Заемные средства являются одним из источников финансирования текущей деятельности организации. Какие финансовые коэффициенты позволяют провести полноценный анализ кредитоспособности организации и надежно спланировать процесс формирования источников погашения процентов за пользование денежными средствами и суммы основного долга?
Кредитоспособность организации - это способность своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства по приобретенным ранее долговым обязательствам, которые включают в себя выплату процентов и возврат основного долга; привлекать новые долгосрочные кредиты и займы.
При этом от уровня кредитоспособности заемщика зависит степень риска кредитора, связанного с выдачей кредита. Поэтому существует система критериев оценки кредитного риска. Проверка указанных критериев обычно производится по каждому заемщику отдельно и включает в себя оценку:
деловой репутации заемщика как юридического лица, его менеджмента;
законодательной основы деятельности заемщика, т.е. соответствия планируемых хозяйственных операций законодательным нормативным актам, внутренним стандартам кредитора;
финансовых показателей текущей и планируемой деятельности заемщика, а именно эффективности деятельности; структуры активов и обязательств заемщика, его финансовой устойчивости; способности заемщика генерировать в ходе операционной деятельности денежные потоки, достаточные для погашения долга;
наличия надежного залогового обеспечения привлекаемых кредитных ресурсов.
Финансовый анализ основных показателей деятельности заемщика включает в том числе получение численных значений основных финансовых коэффициентов, которые представляют собой взаимосвязанную и взаимозависимую систему. Одну из групп указанных показателей представляют собой коэффициенты обслуживания долга, которые показывают, какая часть прибыли или денежного потока поглощается процентными и (или) иными фиксированными расходами (платежами).
|
К указанным коэффициентам относятся:
коэффициент покрытия процентов;
коэффициент покрытия фиксированных платежей;
коэффициент денежного покрытия текущей части долгосрочного долга;
коэффициент денежного покрытия процентов.
Рассмотрим указанные показатели.
Коэффициент покрытия процентов (КПП) представляет собой соотношение прибыли до уплаты процентов и корпоративных налогов (EBIT) и величины расходов по выплате процентов (РП):
КПП = EBIT/Р
Данный коэффициент является мерой защищенности кредиторов от неуплаты заемщиком процентных платежей, под которыми понимается плата, вносимая заемщиком за пользование денежными средствами, полученными на возмездной и возвратной основе. Размер указанной платы определяется величиной процентной ставки и суммой непогашенного кредита.
По своей экономической сущности рассматриваемый коэффициент показывает, сколько раз в течение отчетного периода организация заработала средства для выплаты процентов по кредитам (займам) и допустимый уровень снижения прибыли, которая используется для выплаты процентов.
Предположим, что прибыль организации до начисления процентов и корпоративных налогов за период составляет 365 000 долл.
Величина начисленных процентов за период составляет 73 000 долл.
|
В этом случае коэффициент покрытия принимает значение 5.
На практике значение коэффициента не вызывает серьезного беспокойства до тех пор, пока указанная прибыль превышает величину процентов не менее чем в 2 - 3 раза.
Резонно предположить, что если значение коэффициента покрытия будет находиться на недопустимо низком уровне, то это обстоятельство серьезно затруднит привлечение организацией новых финансовых ресурсов.
Таким образом, данный мультипликатор находится в зависимости от следующих показателей:
эффективности хозяйственной деятельности;
величины долговой нагрузки;
стоимости привлеченных кредитных ресурсов.
Необходимо отметить, что КПП не учитывает выплаты иных фиксированных финансовых платежей (ФФП), величина которых, как правило, существенно превышает процентные выплаты. К указанным выплатам относятся:
погашение основного долга по полученным кредитам;
лизинговые платежи;
дивидендные платежи.
Поэтому на практике нередко используется такой показатель, как коэффициент покрытия фиксированных платежей (КПФП), включающий все необходимые выплаты по обслуживанию долга, срок которых наступает в отчетном периоде, и рассчитывается по следующей формуле:
КПФП = (EBIT + ФФПс): (РП + ФФП),
где ФФПс - фиксированные финансовые платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг (например, лизинговые платежи).
Необходимо отметить, что коэффициент покрытия процентов и коэффициент покрытия фиксированных платежей показывают возможности организации по формированию соответствующих источников погашения заемных обязательств, однако фактическая выплата процентов и погашение основной части долга осуществляются за счет денежных средств, находящихся на счетах организации, и определяются исходя из свободного денежного остатка. Поэтому необходимо также использовать соответствующие коэффициенты денежного покрытия.
|
Коэффициент денежного покрытия текущей части долгосрочного долга (КДПД) показывает способность организации погашать денежными средствами, сгенерированными за счет операционной (основной) деятельности, свои долговые обязательства по мере их наступления. Данный коэффициент представляет собой чистый денежный поток по основной деятельности (ЧДП), уменьшенный на сумму дивидендных выплат (Д) и отнесенный к выплатам текущей части основного долга (ТОД):
КДПД = (ЧДП - Д): ТОД.
Указанный коэффициент может быть эффективно использован еще на стадии разработки и утверждения кредитной политики организации. При этом дивидендные выплаты уменьшают чистый денежный поток, так как организация заинтересована в удовлетворении интересов акционеров и сохранении инвестиционной привлекательности.
Необходимо отметить, что существует большое количество способов, которые позволяют организации рефинансировать свой долгосрочный долг, поэтому она способна нормально функционировать даже при низком значении рассмотренного коэффициента. В то же время ни одна организация не способна отказаться от выплаты текущих процентных платежей, так как это приведет к понижению ее кредитного рейтинга. Поэтому важное значение имеет коэффициент денежного покрытия процентов (КДПП), который отражает наличие в организации свободных денежных средств, необходимых для выплаты процентов по кредитам, и представляет собой соотношение чистого денежного потока по операционной деятельности (ЧДП), увеличенного на значение уплаченных процентов (ПУ) и уплаченных налогов (НУ), и уплаченных процентов (ПУ):
КДПП = (ЧДП + ПУ + НУ) / ПУ.
Необходимо отметить, что корректировка чистого денежного потока по основной деятельности производится на размер:
уплаченных процентов, в случае если указанные проценты в соответствии с управленческой учетной политикой организации включаются в расчет денежного потока по основной деятельности;
уплаченных корпоративных налогов (налога на прибыль организации), так как процентные расходы принимаются к вычету по налогу на прибыль, и соответственно если весь денежный поток будет направлен на выплату процентов, то компания сможет избежать расходов по налогу на прибыль.
Значение данного коэффициента меньше 1 означает высокую вероятность нарушения организацией своих заемных обязательств. В этом случае существует необходимость привлечения новых кредитов и займов для обслуживания процентной нагрузки по ранее привлеченному финансированию.
Рыночные показатели
Перед любой фирмой, выходящей со своей продукцией на рынок, неизменно встает задача анализа этого рынка, включающая: конъюнктурные и прогнозные исследования рынка; определение емкости рынка и/или отдельных его сегментов; изучение конкурентов и их стратегий; исследование возможной реакции покупателей и конкурентов на введение нового товара.
Изучение и прогнозирование конъюнктуры - одно из важных направлений анализа рынка. Само понятие «конъюнктура» означает современное состояние экономики в целом, отдельной отрасли или конкретного товарного рынка. Обычно конъюнктуру характеризуют соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы, портфель заказов по отрасли, уровень инфляции и безработицы, размеры государственных расходов и т.п.
Ни один конкретный рынок не развивается обособленно, а находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими рынками и с общеэкономической ситуацией в своей стране и в мире. Поэтому первое, что должны делать фирмы, работающие на рынке, - провести анализ общеэкономической ситуации, а именно, определить, в какой стадии находится экономика - кризиса, депрессии, оживления или подъема.
Умение оценивать такую ситуацию позволяет фирмам своевременно формировать адекватную маркетинговую политику относительно ассортимента и объемов выпускаемой продукции, поиска новых рынков или новых видов товаров. Этим самым создаются необходимые предпосылки для изучения конъюнктуры конкретного рынка.
Проведению анализа способствует рассмотрение конъюнктуро-образующих факторов, которые можно разделить на две группы - постоянно действующие и временные.
Постоянно действующие конъюнктурообразующие факторы. Они особенно проявляются на рынках машин и оборудования, готовых изделий.
К ним относятся:
научно-технический прогресс;
уровень монополизации цен;
государственное и межгосударственное регулирование;
состояние информационных систем;
валютная и кредитно-денежная ситуация;
энергетические и экологические проблемы.
Научно-технический прогресс радикально меняет отраслевую структуру экономики, способствует более быстрому обновлению товарного ассортимента, усиливает кооперацию отраслей и отдельных производств, ведет к значительному расширению товарных рынков и их структурным изменениям. В то же время научно-технический прогресс способствует обострению конкурентной борьбе, повышает неустойчивость конъюнктуры рынка и является одной из основных причин структурной безработицы.
Уровень монополизации цен играет важную роль в формировании конъюнктуры товарных рынков. Так, высокий уровень монополизации предопределяет возможность в какой-то мере приспосабливать объем производства к меняющемуся спросу, следствием чего в условиях кризиса обычно бывает не перепроизводство товаров, а увеличение избытка производственных мощностей. Обычно при анализе уровня монополизации возникает необходимость определения конкретных показателей рыночной мощи фирмы. Одним из таких показателей может быть доля фирмы на рынке.
В настоящее время во многих странах существует целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые полностью или частично рассчитываются или публикуются во всех экономически развитых странах. Кроме того, в законодательствах таких стран закреплена норма уровня монополизации. Она может составлять 25-30%. Это значит, что если доля фирмы превышает эту норму, то она относится к разряду монополистов и к ней могут быть предприняты дискриминационные меры.
Государственное регулирование может осуществляться: через покупку и продажу товаров и услуг, формируя таким образом определенное соотношение спроса и предложения на конкретных рынках;
через административные и экономические рычаги (кредитные, бюджетные, налоговые законы и нормативы), влияя на динамику производства, уровень и структуру платежеспособного спроса.
Межгосударственное регулирование играет важную роль на мировых рынках отдельных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, способствуя установлению единых закупочных цен, устранению торговых барьеров во взаимной торговле, защите от конкуренции извне, проведению централизованных операций по закупке продукции по гарантированным ценам и т.д.
Состояние информационных систем непосредственно влияет на ситуацию на товарных рынках. Недаром специалисты по конъюнктуре говорят, что собственно конъюнктуру формируют не столько факторы, сколько информация о них. Отсутствие регулярной и надежной информации о положении на каких-либо товарных рынках является дестабилизирующим фактором.
Валютная и кредитно-денежная ситуация оказывает доминирующее воздействие на товарные рынки в связи с изменением курсов основных валют, динамикой стоимости кредита, инфляционными процессами. Колебания валютных курсов воздействуют на изменения цен на товарных рынках. Так, понижение курса национальной валюты ведет к росту цен на импортируемые товары, что предопределяет снижение спроса на них, а повышение курса вызывает обратное действие.
Также на конъюнктуру рынков влияет характер изменения стоимости кредита. При его росте, когда повышаются учетные ставки, уменьшаются инвестиции в производство товаров и услуг, что, м конечном счете, приводит к снижению выпуска и предложения Продукции. Удешевление же кредита способствует притоку средств п производство и увеличению предложения товаров на рынке.
Еще один важный показатель кредитно-денежной ситуации - инфляция, которую можно определить как превышение находящейся в обращении денежной массы относительно товарной массы, что проявляется в росте цен. Уровень инфляции - характерный показатель конъюнктуры. Умеренная инфляция (2 - 3 % в год) обычно выгодна производителям, поскольку позволяет получать инфляционную сверхприбыль за счет отставания роста зарплаты от повышения цен. Обесценивание денег усиливает стремление обра гить их в товары, а это означает повышение спроса.
Но когда уровень инфляции возрастает (выше 10 % в год), возникают трудности в осуществлении нормальной экономической деятельности. Деньги перестают играть роль платежного средства, п производители начинают переходить к прямому товарообмену. Практически отпадает возможность заключения среднесрочных контрактов. Все это может привести к остановке производства и распаду рынка.
Энергетические и экологические проблемы - постоянно действующие конъюнктурообразующие факторы, проявляющиеся в выработке достаточно жестких требований к характеристикам выпускаемых машин и оборудования. Это, прежде всего, касается создания более экономичной, с точки зрения энергопотребления, и более экологически чистой продукции. Для этого вводятся национальные и международные стандарты и нормативы.
Несоответствие отечественных нормативов и стандартов на машиностроительную продукцию, помимо ряда других причин, препятствуют их выходу на мировые рынки. Например, автомобиль «Волга» не допускался на международные рынки из-за более высокого уровня токсичности отработанных газов.
Временные конъюнктурообразующие факторы. Они включают в себя сезонность, политические и социальные конфликты, стихийные бедствия. Сезонность особенно сказывается на конъюнктуре рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия, морепродуктов, лесных и строительных материалов и т.д.
Это влияет на степень загрузки железнодорожного транспорта, спрос на нефтепродукты и топливо. Следует отметить, что такой фактор, как научно-технический прогресс, позволяет в известной степени сглаживать воздействие сезонного фактора, например, создавая способы длительного со хранения скоропортящихся продуктов.
Политические конфликты, выражающиеся в повышении напряженности между странами на международной арене и между политическими партиями на внутренней арене, создают чрезвычай но плохие предпосылки для осуществления взаимовыгодного экономического и торгового сотрудничества.
Социальные конфликты зачастую носят общенациональный характер, особенно когда речь идет о ключевых отраслях экономики - металлургии, угольной промышленности, транспорте и других отраслях.
В последние годы Россия пережила несколько серьезных социальных конфликтов, связанных с массовыми забастовками шахтеров Кузбасса, которые существенно сказались на экономическом положении страны и ухудшили конъюнктуру целого ряда товарных рынков.
Стихийные бедствия - снежные заносы, землетрясения, наводнения, цунами, засухи, лесные пожары - часто приводят к нарушению деятельности целых отраслей экономики, что сокращает производство и предложение.
В процессе исследования системы конъюнктурообразующих факторов определяются особенности и степень их воздействия на товарные рынки с помощью показателей конъюнктуры