Описание деятельности Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ




 

Объект исследования - Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ, предмет - деятельность Центра (цель, задачи, функции, основные проблемы).

Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ был создан 1 августа 2002 года при содействии департамента Федеральной государственной службы занятости населения Республики Коми.

Данное учреждение является структурным подразделением Управления качества и развития образовательной деятельности СыктГУ. Центр строит свои отношения с юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления во всех сферах деятельности на основе договоров.

Основной целью Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ является содействие занятости студентов и эффективному трудоустройству выпускников университета.

По словам начальника Центра Русеевой Натальи Николаевны, на настоящем этапе, на момент окончания университета благодаря Центру трудоустроено около 53% студентов. В принципе, это нормальная цифра, говорит Наталья Николаевна, так как на последнем курсе у студентов в приоритете написать диплом, сдать государственные экзамены, а потом уже работа. Но многие выпускники задумываются о том, что в июне они все получают дипломы, и все оказываются на рынке труда. Большой конкуренции не избежать! И поэтому, на сегодняшний день миссию Центра переформулировали. По словам Натальи Николаевны, в Центре теперь не только трудоустройство выпускников и студентов, но и более активное взаимодействие с работодателями. Причем, это не какие-то там малые предприятия, а все отрасли бизнеса! От мелкого предпринимательства до крупных предприятий.

Главной задачей Центра являются методическое обеспечение и координация работы кафедр и деканатов по проведению исследований и предоставлению информации и аналитических отчётов по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников СыктГу.

Второстепенные задачи Центра:

· информирование студентов и руководства университета о положении на рынке труда и перспективах трудоустройства выпускников;

· информирование студентов о вузовской и послевузовской подготовке (дополнительное образование) в СыктГУ по тем или иным специальностям;

· информирование заинтересованных организаций об уровне подготовки выпускников СыктГУ;

· налаживание партнерства с организациями и учреждениями, заинтересованных в квалифицированных специалистах, выпускниках СыктГУ;

· проведение мероприятий, содействующих занятости студентов и выпускников университета.

Таким образом, Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ выполняет функции организационного, аналитического и консультационного характера:

. организационные:

Ø маркетинговые исследования регионального рынка труда по востребованности специалистов-выпускников СыктГУ;

Ø участие в научно-исследовательских программах и проектах Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, региональных органов государственной власти по направлениям деятельности центра;

Ø проведение тематических и проблемных семинаров, конференций;

Ø подготовка информационных выпусков, справочников, методических пособий, рекомендаций для кафедр и деканатов СыктГУ;

Ø участие в проведении выставок, конкурсов, школ, семинаров, конференций, ярмарок вакансий по направлениям деятельности центра;

Ø ведение информационной и рекламной деятельности, направленной на реализацию задач Центра;

Ø разработка информационной системы, обеспечивающей заинтересованных лиц, подразделений университета, студентов, выпускников и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг (стажировка, временная занятость, трудоустройство по окончании университета);

Ø осуществление взаимодействия с другими Центрами содействия занятости молодежи;

Ø информирование кафедр и деканатов о тенденциях спроса на рынке труда на специалистов университета и оказание профориентационных услуг и психологического

Ø консультирования студентов с целью повышения конкурентоспособности.

Ø организация консультаций для студентов по психологическим и правовым вопросам трудоустройства.

Ø организация работы Союза выпускников СыктГУ.

. аналитические:

Ø мониторинг трудоустройства в регионе специалистов-выпускников СыктГУ:

проведение статистического анализа;

изучение специфики регионального рынка труда;

использование результатов мониторинга для рекомендаций по формированию в учебных планах специальностей блоков «региональный (вузовский) компонент»;

проведение исследований и разработок по заказам организаций независимо от организационно-правовой формы собственности.

. консультационные:

Ø консультирование заинтересованных организаций по использованию обучающихся студентов и выпускников СыктГУ;

Ø консультирование студентов по результатам изучения регионального рынка труда, и данных регионального Центра занятости.

Функции Центра исполняет начальник, который подчиняется непосредственно начальнику Управления качества и развития образовательной деятельности, с которым было проведено интервью 21 мая 2013 года.

В ходе интервью было выявлено следующее. В 2008-2009 годах наблюдалась такая тенденция, что слишком много выпускников СыктГУ трудоустраивается не по специальности, либо трудоустраивается не в Республике Коми. Поэтому в Министерстве образования науки РФ возникла идея - проводить мониторинг трудоустройства выпускников. В 2009 году наш университет заключил договор с Управлением Республики Коми по занятости населения о том, что они отдельно проводят мониторинг наших выпускников, всевозможными способами содействуют работе Центра содействия трудоустройству при СыктГУ, а также предоставляют в Центр базу вакансий по всей Республике Коми.

В целях получения оперативных, достоверных и полных показателей трудоустройства выпускников Сыктывкарского государственного университета, в том числе по полученной специальности, а также анализа этих показателей и формирования индикаторов, позволяющих оценить эффективность процесса трудоустройства в каждом структурном подразделении назначается ответственный за мониторинг трудоустройства выпускников.

Ответственные от факультетов / институтов / колледжа:

. Проводят сбор и обработку информации о планируемом трудоустройстве студентов выпускных курсов.

. Проводят сбор и обработку информации о трудоустройстве выпускников в течение 3 лет после окончания университета.

. Проводят сбор подтверждающих документов.

. Заполняют протоколы и формы трудоустройства, разработанные ЦСЗУМиТВ.

. Проводят анкетирование и опрос предприятий-работодателей о трудоустройстве к ним молодых специалистов.

. Организуют комиссии по трудоустройству с целью получения информации о месте работы трудоустроенных выпускников и ознакомление нетрудоустроенных выпускников с базой вакансий (в соответствии с полученной ими специальностью).

. Привлекают на комиссию по трудоустройству работодателей для более детального «знакомства» с тем или иным предприятием, спецификой работы в той или иной должности, требованиями, предъявляемыми работодателем к тому или иному специалисту.

. Вносят в центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников предложения по усовершенствованию системы мониторинга.

В связи с этим Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников:

. Разрабатывает формы отчетности в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации.

. Предоставляет информационной поддержки ответственным от факультетов.

. Заполняет отчетов Минобразования РК, КЦСТ МГТУ, Минобрнауки РФ.

. Проводит организационно-методическое обеспечение содействия трудоустройству соискателей.

. Доводит результаты мониторинга до сведения учебных подразделений университета.

По словам Русеевой Натальи Николаевны, начальника Центра, по состоянию на 2009 год Центр содействия трудоустройству при СыктГУ стал первым, кто начал сотрудничать с Управлением РК. В Республике Коми УГТУ активно сотрудничает с работодателями, они являются региональным Центром карьеры. Фактически они (УГТУ), говорит Наталья Николаевна, должны нам помогать, содействовать с Республикой Коми, с Правительством РК, с Министерствами РФ. Но за 4 года существования этого регионального Центра ни Управление РК не слышало о них, ни Глава РК. Это говорит о том, что их работа не выполняется на должном уровне, и в связи с этим Центр содействия трудоустройству хочет подать заявку в Москву на то, чтобы нашему Центру было присвоено название «Региональный Центр трудоустройства выпускников», потому что туда обращаются не только выпускники и студенты нашего университета, но и выпускники других городов. По словам Натальи Николаевны, это не должно оставаться без внимания.

До 29 апреля 2013 года в Центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ работал только один человек, его начальник. С этого момента ввели еще одну должность «специалист по методической работе», который должен прорабатывать нормативные документы, потому что они меняются, осуществлять методическую работу с выпускниками, следить за сайтом Центра.

У Центра существует несколько каналов связи со своей аудиторией:

. проведение лекций по теме «Построение карьеры в современных условиях»;

. сайт (https://aist.syktsu.ru/);

. стенды (корпус №1,2 СыктГУ, общежитие №2).

За год существования сайта, посетителей набралось около 300 000 человек. Благодаря этому каналу каждый день добавляется по 3-4 соискателя. Кроме того, год назад, Центр разместил свои стенды в корпусе №2 на улице Старовского, 55 и в общежитии СыктГУ по улице Коммунистическая, 72. За нерегулярные обновления стендов, доверие студентов, к сожалению, упало, поэтому Центру необходимо постоянное обновление информации.

По мнению начальника Центра Натальи Николаевны, основными проблемами отдела являются:

· недопонимание между выпускником (студентом) и работодателем, Центру постоянно нужно искать точки соприкосновения;

· работодатели не готовы брать выпускников без опыта работы, потому что всем нужен готовый специалист с определенным набором знаний и компетенций;

· отсутствие обратной связи со студентами.

Наталья Николаевна в связи с вышеизложенным поделилась с нами информацией о том, что Управление РК по занятости населения вышло к Центру содействия трудоустройству СыктГУ с предложением провести большую ярмарку вакансий, а так как Центр с ними сотрудничает, все это будет привязано к какому-нибудь проекту по республике. В октябре Центр планирует провести глобальное мероприятие в виде конференции республиканского уровня по проблемам занятости молодежи, их трудоустройства. Самый главный вопрос, который стоит перед Центром - узнать, что конкретно нужно студентам, чтобы найти работу.

Как отмечалось выше, ответственные от факультетов каждый год проводят сбор и обработку информации о планируемом трудоустройстве студентов выпускных курсов посредством анкетирования.

В 2012 году по факультету управления были получены следующие результаты. Можно проследить динамику показателей трудоустройства за 5 лет, с 2008 года по 2012 год. Из графика мы видим, что уровень заявок на подготовку по профилю «Маркетинг» растет, в 2012 году он составил 69%. Однако количество выпускников, направленных на работу и выпускников, работающих в регионе, значительно снизилось.

 

Планы выпускников факультета управления после окончания СыктГУ

 

Объект исследования - выпускники факультета управления, предмет - планы выпускников факультета управления СыктГу.

Одно из важнейших условий обеспечения долгосрочного преимущества вуза на рынке образовательных услуг - это наличие информации о том, каковы планы дальнейшего трудоустройства выпускников. С 22 апреля по 5 мая 2013 года нами было проведено исследование с целью выявления планов выпускников факультета Управления после окончания СыктГУ.

Метод сбора информации: анкетный опрос. В данном исследовании была использована пропорциональная выборка. Нами было опрошено 75% выпускников по следующим специальностям: менеджмент организации, маркетинг, социально-культурный сервис и туризм. В результате было опрошено 79 человек из 105 имеющихся в базе выпускников. 80,28% респондентов женского пола и 19,72% - мужского. 38,03% опрошенных имеют больше четверок, у 33,80% есть тройки и 28,17% имеют преимущественно больше пятерок.

Отмечающийся в последние полтора десятилетия высокий спрос на образовательные услуги в сфере подготовки по специальностям экономико-менеджериального профиля формируется исходя из имеющихся у населения общих представлений о том, какие специальности сегодня на российском рынке труда являются наиболее востребованными. Между тем, как неоднократно отмечалось экспертами в области образования и рынка труда, при поступлении в вуз большинство студентов не представляют, где будут работать. Вузы, в свою очередь, тоже мало озабочены судьбами своих выпускников, ориентированы на удовлетворение кратковременного рыночного спроса, «рынка родительских амбиций» [20].

Основная проблема «биржи труда» («биржа труда» - модель, ориентированная на решение тактических задач: оказание информационной посреднической поддержки выпускникам или студентам в поиске работы и трудоустройстве по их индивидуальным запросам) - трудоустройство по специальности. Именно такое трудоустройство называется эффективным. По оценкам экспертов, около 50% выпускников не планируют работать по специальности, в то время как вуз заинтересован в эффективном трудоустройстве как показателе своего престижа на рынке образовательных услуг [19].

Было важно выяснить, каковы планы выпускников факультета управления СыктГУ после окончания университета. Половина респондентов (52,11%) ответили, что планируют работать по специальности, 32,39% выпускников - работать не по специальности, 11,27% хотят продолжить обучение, а 4,23% ответили, что хотят устроиться на работу по специальности и продолжить обучение.

 


Список источников

 

1. Абрамова Е.Г. Показатели востребованности выпускников на рынке труда. // Высшее образование в России. 2010. №11. С. 88-93.

2. Брантова Ф.С. Психологическая зрелость личности и компетентностная модель выпускника. // Высшее образование в России. 2010. №10. С. 145-149.

. Васильева Е.Ю. Система содействия трудоустройству выпускников. // Alma mater. Вестник высшей школы. 2009. №4. С. 34-39.

. Гогина Н.А. Конкурентоспособность выпускника как фактор трудоустройства. // Высшее образование в России. 2010. №12. С. 151-154.

. Екшикеев Т.К. Проблемы науки и образования. // Проблемы современной экономики. 2009. №3 (31).

. Ендовицкий Д.А., Титов В.Т. Компетенции и востребованность выпускника: кто нужен работодателю? // Высшее образование в России. 2011. №6. С. 3-9.

. Карпушко Е.Н. Маркетинговое позиционирование высших учебных заведений как элемент коммуникационной стратегии на рынке образовательных услуг. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Волгоград, 2009. 186 с.

. Кушель Е.С. Конкурентоспособность ВУЗа: вопросы методологии стратегического анализа. // Новости научной жизни. 2010. №3.

. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2011. 454 с.

. Пугач В.Ф., Федорова Е.А. Трудоустройство выпускников российских вузов (статистико-социологический анализ). // Высшее образование в России. 2011. №10. С. 136-146.

. Романова И.М., Шевченко О.М., Полупанова В.А. Сущность, структура и особенности рынка образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. №3 (89). С. 67-75.

. Смирнова О.А. Центр содействия трудоустройству выпускников. // Высшее образование в России. 2010. №3. С. 75-78.

. Топилина И.И. Адаптивный маркетинг вузов: стратегии и рынки. И.: Южный Федеральный Университет, 2010. 192 с.

. Фурсов К.С. Образовательные стратегии студентов российских вузов на этапе выхода на рынок труда: опыт эмпирического исследования. // Вопросы образования. 2006. №2. С. 222-241.

. Шамонов П.А. О некоторых аспектах маркетинга образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №5 (85). С. 84-94.

. Шашкова С.Н. Трансформация мотивационной сферы как фактор формирования профессионально-личностных качеств выпускников вуза. // Alma mater. Вестник высшей школы. 2009. №3. С. 17-24.

. Шевченко Д.А. Современные тенденции и противоречия в высшем образовании: маркетинговая диагностика. // Практический маркетинг. 2013. №2 (192). С. 4-12.

. Шевченко О.М. Сущность и особенности образовательной услуги. // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №3 (83). С. 90-95.

. Шишигина Т.Р. Модели вузовской службы содействия занятости и трудоустройству. // Высшее образование в России. 2009. №1. С. 111-119.

. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Галицкий Е.Б. Результаты и проблемы подготовки современного специалиста сквозь призму карьерного роста выпускников-менеджеров. // Вопросы образования. 2009. №4. С. 133-152.

выпускник занятость молодежь образовательный



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: