Советы Марианны Лынской для родителей неговорящих детей




1. Меньше окружающего шума. Если для ребенка типична ситуация, когда мама пытается обучить его отличать собачку от кошки, а вокруг: бабушка перекручивает мясо в комбайне; старый дедушка, чтобы услышать новости, смотрит телевизор так, что слышно соседям, а папа пылесосит, вряд ли малыш сможет вычленить из потока поступающей слуховой информации нужную.

2. Меньше речевого шума. В интернете много рекомендаций о том, как важно с неговорящим ребенком больше разговаривать. В результате годовалым детям рассказывают устройство холодильника, либо же мамы без отдыха комментируют все вокруг по принципу: «что вижу, то пою». Но на самом деле для ребенка с нарушением понимания речи - это лишь дополнительная нагрузка, которая вводит его нервную систему в режим «охранительного торможения».

3. Общайтесь с ребенком на том уровне, который ему доступен сейчас. Это основное правило. Когда мама годовалового ребенка спрашивает его «Ну, что ты плачешь?», какой ответ она хочет услышать? Однако, это создает у ребенка ситуацию неуспеха, провоцируя в дальнейшем много проблем с поведением. Когда педагог, зная, что ребенок не отличает банан от машинки, дает инструкцию: «Вот, Вася посмотри, какая пирамидка, красивая пирамидка, давай ее соберем правильно, от большого к маленькому», что из всех этих слов должен понять малыш? Это сложный навык – уметь пристраиваться к уровню ребенка. И родителям, и специалистам помогут два упражнения:

- запишите на диктофон свой разговор с ребенком, те инструкции, которые Вы даете и пр. В свободное время – проанализируйте, что было лишним, как можно было сократить;

- составьте перечень фраз-обращений, поощрений, порицаний. Например, если ребенок дерется, кусается и пр.: не стоит вдаваться в длинные пояснения, что маме (другому) больно, что ее увезут в больницу, ее накроет столбняк и она погибнет. Нужно просто сказать: «Стоп, нельзя так делать». А, если ребенок успешно выполнил задание, похвалите его за конкретное качество, а не непонятным словом «Молодец». Например, «Ты так красиво нарисовал!».

4. Приучите себя, чтобы содержание Вашей речи соответствовало эмоциям. Если ребенок ударил маму, а она гладит его по голове и говорит: «Ванечка, не нужно, маме больно», а сама испытывает раздражение внутри, то ребенок, «считав» эмоциональную информацию и раздражения, и ласки одновременно, не поймет и обязательно повторит свое действие.

5. Общаясь с ребенком, не понимающим речь, стройте предложения, чтобы они максимально были приближены к структуре внутренней речи: «возьми», «кидай», «это сюда» и т.п. Используйте больше глаголов и меньше существительных, если ребенок совсем не понимает речь. Есть такое понятие в логопедии и психологии – «внутренняя речь». Это такие конструкции, в основном глагольные, которыми мы «думаем». Например, если Вам нужно выйти из дома, Вы думаете: одеться, обуться, открыть дверь.

6. Используйте визуальные подсказки, например, фотографии самого ребенка, визуальное расписание.

7. Разговаривая с ребенком, утрируйте мимику и артикуляцию.

Удачи всем родителям, а педагогам – внимания к подаче инструкций! "

 

 

Направления работы с ребенком

Развитие понимания речи

Очень длительный этап. Используйте простые инструкции типа: «Дай ручку», «А где ножка?», «Покажи носик у собачки», и т. п., опираясь на то, что ребёнку доступно.

После прочтения сказок рассмотрите картинки, попросите ребенка показать солнышко, домик, дерево и т.д. Ребенок должен слышать вашу речь и понимать Вас.

Используйте «игры-поручения». Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции.

Развитие слухового внимания

Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т.п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием.

Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих то что он услышал: шум, шаги, стук и т.д. Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков.

Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью. Полезно включать классическую музыку - это способствует развитию слухового внимания. Обращайте внимания ребенка на мелодию, какая она - веселая, быстрая, грустная, медленная и т.п.

Побуждение к речевым высказываниям

Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий).

Например,игра «Прятки». Эта игра способствует развитию эмоционального общения ребенка с взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она». Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик или что-то другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет в кулак и убирает оба кулака за спину, после чего предлагает ребенку угадать, в каком кулачке он спрятан. «Угадай, где конфетка! Правильно, вот она! Где конфетка – вот!». Взрослый очень эмоционально произносит слово «Вот», побуждая к тому же ребенка. Затем ребенок прячет предмет, когда взрослый угадает, уже ребенку нужно будет сказать: «Вот!». В игру «прятки» можно играть и по-другому: накидывать прозрачный платок на голову ребенка и спрашивать: «Где Ваня? - Вот Ваня, кто здесь (ребенок может называть свое имя или говорить «я»)». Также под платок можно прятать куклу, которой нужно дать простые имена: Катя, Ваня, Тата, Оля. Ребенку нужно дать задание «Спрячь, найди». Эти игры также направлены на развитие понимания речи ребенком, в том числе глаголов.

Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там? Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек- раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т. п. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай!», «Ой!», «Ух!», расположить к речевому подражанию.

Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!»; «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание; задавайте их «невзначай». Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём). Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была).

Развитие психических процессов.

Параллельно ведется работа по развитию психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка(игры на восприятия цвета, формы, величины, на развитие внимания, памяти, мышления). Важно: научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»). Научить обобщению по внешним признакам независимо от функций предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое), видовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Побери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы»), логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»), научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: по размеру; по высоте; по длине.

Несколько основных рекомендаций родителям для общения с ребенком:

1. Больше говорите с ребенком, обогащайте свою речь эмоциями, озвучивайте все действия (кормление, гуляние, игру, купание). Общайтесь в доброжелательной форме. Хвалите и поощряйте ребенка даже за незначительные успехи, тогда он скорее захочет «поговорить» с вами.

2. Начните общение с самых простых и общепринятых жестов и слов: «пока-пока», «привет», «дай», «нельзя» и т.д. Постепенно вводите новые слова, чтобы ребенок пополнял свой словарный запас.

3. Задавайте ребенку вопросы, отвечайте на них сами. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.Используйте в речи наряду с полными словами, их упрощенные варианты (машина гудит: би-би-би, кукла – ля-ля, упал – бух!).

4. Обязательно называйте предмет, на который указываете жестом.Обучая ребенка, выбирайте такие действия и предметы, которые хорошо ему известны.

5. Не заставляйте ребенка повторять и не ругайте, если у него что-то не получается.Проявляйте спокойствие и терпимость.

6. Не перегружайте ребенка общением, давайте ему отдохнуть, когда он захочет чего-то пусть сам попробует об этом сказать/показать.Если ребенок капризничает, вначале успокойте его, постарайтесь угадать его желание и попросите показать или изобразить, что он хочет.

7. Пойте ребенку. Лучше не менять часто репертуар.

8. Чаще читайте!!!

9. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетается эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку! Паровозик – ту - ту!).Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты!"Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть: «ой, ай, ух, бах». Ребенку позволительно повторять только гласные: «а, о, у».

10. Ограничьте использование компьютера и телевизора до 2-х часов в день (с перерывами).

11. Не дожидайтесь, пока ребенок сам заговорит. Начинайте его учить различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвет, форму (дай такой же кубик), количество (один – много).

12. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока белобока».Развивайте общие движения малыша: бег, ходьбу, прыжки, ползание, лазание, ловля мяча. Сочетайте движения с музыкой.

Организовав общение с ребенком таким образом, вы создадите у него ассоциацию: желание-просьба-результат.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: