Модифицированный тест Купера




Традиционный тест Купера позволяет определить физическую работоспособность человека, а значит и уровень резервов его здоровья, однако, он часто дает ложную информацию из-за того, что не учитывается степень функционального напряжения во время теста. Учащиеся, как правило, выполняют тест в диапазоне нагрузки значительно более низком, чем требуется в тесте Купера, а иногда превышают разумные пределы, что особенно опасно для лиц, относящихся к специальной медицинской группе.

Мы предлагаем модификацию теста, в котором расстояние, которое пробегается за 12 минут с высокой степенью функционального напряжения можно вычислить математически, пробегая дистанцию с меньшей интенсивностью и даже за несколько иное время. Это возможно т.к.:

- тест Купера, для адекватной характеристики функциональных возможностей индивида предполагает степень напряжения примерно 80-90 % его максимальных возможностей (не перенапрягаясь, без одышки);

- существует относительно прямолинейная зависимость частоты сердечных сокращений от мощности работы до величины 170 уд/мин (тест PWC170);

- расчет рабочей ЧСС (ЧССраб) в оздоровительных тренировках производится по формуле Карвонена [3]:

ЧССраб = (ЧССмакс – ЧССисх) · К + ЧССисх

где: ЧССмакс = 220 – В, где В – возраст индивида в годах, отражает максимальный пульс который может быть при оздоровительных тренировках;

ЧССисх – этоЧСС в покое (измеряется за 1 минуту после 5-7 минутного состояния пассивного отдыха в положении сидя);

К – коэффициент интенсивности нагрузки в процентах.

Суть нашего метода: испытуемый, без предварительной разминки, пробегает с интенсивностью 50-70% от максимальной дистанцию примерно 2-2,5 км, измеряя ЧСС за 10 сек через каждые 2-3 минуты во время остановок и сразу после окончания бега и фиксируя время выполнения теста. Для бега выбирается участок известной длины, который пробегается так, чтобы суммарная протяженность составила 1,5-2,5 км, а примерное время - 12 минут.

Тяжесть выполняемой работы по субъективным ощущениям должна быть в пределах 3-4 баллов (по 5-ти бальной шкале). Коэффициент интенсивности должен быть 0,5-0,7, при этом он может изменяться в зависимости от функциональной подготовленности или самочувствия учащегося.

Таким образом, после проведения теста имеем следующие данные:

1) преодоленное расстояние,

2) время, за которое было преодолено расстояние – необходимо вычесть время, затраченное на измерение пульсов,

3) средняя ЧСС во время бега (ЧССраб):

ЧССраб = åpi × 6 , где
n

å - знак суммы, - количество ударов пульса за 10 секунд,

n – количество измерений пульса за время проведения теста.

Зная рабочую ЧСС, определяем степень функционального напряжения организма испытуемого при выполнении данного теста. Для расчетов применяется транспонированная формула Карвонена, где СФН (степень функционального напряжения) и есть коэффициент интенсивности К:

СФН = ЧССраб – ЧССисх × 100.
ЧССмакс – ЧССисх

Теперь можно, составив пропорцию, с достаточной долей достоверности (p<0.01), рассчитать, сколько испытуемый пробежит за 12 минут практически при любой степени функционального напряжения. Нас интересует 90% - с такой СФН нужно пробегать 12-минутный тест Купера. Найденный показатель оцениваем по таблице оценки физической работоспособности по тесту Купера.

 

Скорость. Для оценки скорости движений можно использовать любое упражнение, выполняющееся не более 20 секунд, но с максимальной скоростью. Например, броски мяча в стенку: мы предлагаем выполнять броски мяча в стенку из положения стоя с расстояния 2 метра. Оценивается количество бросков за 15 секунд. Обычно студенты с отлично развитыми скоростными качествами выполняют не менее 30 бросков.

Для оценки скорости реакции можно использовать тест с деревянной линейкой: проверяющий держит нуль линейки на уровне открытой руки проверяемого и неожиданно отпускает. Скорость реакции тем лучше, чем быстрее проверяемый сожмет руку, измеряется в сантиметрах.

Сила.

Мы предлагаем определять абсолютную силу - подъемный максимум (ПМ) косвенным методом [3]. Такое определение ПМ является травмобезопасным способом выявления силовых способностей без проявления абсолютной силы. Процедура определения ПМ:

1) подобрать такой вес отягощения, с которым можно выполнить упражнение 15-20 повторений (максимум до 30);

2) выполнить упражнение почти «до отказа»;

3) в соответствии с таблицей 1 определить % ПМ:

Таблица 1.

Количество повторений % подъемного максимума (%ПМ)
  100% ПМ
  95 % ПМ
3-4 90% ПМ
6-7 85% ПМ
9-10 80% ПМ
  70% ПМ
  65% ПМ
  60% ПМ
  50% ПМ

4) подставить соответствующие значения в формулу:

ПМ = вес отягощения × 100 (%).
% ПМ

Установлено, что существует прямая корреляционная связь между уровнем развития мускулатуры в целом и уровнем развития мышц кисти [5]. В связи с этим предлагаем рассчитывать на протяжении всего периода обучения индекс силы (ИС). ИС рассчитывается по формуле:

ИС = СМ (кг) × 100 (%), где
МТ (кг)

СМ – сила мышц сильнейшей кисти в кг по результатам динамометрии,

МТ – масса тела индивида в кг.

Балловая система определения Индекса силы. Таблица 2.

Пол ИС Оценка
М < 50,6 плохо
Ж < 43,9
М 50,6…62,5 удовлетворительно
Ж 43,9…53
М > 62,5 хорошо
Ж > 53

 

Вычисление индекса силы (сила).

Установлено, что существует прямая корреляционная связь между уровнем развития мускулатуры в целом и уровнем развития мышц кисти [2]. Объясняется это тем, что хорошо развитая мускулатура в целом характерна для человека, который либо имеет генетическую предрасположенность к этому, либо он регулярно занимается физическими упражнениями кондиционной направленности. В обоих случаях у него будет достаточно хорошо развиты физиологические механизмы проявления силы мышц вообще, значит и сила мышц кисти будет проявлена в большей степени. Для определения абсолютной силы мышц кисти необходимо воспользоваться кистевым динамометром. Индекс силы рассчитывается по формуле:

ИС = СМ (кг) × 100 (%), где
МТ (кг)

СМ – сила мышц сильнейшей кисти в кг,

МТ – масса тела индивида в кг.

Балловая система определения Индекса силы:

Пол ИС Оценка
М < 50,6 плохо
Ж < 43,9
М 50,6…62,5 удовлетворительно
Ж 43,9…53
М > 62,5 хорошо
Ж > 53

Выносливость. Для оценки общей работоспособности и выносливости организма мы предлагаем выполнить передвижение на дистанцию 1000 метров за 10 минут. Измеряем пульс в покое перед прохождением дистанции и пульс после прохождения дистанции. Чем ниже процент учащения пульса – тем выше общая выносливость человека.

Также показательны с точки зрения выносливости организма тест Купера (мы предлагаем его модифицировать [3] и рассчитывать итоговую дистанцию исходя из степени функционального напряжения [7]) и индекс Рюфье [6] или более щадящий вариант теста - индекс Рюфье-Диксона.

Гибкость. Упражнения на тестирование этого качества при правильном их подборе не противопоказаны никому. Оценить гибкость мы предлагаем в наклоне вперед из исходного положения стоя на гимнастической скамейке. Оценивается длина в сантиметрах до или после скамейки до кончиков пальцев рук.

Нормативами оценки в этом упражнении служат следующие величины:

Оценки в баллах
         
Тест «пальцы-пол» - общая гибкость
+8 см +3 см 0 см -5 см < -5 см
Ниже уровня опоры   Выше уровня опоры

 

Ловкость. Для определения развития ловкости предлагаем использовать игру в дартс. Нами используются ее варианты: «Сектор 20», «Раунд» и «Большой раунд». Игры, в которых присутствует значительный элемент везения, например «Набор очков», мы не рекомендуем.

 

 


Форма оценки уровня физического здоровья

 

ФИО: Возраст: Физических упр. в неделю (часов): Оценка уровня качества образа жизни
  Показатель Результат Оценка Общая оценка
Соматический статус Рост (см)       № вопр. № отв. Инд.
Вес (кг)          
Окр.гр.кл.покой (см)          
И Брокка (кг)        
% от И Брокка        
И Рорера   (балл)      
И Пинье   (балл)      
Динамометрия (кг)          
И силы   (балл)      
Тип телосложения          
Дыхательная система ЖЕЛ (мл)          
ДЖЕЛ (мл)          
% от ДЖЕЛ        
Жизн. инд. (мл/кг)          
Пр. Штанге (сек)          
Пр. Генчи (сек)          
ССС ЧСС (уд/мин) в одно время       Сумма индексов  
АДС (факт. мм рт. ст.)       Качественная оценка ОЖ*  
АДД факт. (факт. мм рт. ст.)        
Ортостатическая проба (уд/мин)       РЕКОМЕНДАЦИИ по применению физических упражнений              
Функциональная подготовленность И Рюфье P1    
P2    
P3    
И Рюфье  
Тест Купера модифицированный ЧСС покоя (уд/мин)  
верхняя граница ЧСС  
нижняя граница ЧСС  
расстояние (м)  
время выполнения (мин, сек)  
ЧССср (через 2, 4, 6, … мин)  
степень функц. напряж. (%)  
Расчетный результат    
Лестничная пр. (уд/мин)    
PWC170 H – высота ступеньки (м)    
Т1 - кол-во подъемов в среднем за 1 мин  
W1 (кг/м/мин)  
f1 (уд/мин)  
Т2 - кол-во подъемов в среднем за 1 мин  
W2 (кг/м/мин)  
f2 (уд/мин)  
PWC170 (кг/м/мин) /(ватт)  
PWC 87% от ЧСС макс (кг/м/мин) /(ватт)    
МПК (мл/мин)    
МПКотн (мл/мин/кг)    
Физическая подготовленность Общая выносливость:      
Сила:      
     
Общая гибкость: «пальцы – пол»    
Быстрота:      
     
Ловкость      
                                             

* – если сумма индексов в пределах ±1, то – удовлетворительно, выше – хорошо, ниже – плохо.

 

 

АНКЕТА

1. Основное место жительства.

2. Наличие экологически вредных факторов:

1 – нет, 2 – мало, 3 – достаточно, 4 – много.

 

3. Есть ли у Вас сейчас какие-либо хронические заболевания?

1 – нет, 2 – да.

 

4. Какой Ваш режим физической активности до поступления в вуз?

1 - на физ-ру не ходил, в секции не занимался – 0 ч,

2 - только физ-ра, в секцию не ходил – 2 ч,

3 – физ-ра и активный отдых – 3-5 ч,

4 – физ-ра и секция ОФП – 5-7 ч,

5 – физ-ра, спорт. секция и др. – более 7 ч.

 

5. Какой Ваш режим физической активности во время обучения в вузе?

1 - на физ-ру не хожу, в секции не занимаюсь – 0 ч,

2 - только физ-ра – 2 ч,

3 – физ-ра, секция и активный отдых – 3-5 ч,

4 – физ-ра и секция ОФП – 5-7 ч,

5 – физ-ра, спорт. секция и др. – более 7 ч.

 

6. С какого возраста делаете регулярно утреннюю гимнастику?

1 – дошк., 2 – мл. шк., 3 – ср. шк., 4 – ст. шк., 5 – не делаю.

 

7. Как часто делаете утреннюю гимнастику?

1 – ежедневно, 2 – через день, 3 - не регулярно.

 

8. Какие закаливающие процедуры проводите?

1 – обливание холодной водой, 2- холодовые воздушные ванны,

3 – моржевание, 4 – не провожу.

 

9. Посещаете ли баню (сауну), как часто (регулярно)?

1 – не посещаю, 2 – раз в неделю, 3 – раз в две недели, 4 – не регулярно.

 

10. Придерживаетесь ли определенного режима дня?

1 – да, 2 – нет.

 

11. Курите ли Вы?

1 – нет, 2 – от случая к случаю, 3 – да.

 

12. С какого возраста курите регулярно?

1 – мл. шк., 2 – ср. шк., 3 – ст. шк., 4 – не курю.

 

13. Курят ли Ваши родители?

1 – оба, 2 – мать, 3 – отец, 4 – не курят.

 

14. Употребляете ли спиртные напитки?

1 – нет, 2 – от случая к случаю, 3 – регулярно.

 

15. Употребляют ли спиртные напитки Ваши родители?

1 – оба, 2 – мать, 3 – отец, 4 – не употребляют.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: