первых поколений-великанов и т.п. Развитым эсхатологическим мифам соответствовали космогонические мифы о противостоянии сил хаоса и космоса, календарные мифы об умирании божеств природы, представления о смерти и загробном мире и особенно об утраченном золотом веке, несовершенстве мира и людей”. В научно-фантастическом романе эсхатологические мотивы возникли в связи с размышлениями писателя о будущем Земли. Мотивы жизни и смерти развиваются в повествовании о жизни отдельных планет, о техногенной цивилизации, о жизни флоры и фауны.

Для А.Толстого Галактика окружена ореолом смерти. Галактика - это бездна, источник разрушения и гибели. “Четким очертанием, огромным клубком Солнце висело в пустой темноте. С боков его, как крылья, были раскинуты две световые туманности. От плотного ядра отделился фонтан и рассыпался грибом. Это было время, когда проходили большие солнечные пятна. В отдалении от светового ядра располагались еще более бледные, чем зодиакальные крылья, световые океаны огня, отброшенные от Солнца и вращающиеся вокруг него” (А.Толстой). С противоположной стороны “была тьма. Он повернул окуляр, и глаз окунулся в зеленоватый луч, - это был Сириус, небесный алмаз, первая звезда северного неба... Туманные пятна уходили медленно вниз, становились отчетливее, светлее. Побежали изломанные линии, нити” (А.Толстой). Галактика не имеет четких очертаний. Она поглощает все встречающееся на пути, выступает как целое. Мотив смерти в картинах космоса является центральным, реализуясь в образе черной бездны, понимается как естественное движение жизни.

Мотивы жизни и смерти в изображении отдельной планеты А.Толстой раскрывает следующим образом. “В межпланетном пространстве носятся осколки планет, нерождённых или погибших планет. Вонзаясь в воздух, они сгорают мгновенно” (А.Толстой). Данный пейзаж дополняет образ неизвестной планеты: “Теперь уже явно можно было видеть резкие, длинные тени от скал, - они тянулись через оголенную, мертвую равнину... Здесь аппарат скользнул над голыми остриями гор... но там, по ту их сторону, был обрыв, бездна, тьма. Сверкнули на рваном отвесном обрыве жилы металлов. И осколок разбитой, неведомой планеты остался далеко позади, - продолжил свой мертвый путь к вечности” (А.Толстой). То, что главный герой заметил “меж скал, развалины уступчатых башен” (А.Толстой), говорит о том, что планета была когда-то заселена людьми. Из этого следует, что образ планеты наделен эсхатологическим смыслом, давая представление о смерти и утраченном мире.

В научно-фантастическом романе эсхатологические мотивы возникли в связи с размышлениями о будущем Земли. Писатель отождествляет судьбу планет, которые погибли из-за небрежного к ним отношения людей, служит предупреждением для землян. В космогонических мифах “эсхатологическим катастрофам часто предшествует нарушение права и морали, распри, преступления людей” (Мифологический словарь, Т. 1, с. 655). В произведении А.Толстого объяснение причин заката цивилизаций соответствует космогоническим мифам, представления о смерти (смерть цивилизации Атлантов) и загробном мире (мертвые планеты).

На страницах произведения А.Толстой раскрывает причину гибели Атлантиды. Атлантида изображается как отдельный мир: “В те далекие времена на Земле центром мира был город Ста Золотых Ворот, ныне лежащий на дне океана. Из города шло знание и соблазны роскоши” (А.Толстой). Эта цитата подчеркивает, что город Ста Золотых Ворот изображается как противопоставленный другим городам и живущим по установленным им самим законам. Законы, царящие в городе, утвердились благодаря знанию: “Силы Земли, вызванные к жизни знанием, обильно и роскошно служили людям” (А.Толстой), “богатством и силою знания сыны Аама проникли к управлению страной” (А.Толстой). Знание породило технику: “Черные воспользовались силой знания для борьбы, для орудий войны” (А.Толстой). Знание выступает как самостоятельный герой произведения. Данное утверждение правомерно, если проследить раскрытие этого образа в движении сюжета. “Они считали себя младшей ветвью черной расы, которые в величайшей древности населял погибший в волнах Тихого океана гигантский материк Гвандани... это знание они вынесли в глубинах памяти, как древнее воспоминание об исчезнувшей цивилизации” (А.Толстой). Знание помогает покорять новые земли: “Мечтательная душа завоевателей стремилась к знанию” (А.Толстой), помогает управлять страной: “Атланты выращивали зерно мудрости Земзы и были еще в самом начале того пути, который привел к гибели расу” (А.Толстой). Используя знания, люди создают культ: “Мудрейшие из сынов Аама прочли древние надписи Земзы... Они построили подземный храм и стали привлекать к себе людей, - исцеляли больных, гадали о судьбе и верующим показывали тени умерших” (А.Толстой). Знанию приносились человеческие жертвы: “Сын Солнца, великий правитель, умерщвлял красивейшего из юношей города и сжигал его во чреве быка” (А.Толстой). Человек, который воспринимался ранее как создавший знание, теперь воспринимается как его слуга: “Сила, которою овладел человек, обратилась против него... та сила - гремучая, огненно-холодная материя, освобождаясь, устремилась в пространство” (А.Толстой). Итак, знание помогает покорять новые земли, управлять страной, порождает культ. Человек становится и носителем знания, и его жертвой.

Знание трактуется как противопоставление природному, естественному порядку: “Зло лежит не в самой природе, но в отклонении от природности” (А.Толстой). Природа противопоставляется знанию. Природа предупреждает: “С этим древним временем совпал первый толчок Земли” (А.Толстой), тем самым давая возможность адекватно оценить происходящее и исправить ошибку. Ошибка заключается в отдалении человечества от природы и единение со знанием. Природа несет в себе и разрушающиеся силы, убивая знание, которое противопоставлено ее сути: “Начались бури, молнии падали на землю, в жилища. Хлынул ливень, летели осколки вулканических камней” (А.Толстой). Знание губит три цивилизации, нравственно убивая человечество. Природа уничтожает знание и вместе с ним людей. Первой погибла та цивилизация, что создала знание (младшая ветвь черной расы), второй - Атлантида: “Три подряд толчка раскололи землю Атлантиды. Город Золотых Ворот погрузился в кипящие волны” (А.Толстой), а третьей умирает Марс: “Лишь через двадцать тысячелетий мы, потомки племени Гор, снова прочли тайные книги Атлантов” (А.Толстой), “конец цивилизации будет покрыт венцом золотого века” (А.Толстой). В противопоставлении природы и знания раскрывается функция природы - защита естественного начала в жизни Вселенной.

Столкновение их является центральным событием в повествовании об Атлантиде. “Это было в осенние дни” (А.Толстой). Осень - символ последнего суда. И разрешение данного конфликта раскрывает основную идею произведения: “центральная область города была потрясена подземным толчком, много земли опустилось на дно океана, морские волны Атлантики отделили навсегда страну Перистого Змея” (А.Толстой). Таким образом, провозглашается торжество гармонии и вечной красоты природы над хаосом. Но в связи с усиливающейся функцией предупреждения, одновременно ставится вопрос: что ждет человечество в будущем? Эсхатологические мотивы выражаются в представлении о смерти Атлантиды, об утраченном золотом веке, о несовершенстве мира и людей.

Образ древней цивилизации дан в противопоставлении образа хаоса (“... вечной смерти для всего живого” (Мифологический словарь, Т. 2, с. 580)) и образ космоса (упорядоченной системы).

Основываясь на произведении А.Толстого, можно утверждать, что причиной умирания Марса служит знание, которое было перенесено атлантами на другую планету. Как указывалось выше, знание является символом всей технической цивилизации и хаоса. А так как хаос - символ смерти, то смерть целой планеты предрешена: “История Марса окончена. Жизнь вымирает на нашей планете” (А.Толстой). Историю Марса знание делит на две части: до прибытия атлантов и после их прилета. Развитие знания на Марсе приводит к постепенному отдалению человека от природы. Происходит трагическое столкновение природы и знания. Путем нагнетания ощущения опасности автор наделяет природу чертами страдающего существа. Образ природы приобретает значение защиты, а не разрушающей силы, а также функцию предупреждения об опасности, исходящей от техногенной цивилизации. Картины жизни и смерти представлены в разных планах. Природоописание планет воплощает в себе эйнштейновские научные представления, а картины жизни и смерти о жизни флоры и фауны конкретизированы на основе бытового ряда образов. Эти два плана выступают по отношению друг к другу как большое к малому. Образы фауны важны в картинах жизни и смерти и выражаются в них в двух видах: самостоятельная жизнь фауны и жизнь фауны в сочетании с жизнью и деятельностью людей.

Образы фауны в сочетании с жизнью и деятельностью людей А.Толстым представлены в развитии: до покорения животных человеком и после. До покорения фауны изображены следующие существа: гигантские пауки (дикие племена были охотниками и пожирателями их), косяки рыб, хищные ихи, журавли. С развитием цивилизации фауна обедняется. Представителей животных становится меньше, часть их одомашнивается: “Длинношерстные животные лениво поднялись, давая дорогу людям, и отходили, переваливаясь медвежьими лапами, оборачивали плоские, короткие морды. Опускались на луг желтые птицы и распушились, отряхиваясь под радужным фонтаном воды” (А.Толстой). Люди истребляют фауну, прежде всего водной стихии: “До сих пор еще видны холмы из рыбьих костей” (А.Толстой). Пауки, как представители фауны, не являются домашними животными, но связаны с образом дома, в роли которого выступает лабиринт царицы Магр: “Там колебалась, перекатывалась коричнево-бурая шкура. От нее шло шипение, усиливающийся зловещий шорох. Шкура поднималась, вспучивалась. Вся она покрыта большими, будто лошадиными, обращенными к свету глазами, мохнатыми лапами...” (А.Толстой). Таким образом, можно сделать вывод, что, по мнению А.Толстого, развитие цивилизации и вмешательство в жизнь планеты людей нарушает установленный законами Вселенной порядок. В картинах жизни фауны активен мотив смерти (мёртвые пауки, рыбьи кости). Учитывая это, а также то, что образ в целом рисуется в трагических тонах, можно утверждать, что и образ фауны в романе “Аэлита” является трагическим.

Картины жизни и смерти представлены в двух планах: космические образы и образы флоры и фауны на земле. Космические образы являют собой пример саморазвития, эволюции, законов Вселенной, отображают сложность ритмов жизни Природы. Образы флоры и фауны представлены на основе бытового ряда образов и характеризуют внутреннюю жизнь планеты в связи с жизнедеятельностью людей. В этих картинах преобладают мотивы смерти. Мотивы смерти трактуется как естественное движение жизни и как мотив, обладающий эсхатологическим смыслом.

 

Глава 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: