Мифологические мотивы и образы.




В романах писателей-фантастов присутствуют элементы мифологического повествования. Наша задача - выделить и объяснить основные мотивы и образы исследуемого романа с точки зрения мифологии.

Мифологизирование в XX веке стало принципом художественной организации материала не только модернистских писателей, но и некоторых писателей-фантастов. В произведениях два плана выражения: реально-бытовой и мифологический, на уровне которого авторы рисуют универсальную картину мира.

В романе А. Толстого “Аэлита” образ космоса мифологизирован. Он воспринимается как единое целое “бездна... мировое ледяное пространство” (А.Толстой), противопоставленное хаосу. Космос упорядочен “с боков его, как крылья, были раскинуты две световые туманности. От плотного ядра отделился фонтан и рассыпался грибом, - это было время, когда проходили большие солнечные пятна. В отдалении от светового ядра располагались еще более бледные, чем зодиакальные крылья, световые океаны огня, отброшенные от Солнца и вращающиеся вокруг него...” (А.Толстой), “Золотистая туманность - голова неведомой кометы и ее след - потоки метеоритов - уносились по гиперболе - безнадежной кривой, чтобы, обогнув Солнце, навсегда исчезнуть в пространствах... Алмазные поля остались далеко внизу: казались искорками, - стали белесоватой туманностью и исчезли...” (А.Толстой). Образ космоса являет собой пример саморазвития, эволюции Вселенной. Движение в космосе превращается в единый процесс бытия.

Особое внимание в мифологическом пространстве уделено переходам из одного пространства в другое. Переход из мира космоса обеспечивает лестница корабля: “Гости, может быть, пленники, вошли по хрупкой лесенке на борт” (А.Толстой). Лестница обеспечивает связь и с миром умерших: “Гусев тем временем отыскал в стене широкий сводчатый коридор, залитый пыльным светом” (А.Толстой), “... стали спускаться по едва приметной в скалах, истершейся от древности лестнице вниз в ущелье...” (А.Толстой). Лестница связывает людей и в мире живых: “По лесенкам вниз побежали щуплые фигуры марсиан” (А.Толстой).

Образ опьяняющего напитка. Он реализует связь, переход между двумя мирами: миром реального и миром представляемого. “Широкие снопы света упирались в огромные плакаты, в надписи, в клубы курящего, многоцветного дыма” (А.Толстой). “Опьяняющий напиток - в ряде мифоэпических традиций галлюционного свойства” (Мифы народов мира, Т. 2, с. 526). Его действие обеспечивает чувство реальности жизни: “Это драгоценный дым. Он называется дымом бессмертия. Кто вдыхает его, видит необыкновенные вещи: кажется, будто никогда не умрешь, - такие чудеса можно видеть и понимать” (А.толстой). Его действие приводит к безумию: “Безумие деструктивного типа, ведущее к разъединению и подавленности духа” (Мифы народов мира, Т. 2, с. 258). Так как знания о наркотике перенесено с Атлантиды, то можно утверждать, что это символ угасания цивилизации. Х.Э.Керлот считает, что “дым символизирует душу, покинувшую тело” (Словарь символов, с. 185). Для А.Толстого дым - символ драмы, катастрофы, символизирует голос природы, покидающий планету.

В “Аэлите” важен образ пастуха. Это один из центральных образов. “Пастух, пастырь имеет функции охранителя, защитника, кормильца, предводителя, мессии и т.д. Пастух считается причастным к природной мудрости, тайне общения с животными и растениями, с небесными светилами и подземным царством (душами мертвых), к идее времен, понимаемой как ритм вселенной, определяющей и ритм жизни человека” (Мифы народов мира, Т. 2, с. 291). Пастуху ясен голос Природы: “Играл и пел он так прекрасно, что замолкали птицы, затихал ветер, ложились стада, и солнце останавливалось в небе” (А.Толстой). Пастух дитя природы. Этим объясняется его особое положение среди людей, его отъединённость от коллектива. Пастух более близок к природе, чем к культуре, к животному и человеческому миру. Его мышление свидетельствует, что этот человек живет в гармонии с окружающим. Смерть пастуха выполняет роль пророчества гибели планеты. В рассказе Аэлиты об Атлантиде тоже возникает образ пастуха: “Среди дворцов великого города, на площадях, поросших травой, бродили овцы, и желтолицый пастух пел печальную песню о блаженной, как степной мираж, заповедной стране, где земля - голубая и небо - золотое” (А.Толстой). В то время, когда жил пастух, цивилизацию можно было спасти. Его образом А.Толстой указывает путь выхода из сложившейся ситуации. А смерть пастуха с Марса “... взяли пастуха, повели на скалу и бросили в озеро” (А.Толстой) становится символом гибели планеты. Х.Э.Керлот считает пастуха символом высшей власти, а образы двух пастухов символизируют перемещение душ, высшую справедливость.

В произведении присутствуют образы, имеющие особую смысловую нагрузку.

Одним из таких образов является образ паука. Он относится к базовым персонажам текста. Ему присущи следующие черты. Паук живет в темных местах: “Они осторожно спустились с берега в заросли кактусов. Из-под ног шарахнулась чья-то тень. Мохнатый клубок побежал по отсветам двух лун. Заскрежетало. Пискнуло - пронзительно, нестерпимо, тонко... Липла к лицу паутина, упругая, как сеть” (А.Толстой), “в темноте лабиринта дышит, шуршит и шипит в глубоком колодце” (А.Толстой). Они живут в заброшенных местах: “Это было огромное скопление пауков. Они, видимо, плодились в теплой глубине шахты, взрыв потревожил их, они начали подниматься, вспучиваясь всей массой” (А.Толстой), “на куче мусора появился большой паук и побежал вниз по рваному краю стены. Гусев выстрелил. Паук высоко подскочил и упал, перевернувшись. Сейчас же второй паук побежал из-за дома к деревьям...” (А.Толстой). Выстрел в паука, крик героя романа при виде пауков “смерть”, говорит о том, что пауки вызывают страх. Пауки появляются неожиданно: “В трех шагах, у самой земли, из-за жирных листьев глядели на него большие, как лошадиные, полуприкрытые рыжими веками глаза” (А.Толстой). Нападение пауков в пещере на людей говорит о том, что они враждебно настроены и могут убивать. Основное место их проживания - тайники царицы Магр, “повелительницы двух миров, владевшей некогда всем Марсом” (А.Толстой). Пауки - представители нижнего мира, повелители лабиринта: “Их там миллионы... они ждут, их час придет, овладевают жизнью, населяют Марс” (А.Толстой). Образ паука имеет символический смысл: пауки представляют организацию жизни, которая может заменить человеческую цивилизацию при усилении деструктивных обстоятельств. Г.Бидерманн подчеркивает, что это насекомое наделено негативным смыслом, разрушающим началом.

Образ воды. Вода изображается как естественное составляющее природы: “Он увидел берег земной реки” (А.Толстой), “кое-где, точно острова, лежали на ней гряды облаков, это был Атлантический океан” (А.Толстой), “во тьме висел огромный водяной шар, залитый солнцем. Голубыми казались океаны... Влажный шар медленно поворачивался” (А.Толстой). На Марсе - “повсюду тянулись высохшие каналы” (А.Толстой), “Они подлетали к гигантскому цирку. Он был полон воды. Над поверхностью во многих местах подымались пенными шапками - водными хранилищами, линии треугольников и полукружий каналов” (А.Толстой). В подземном мире образ воды выступает как естественный, но обезличенный: “Журчала вода, однообразно падали капли с неразличимых в глубине сводов” (А.Толстой).

С образом воды связан образ потопа. Это базовый образ, дающий представление о мироустройстве. “За оплотом стен великого города с вершины уступчатой, обложенной золотом пирамиды, магацитлы продолжали улетать сквозь океан падающей воды, из дыма и пепла в звездное пространство. Три подряд толчка раскололи землю Атлантиды. Город Золотых Ворот погрузился в кипящие волны” (А.Толстой). Миф об Атлантиде - это развенчание мифа о всемирном потопе. Такой вывод нам позволяют сделать следующие факты. Во-первых, потоп длился не семь дней, а сразу и навсегда поглотил страну. Во-вторых, спаслись не праведники, а наиболее богатые и беспощадные люди. В-третьих, люди знали о возможности затопления, но не принимают меры к спасению, будучи погружены в празднества: “Безумие овладело народом” (А.Толстой). В-четвертых, земля навсегда ушла под воду, возвращение невозможно. В-пятых, потоп лишен черт всемирного, космологического явления. В-шестых, посылается не богом, а природой. Автор делает события более реалистическими. Описания гибели Атлантиды выполняют дидактическую роль - являются символом возможной эсхатологической катастрофы в современной жизни Земли. Образ потопа приобретает значение разрушительной и очистительной природной силы. Последнее событие на острове - землетрясение, молнии, дождь, огонь. Атлантида погружается в разверзнувшееся пространство, гибнет. Жизнь Атлантиды - это жизнь “мертвой” материи.

Образ Солнца принципиально содержателен. Он - сквозной. Образ выступает как непосредственный участник бытия и как образ мира. Разливающаяся жизнь роднит все существа в мире, ближние и дальние миры связаны познанными и неизвестными нитями.

А. Толстой обращался к образу природы как к источнику жизненных сил. Солнце символизирует первооснову, но воспринимается по-разному. Обыденность явления подчеркивается с помощью использования пейзажа-штриха. Именно в этом качестве люди воспринимают Солнце на Земле: “люди поглядывали на невысокое солнце, пустившее сквозь облака широкие лучи” (А.Толстой).

В космосе Солнце приобретает более отчетливые формы: “Четким очертанием, огромным, косматым клубком солнце висело в пустой темноте” (А.Толстой).

Солнце Марса изображено штрихами: “пылающее солнце” (А.Толстой), “Солнце быстро уходило за близкий край поля - и кануло” (А.Толстой). Лишь только в момент прибытия героев на Марс А. Толстой изобразил целостный образ: “Пылающее, косматое Солнце стояло высоко над Марсом. Потоки хрустального синего света были прохладны, прозрачны - от резкой черты горизонта до зенита...” (А.Толстой). Описания подчеркивают связь низа и верха, которая осуществляется с передвижениями людей в двух направлениях: Земля - Марс.

Мы доказали, что в романах писателей-фантастов присутствуют элементы мифологического повествования. Мы выделили и объяснили основные мотивы и образы исследуемого романа с точки зрения мифологии. Мифологичность данных образов бесспорна, так как связана с представлениями о мироустройстве.

 

 

Заключение.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Понимание мира (природы) и человека исследуемыми писателем подчеркнуто противостоит идеям радикального антропоцентризма: автор не признаёт человека центром Вселенной, представляя его малой частью природного миропорядка. Человек рисуется зависимым от природных сил и законов, подчеркиваются малые возможности его разума в познании Вселенной. Деятельность человека, то есть создание человеческой цивилизации, видится драматическим процессом. Причины несовершенства его обнаруживаются в нравственном несовершенстве человека и, что более значительно в границах жанра научно-фантастического романа, в необоснованных амбициях человека быть центром мира. В романе значителен трагический пафос, поскольку современный характер цивилизации (технической) понимается как тупиковый. Подобный путь развития автор не приемлет.

2. Идеалом для писателя является природный миропорядок, который он понимает как отражение вселенской гармонии, в которой уравновешены силы созидания и разрушения. В связи с этим человека он хотел бы видеть в ином качестве: осознающим свое истинное место в общей жизни, то есть подчиняющимся законом Вселенной (природным законам). Это означает, что он должен понимать себя находящимся в ряду других форм жизни и уважать их, должен не навязывать свой порядок Вселенной, а познавать ее - открывать ее законы - и подчиняться им. Исследуемый писатель снимает человека с “пьедестала”, на который поставила его технократическая эпоха.

3. Картины мироздания (реального и возможного), которые рисуются писателем, пронизаны образами космогонических и эсхатологических мифов, что еще более подчеркивает “космизм” их мысли. Не случайно обнаруживаются многочисленные переклички с представителями “русского космизма” (К.Циолковский).

4. Исследуемое произведение заняло особое место в спорах о природе и человеке: оно поддерживало пантеистическое понимание жизни, которое развивали писатели-путешественники (В.Арсеньев, М.Пришвин).

 

Список использованной литературы

I. Художественная литература:

1. Толстой А. Аэлита.

 

II. Критика.

2. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1983.

3. Ба А. Древние цивилизации. М., 1995.

4. Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. М., 1970.

5. Галанов Б. Живопись словом. М., 1974.

6. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. М., 1972.

7. Казин А.Л. Художественный образ и реальность. М., 1985.

8. Кобищапов Ю.М. На заре цивилизации. М., 1981.

9. Маймин Е.А. Искусство мыслить образами. М., 1977.

10. Поляк Л.А. Реалистическая фантастика А.Толстого. М., 1961.

11. Поляк Л.А. А.Толстой - художник. М., 1964.

12. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1984.

13. Хачатурян В.М. История мировой цивилизации с древнейших времен до начала XX века. М., 1996.

14. Чарный М.Б. Жизнь и литература. М., 1957.

15. Чернышева Т.А. Художественная картина мира, “экологическая ниша” и научная фантастика. М., 1987.

16. Щербина В.Р. А.Н.Толстой: критико-биографический очерк. М., 1955.

IV. Словари:

17. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М.Прохоров. М., 1974.

18. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996.

19. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

20. Литературный энциклопедический словарь / Гл. ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М., 1987.

21. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М., 1992.

22. Мифы народов мира. Энциклопедический словарь. В 2-х т. / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М., 1987 - 1988.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: