Глава 2. Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению (литературные объединения)




Кружковая работа

Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшекласс­ников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также вызывает интерес учащихся и приводит к ощутимым результатам.

Кружок литературных краеведов объединяет уча­щихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возмож­ность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит рев­ностных пропагандистов художественного слова, помо­гает развитию творческих способностей молодежи.

В книге П. Г. Воробьева, посвященной описанию работы литературно-краеведческого кружка, так опре­деляются его задачи:

«I) Углубить и укрепить знания по литературе, по­лученные на классных занятиях;

2) применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;

3) понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;

4) развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;

5) уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и твор­чество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспита­ния;

6) выявить и усовершенствовать навыки исследова­тельской работы; развить наблюдательность и умение оперировать фактами жизни при изучении своего пред­мета»[7,90].

К этому надо добавить, что литературно-краеведче­ский кружок призван также прививать учащимся любовь к народному творчеству и родной литературе, помогать формированию их художественного вкуса. Не следует опасаться того, что иной раз краевед­ческие интересы школьников выходят за рамки кружка и последний теряет свои отчетливые контуры. В ряде случаев кружковые занятия учащихся могут переходить в общешкольные (литературно-краеведческие экскурсии, походы), и наоборот, нередко лишь кружок способен наиболее полно ответить на запросы пытливых. Только. найдя дело по душе и по силам, школьники будут за­хвачены им, по-настоящему увлечены.

Юные краеведы собирают местный фольклор, чита­ют и обсуждают произведения писателей-земляков, ве­дут розыски литературно-краеведческого материала, участвуют в разборе творчества кружковцев. Таково общее содержание работы. Нередко, однако, литератур­но-краеведческий кружок строит свою деятельность • в одном из следующих направлений, тесно связанных между собою: фольклорное, историко-литературное, литературнотворческое.

Кружковая работа позволяет учитывать индивидуальные ин­тересы детей, углублять их знания в той или иной области ли­тературного образования, совершенствовать речевые умения и навыки, развивать творческие способности.

Обычно кружок объединяет 20—30 учащихся одного, парал­лельных или смежных классов. Направление работы кружка зависит от инициативы и склонностей кружковцев. Самостоя­тельный выбор, добровольное участие в работе кружка повы­шает заинтересованность, увлеченность делом.

Свободное проявление инициативы, творческое развитие школьников—вот главное назначение кружковой работы. Сле­дует стремиться к тому, чтобы каждый член кружка получал задания интересные и посильные, чтобы работа в кружке помогла ему выявить и развить свои способности.

План работы кружка обычно составляется на полугодие и предусматривает по 2—3 занятия в месяц. Завершающим этапом является итоговое мероприятие с привлечением широкой аудитории: школьный утренник, литературный вечер, спектакль, кон­церт, являющиеся своеобразным творческим отчетом о деятель­ности одного или нескольких кружков.

Работа литературно- краеведческого кружка должна быть связана с работой среди населения: кружковцы организуют небольшие выступления, беседы па литера­турные темы, чтение специально подготовленных стихотворений, отрывков из прозы библиотеке, на родитель­ских собраниях.

В работу кружка входит подготовка литературных утрен­ников или вечеров, организация выставок к таким вечерам, работа по выпуску специальных стенных газет, альбомов.

В план работы кружка можно включить организацию вечера встречи с писателями, журналистами, литературоведами, рабо­тающими в республике, подготовку «Недели детской книги». На заседаниях кружка обсуждаются и творческие работы кружковцев: статьи для стенгазеты, сочинения, стихи или рассказы. Лучшие материалы публикуются в стенной газете или рукописном журнале.

В деятельности литературно-краеведческого кружка ведущее место зани­мают следующее виды работы:

1. Самостоятельная работа учащихся по сбору материала о различных сторонах жизни республики, который может быть использован для бесед, письменных работ по литературе и рус­скому языку.

2. Переписка и встреча с писателями, работаю­щими в республике.

3. Организация экскурсий по местам, связанным с жизнью или творчеством писателей.

4. Изучение произведений писателей, посвященных родному краю.

Вначале инициатива краеведческого поиска обычно исходит от учителя..[8,74]

В каждой области найдутся свои объекты поиска, свя­занные с литературным краеведением. Работа эта увлекает уча­щихся, прививает любовь к родному краю и его культуре, вос­питывает чувство интернационализма.

Пополнению словарно-фразеологического запаса учащихся, проявлению их находчивости помогают литературные игры и викторины. Для присуждения премий за лучшие выступления на вечере и ответы на вопросы викторины назначается жюри, куда входят учителя-словесники, активные члены кружка, пред­ставители комсомольской и пионерской организации школы.

Интересный тематический вечер можно провести, например, о пословицах и поговорках.

Участникам литературного кружка заранее дается задание:

-записывать в специальную тетрадь пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, которые они узнают из газет, книг, радиопередач, разговоров со старшими и т, д. Сбору на­родных пословиц и поговорок посвящаются также специально организованные походы и экскурсии по близлежащим селам. Они могут обогатить учащихся разнообразным фольклорным материалом.

Участники кружка не ограничивают свою работу только записью фольклорного материала. Они стараются узнать исто­рию и происхождение пословиц, афоризмов, изречений, басен, притч. Наиболее интересные из них заучивают, стремятся упот­ребить в своей речи, в ответах на уроке. На занятиях кружка подводятся итоги, материал систематизируется по темам: по­словицы (афоризмы) о Родине, труде, дружбе, учении, природе и т. д. Каждое последующее занятие кружка обогащает речь участников новыми словами, фразеологизмами, образными выра­жениями. Можно предложить учащимся составить альбом по­словиц и поговорок, проиллюстрировать отдельные из них. Так можно собрать и адыгейские пословицы и поговорки.

К вечеру школьный зал красочно оформляется плакатами, на которых написаны пословицы и поговорки о языке и высказывания известных писателей о пословицах и поговорках. Например: «Книга—ключ к знаниям», «Острый язык—дарова­ние, длинный язык—наказание».

Можно подготовить литературную композицию, в которой примет участие большое количество школьников.

Кружковую работу можно провести и такого рода. Например: несколько занятий можно посветить знакомству и беседе по произведениям местных авторов.

Русско-адыгейские литературные связи начали складываться еще в XIX веке. Однако факты литературно-культурного взаимодействия и писательских контактов рас­сматриваются в работах ряда адыгейских и кубанских ли­тературоведов (П. Веленгурина, М. Савченко, Т. Степано­ва, А. Схаляхо), находят место в преподавательской прак­тике словесников Адыгеи). Но эта практика касается лишь старших классов и носит эпизодический характер.

Попытка краеведов систематизировать, имеющийся матери­ал. Так как многие произведения уже не входят в программу по литературе, но и на наш взгляд, дети должны знать и прочитать несколько произведений. Это наша история, и учащиеся могут познакомиться с ней со страниц художественных произведений и с разных позиций увидеть происходящее в России.

С Кубанью и Адыгеей связаны жизнь и творчество до­революционных русских и советских писателей. Мы располагаем подробными сведениями о пребывании на Кубани, в Адыгее, в Майкопе А. М. Горького в конце прошлого, на­чале нынешнего века и в советское время. Широко извест­ны впечатления писателя от кубанских станиц и адыгейской земли, природы Северного Кавказа в рассказах «Мой спут­ник», «Чужие люди», «Два босяка», «Дед Архип и Ленька» и других. Этого материала достаточно для того, чтобы ис­пользовать отдельные факты, интересные учащимся. В последнем случае краеведческие сведения необ­ходимы и потому, что «Черноморье вдохновило Горького на создание... «Песни о Соколе»[5,78]. Как известно, она бы­ла напечатана первоначально под названием «В Черноморье».

«Песни» А. М. Горького—самые первые произведения русской литературы, Переведенные на адыгейский язык. Переводы были сделаны еще в 1929 году. И хотя мотивы выбора этих произведений для перевода ясны, можно при­вести следующее свидетельство большого авторитета М. Го­рького у адыгейского народа. В 1968 г. поэт К. Жанэ писал в «Адыгейской правде»: «Адыги считают М. Горького своим писателем... Недавно старейшие жители аула Уляп Красногвардейского района, послушав по радио на родном языке песни о Буревестнике и Соколе, сказали так: «У него каждое слово бьет без промаха и навсегда западает в ду­шу. Он говорит,-как народный сказитель, как ашуг. Горь­кий—наш родной писатель. Он настоящий нарт литерату­ры»[2,91]

Эти факты во вступительном слове к «Песням» помогут создать нужную психологическую установку на воспри­ятие произведений писателя.

Приведенная цитата может стать источником проблем­ных ситуаций, активизирующих самостоятельную поисковую деятельность учащихся посредством задания: докажи­те, что в «Песнях» М. Горький говорит как народный ска­зитель.

1. Кого называют ашугом и чем отличается его язык?

Приведите примеры.

2. Чем отличается язык произведений русского народ­ного творчества?

3. Есть ли что-либо общее между произведениями рус­ского и адыгейского фольклора?

4. Найдите особенности русского народно-поэтического языка в «Песнях» М. Горького.

Эта или подобная работа необходима потому, что в учебной -хрестоматии вопрос о связи «Песен» М. Горького с фольклором, к сожалению, не ставится. Выполняя задание, учащиеся отмечают (цитируем их ответы) «много пословиц, афоризмов и народных слов», «устаревшие слова», «постоянные эпитеты», «образы-сим­волы», «складную музыкальную речь», «сказочность», пы­таются охарактеризовать особенности народно-поэтическо­го мышления, указать на историзм фольклорных произве­дений, увидеть сходство и различие между творчеством ав­тора «Песен» и адыгейскими ашугами. Типичный ученичес­кий ответ (с сохранением стиля): «В своих «Песнях» М. Горький передает историю народа, народные сказания. Можем сравнить его с нашим писателем-ашугом Цугом Теучежем. Он тоже сочинял народные сказания. Они по­хожи на «Песни» Горького. Адыги обоих назвали ашуга­ми потому, что они как бы сочиняют народные сказания, поют голосом народа. И М. Горький и Ц. Теучеж говорят о своих песнях как старые люди, мудро и справедливо. Но Ц. Теучеж отличается от М. Горького тем, что он сам не писал, т. к. был неграмотным, его песни записывали другие».

С Кубанью связан своей родословной, биографией и творчеством В. В. Маяковский. Знание этого придает о Маяковском интонацию доверительно­сти, интереса к жизни поэта, с творчеством которого уча­щиеся встречаются впервые. В.рассказе учителя их заинте­ресуют сведения о предках поэта, о матери, казаках-кубанцах. Вот что пишет об этом исследователь:

«Мать Маяковского Александра Александровна роди­лась... в кубанской станице Терновской, в семье Павленко Алексея Ивановича.» Уроженкой этой станицы была и ба­бушка поэта — Евдокия Никаноровна.

Маяковский приезжал на Кубань несколько раз. В ав­густе 1924 года в г. Геленджике поэт, по свидетельству пи­сательницы Н. Кальма, работал. Зримую обстановку этого труда помогут, воссоздать детали воспоминаний Н. Кальма: «У старого друга нашей семьи Анны Васильевны Корсаковой в Геленджике был маленький дом-мазанка, куда несколько раз; наезжал Маяковский. Ему всегда отводилась одна и -па же крохотная комната с окошком в сад, где были инжирные и персиковые деревья и стоял стол под деревом, за кото­рым Маяковский обедал и сидел с друзьями».

Дважды побывал в Адыгее и в Майкопе А. А. Фадеев. Рассказ о встречах будущего писателя с молодежью Майкопа и окружающих районов в октябре 1924 года найдет место во вступительном слове учителя о Фадееве. Друзьями пи­сателя стали журналист Г. Н. Еланкин, майкопчанин Сеня Хватов, рабочие дубильного завода, «Майбука» (ныне объединение «Дружба») и других пред­приятий города. Вскоре А. Фадеев набросал сцены рома­на «Провинция», среди которых было описание «живопис­ных национальных плясок». Как видим, Фадееву уже в пору молодости было присуще заинтересованное внимание к жизни народов страны.

А. Фадеев начал писать на Кубани, бывая в городах Новороссийске, Сочи, Майкопе, Туапсе, Армавире.

С Кубанью и Кавказским фронтом связано несколько малоизвестных фактов боевой юности Аркадия Гайдара. Летом 1920 года А. Гайдар командовал ротой 303 полка, проделавшего боевой поход в наших краях: через станицы Белореченскую, Пшехоскую, Ширванскую. Воевал А. Гайдар и в окрестностях Майкопа (за освобождение станицы Курджипской).

В горах Северного Кавказа закалялась юность коман­дира. Бойцы батальона, куда входила его рота, под холод­ным ветром и дождем, без шинелей, почти без продуктов, без соли больше месяца удерживали Тубанский перевал. Там под шестнадцатилетним командиром убило лошадь.

Больше шести месяцев служил Гайдар на Кубани и Северном Кавказе. В автобиографии он писал: «Я всегда-с большой теплотой вспоминаю огневые зори на вражьих фронтах—боевую школу, в которой прошли мои лучшие-мальчишеские годы»

Некоторые эпизоды из военной биографии А. Гайдара следует рассказать ребятам.

Таким образом, краеведческий материал по рус­ской литературы побуждает к сближениям жизненных и литературных фактов, активизирует их восприятие.

При изучении двуязычных литератур возможны и такие приемы углубления восприятия, как установление прямых и ассоциативных связей художественных образцов, ситуа­ций, лейтмотивов. Этот прием возможен, если к сопостав­лениям и сравнениям есть реальные основания и примене­ние этой методики не разрушит целостного восприятия литературного факта

Может быть методически использована идейная пере­кличка стихотворений В. И. Лебедева-Кумача и С. Михалкова со стихами К. Жанэ «Песня о родной области»

Вступительная беседа по тексту А. М. Горького «Любите книгу» обогатится новыми аргументами, особенно убедительными для школьников, если обратиться к рассказу о том, как героиня романа Т. Керашева «Дорога к счастью» Нафисет пристрастилась к чтению книг. В 3-й части романа автор пишет:

«Всего несколько лет назад ей казалось, что мир кон­чается за околицей... Но однажды Доготлуко принялся читать ей «Робинзона Крузо», и у нее перехватило дыха­ние от восторга: мир оказался ошеломляюще велик и. чудесен, с его безграничными океанами, неизведанными.землями, дебрями лесов и хребтами, с его городами и.пустынями...

С тех пор Нафисет приникла сердцем к книгам. Сначала она переживала муки жаждущего перед недосягаемой влагой, мерцающей во мгле глубокого колодца: она почти не понимала по-русски... С необыкновенным упорством и терпением Нафисет начала пробиваться сквозь толщи не­понятного языка. Постепенно она усвоила такой запас рус­ских слов, при помощи которого можно было смутно улавливать очертания чудесной тайны книг. Постепенно она овладела русским языком настолько,

что хоть смутно стала понимать общий смысл прочитанно­го. И тут-то она ощутила всю неотразимую сладость книг и безвозвратно отдалась им... уносилась на крыльях вообра жения, как на ковре-самолете, в неведомые края.» Далее писатель рассказывает о том, как его героиня приобрела вкус к серьезному чтению. Эта история привлекает точно­стью психологических характеристик юного человека, овла­девающего трудным искусством чтения, да еще не на род­ном языке.

Обращение М. Горького, и рассказ Т. Керашева неприменно вызовут душевный отклик у юных читателей.

Учитель подчеркивает две мысли М. Горького о значении книги: книга помогает больше узнать, открывая новый мир, книга учит любить и ува­жать людей, т. е. чувствовать. Знать и чувствовать.

3. Задание: Послушать выразительное чтение учителем отрывка из 3-й части романа «Дорога к счастью» и ска­зать, какой момент особенно понравился и почему?

4. Задание; Найти и выразительно прочитать в этом отрывке строчки, перекликающиеся с мыслями М. Горького о книге («мир оказался ошеломляюще велик и чудесен»... «уносилась на крыльях воображения»... «пыталась открыть тайные родники порывов и надежд человеческой души» и др.). Тексты отрывка из романа Т. Керашева на адыгей­ском или в переводе на русский язык учитель готовит зара­нее.

5. Беседа: Расскажите, как Нафисет училась читать по-русски. Как вы понимаете выражение: «Она приобрела вкус к серьезному чтению»? Докажите на примерах из рассказа.

Учитель комментирует ответы, обращает внимание на то, что М. Горький очень кратко, без примеров, сказал о значении книги—окна в новый мир, а Т. Керашев показал девочку Нафисет, которая заглянула в это окно. Писатели по-разному говорят об одном и том же, потому что у них разные цели. М. Горький прямо призывает читателя любить книгу, а Т. Керашев делает это примером своей героини. А вот поэт Р. Гамзатов о значении книги сказал коротко и тоже поэтично:

 

«Страница здесь похожа на окно:. Открывшему увидеть мир дано».

Учитель предлагает выучить те высказывания о роли книги, которые детям больше всего понравились у М. Горь­кого, Т. Керашева и Р. Гамзатова.

Сложно формировать на материале русской литературы с привлечением отрывка из повести Т. Керашева «Дочь шапсугов»—«анч.ок поймал медведя», в котором повествуется о народном герое Хатхе Мхамете и юном Анчоке, сыне доблестно погибшего в Бзиюкской битве Моса. Главы романа Д. Костанова «Мос Шовгенов» и повести К. Жанэ «Хусен Андрухаев» знакомят учащихся с понятием героического характера литературного героя..

В рассказе Т. Керашева «Сестра партизана» прослежены истоки героического характера, что поможет учителю убедительнее раскрыть типичность героя «Повести о настоящем человеке», несмотря на кажу­щуюся его исключительность.

Возможно самостоятельное выполнение учащимися таких, например, заданий:

1. Сравните стихотворения К. Кулиева «Руки» и К. Жанэ «Я славлю руки человека». Есть ли между ними сходст­во и чем они отличаются?

2. Чем близки и чем отличаются «Дубровский» А. С. Пушкина и «Абрек» Т. Керашева?

К. Жанэ рассказывает сначала, как в ауле чествуют знатного человека, и заканчивает свое стихотворение сло­вами: «Слава вам! Славлю вас, руки людские! Женские руки, руки мужские! Все, что хорошего в мире от века,— все это дело рук человека!» Стихотворение К. Жанэ все написано о добрых руках, а у К. Кулиева противопоставляются «руки палачей и руки мастеров», но главная мысль—тоже прославление добрых рук» (Нальбий К)

Как видим, учащиеся улавливают смысловое сходство и различие стихотворений в способах выражения идеи. Прием сопоставления помогает это увидеть.

Таким образом, изучение двух литератур в их контактных и типологических связях заключает широкие возмож­ности литературного развития учащихся.

 

 

Клубы

Литературное краеведение в школьном литературном клубе — часть его работы, тем не менее оно занимает довольно зна­чительное место. Поездки учащихся литературно-краеведчес­кого характера классифицируются следующим образом: 1) по­ездки с целью сбора дополнительных литературных материалов, представляющие собой один из видов поисковой литературной работы, имеющие характер исследования; 2) поездки с целью знакомства с памятными литературными местами, имеющие ха­рактер экскурсии; 3) поездки с целью пропаганды творчества писателя.

На практике все эти вида литературного краеве­дения взаимопроникающи, и очень редко учащиеся отправляют­ся в путь, ставя перед собой только одну из указанных за­дач. Но в любой литературной экспедиции, как мы называем эти поездки, какая-нибудь задача все же является главной, опреде­ляющей, остальные решаются попутно.

Пример работы одного из литературных клубов. Ребята решили провести краеведческую работу по творческим местам В.В. Маяковского. Они посетили дом-музей в селе Маяковски, где встречались с Н. К. Кучухидзе и литературо­ведом Г. В. Бебутовым.. В музее рассматривали фотографии, предметы быта в доме Маяковских, виды Багдади, Кутаиси, обложки тетрадей Мая­ковского-гимназиста, табели его оценок, копии документов, групповые фотографии гимназистов и преподавателей. Учащиеся привезли образцы старой грузинской посуды, подобной той, какая была в семье Маяковских. Они разыскали товарища Маяков­ского по гимназии и записали его воспоминания.

В селе Маяковски наши учащиеся были гостями местных школьников, ребята подружились, был устроен совместный вечер, где наши и грузинские дети читали стихи любимого поэта.

Несколько иной характер носили экспедиции в Ленинград, Ярославль, Калинин, Тулу, Ростов, Одессу, Смоленск, Минск. Основная цель была — собрать материалы о пребывании Маяков­ского в этих местах. Это выполнялось в первую очередь. И порой приводило к неожиданному и очень важному результату, как это было, например, во время литературной экспедиции в Одессу. Ребята вместе с учительницей Мариной Анатольевной Селезне­вой обнаружили, что в «Литературной хронике» В. А. Катаняна не указано выступление Маяковского 20 января 1914 года в литературно-артистическом клубе. И еще одну поправку они внесли: 22 февраля 1924 года Маяковский выступал не в театре имени Луначарского, а в театре имени Т. Г. Шевченко. Поправ­ки были учтены при переиздании книги В. А. Катаняна, и в спе­циальном примечании редактор А. Парнис поблагодарил «акти­вистов клуба при школе им. В. В. Маяковского № 79 Москвы».

Одновременно с исследовательской в литературных экспеди­циях ставилась и цель экскурсионная, но связанная с литературой, с ее памятными ме­стами, мимо которых, находясь на месте, пройти было бы про­сто грешно. Поэтому, будучи В.Ленинграде, учащиеся побывали на Мойке, в музее-квартире Пушкина, и на Литейном проспекте у Некрасова (в здании «Современника»), и на Волковом кладбище, и в местах, связанных с Достоевским. Были в Ярославле— съездили и в Карабиху, в Калинине—в Берново, в Туле—в Ясную Поляну. Это не отступление от Маяковского, а счастливая возможность увидеть дорогие каждому человеку места, не говоря уже о том неоценимом образовательно-воспитательном значении, которое имеют эти экскурсии.

Поездки на слеты и конференции также носили определен­ный экскурсионный характер. Например, поездка на слет лите­ратурных краеведов в Пушкинские Горы. Там учащиеся рассказывали о своем клубе, о работе в нем, экспонировали передвижную выставку, выступали с художест­венным чтением, они достойно представляли свою школу, но эта поездка была для них и наградой: они побывали у Пушкина.

Поездка на слет в Архангельск дала учащимся возможность оказаться на борту газотурбохода «Теодор Нетте». Еще ездили на слет в Бердянск, где приобрели много друзей-маяковцев (но специально литературных экскурсий там, к сожалению, не было).

Говоря о литературно-краеведческой работе школьного клуба, мы до сих пор отмечали только поездки, экс­педиции. Однако литературное краеведение включает в себя также исследование пребывания писателя, его творческой жизни непосредственно в том городе или селе, где находится школа. В литературную экспедицию можно отправиться и пешком, и на общественном транспорте. Дело в том, что в Майкопе был М. Горький. Даже сохранились первозданным те места, где он пребывал. И если учитель сможет заинтересовать ребят, то, организуя литературный кружок, можно собрать великолепный материал о пребывании писателя в нашем городе.А проделав эту работу, можно провести в школе вечер, предоставив своеобразный отчет о проделанной работе. Я думаю, что всем учащимся будет интересно услышать об этом, и они уже по другому отнесутся к творчеству этого писателя.

Литературное краеведение и должно быть направлено прежде все­го на изучение литературной жизни, на сбор материалов о ней непосредственно там, где находится школа. Поездки же — это вто­рой этап, задача которого — пополнить, расширить запас сведений и соответственно материалов.

Н. И. Кудряшев в статье «О взаимосвязи методов обучения в процессе преподавания литературы»[5,71] писал: «Искусство общения учителя с учениками проявляется и тогда, когда выдвигается проблемный вопрос, проблемное задание, требующее от школьников овладения не только новым знанием, но и новым умением. Ответственность учителя и степень умения учить школьников не уменьшаются, а увеличиваются, когда он дает им задания, требующие самостоя­тельного собирания и анализа материала, умения его обобщить».

Все литературные экспедиции завершаются отчетом на совете клуба, который сопровождался вручением фотографий, вещей, документов, дневниковых записей, оформленных в аль­бомах.

Иногда материалы литературных экспедиций могут получать выход в экспозицию в виде стендов, вит­рин.

Литературные экспедиции всегда возглавляются учителями. Не обязательно это были словесники, но в этом есть и своя положительная сторона: преподаватели других предметов также литературно образовывались и воспитывались, приобщались к литературе и особо—к клубу, в работе которого они, таким образом, принимали непосредственное участие.

Итак, литературное краеведение является неизбежным компонентом работы школьного литературного клуба. Более того, во многих музеях оно является главной формой работы, определяющей профиль музея, например в музее «Лер­монтов в Москве» в 320-й школе Москвы, в музее, отражающем пребывание многих писателей на Алтае, в 27-й школе Барнаула. Множество музеев так и называется—литературно-краевед­ческие. Думается, что в основу развития школьных литератур­ных клубов должно быть положено прежде всего лите­ратурное краеведение, заключающееся в изучении литератур­ной жизни своего края.

Одна из оправдавших себя форм работы школьного литера­турного клуба—клубная, массовая, имеющая целью способствовать углубленному литературному образованию уча­щихся. Она заключает в себе организацию литературных встреч, вечеров, читательских конференций, диспутов, литературных концертов, просмотров кинофильмов и театральных спектаклей с последующим обсуждением, посещение музеев и выставок. Значение этой работы состоит прежде всего в том, что она дает учащимся дополнительные литературные знания, которые имеют весьма разносторонний характер.

Это могут быть устные воспоминания современников писа­теля, в которых очень ценен эффект достоверности, обеспечи­ваемый тем, что рассказчик свидетельствует сам: он сам видел, сам слышал и т. д. Это может быть рассказ о каком-то событии, об истории создания того или иного литературного произведения, об атмосфере, в которой жил писатель, о его друзьях и вообще об окру­жении. Большую роль играет атмосфера дружеского расположения и внимания со стороны учащихся к выступавшим и психологи­ческий эмоциональный настрой у всех гостей, которые подни­маются в актовый зал обычно после осмотра музея, в той или иной степени растроганные и взволнованные, во всяком случае определенным образом вдохновленные на рассказ, на чтение стихов. Это очень важно—чтобы рассказчик был «в уда­ре». Часто выступление монологическое переходит в диалог, в беседу, рассказчик испытывает потребность задать вопрос учащимся, попросить их рассказать кратко о чем-то. Таким обра­зом, возникает общение, а это уже не просто присутствие учащихся на вечере, мероприятие, где можно слушать, а можно и пропускать все мимо ушей,—это активизация, т. е. гарантия прочного усвое­ния знаний.

Важное значение клубной работы состоит и в том, что в процессе ее к учащимся приезжают и общаются с ними люди не­заурядные, яркие, умные и талантливые. У них прекрасная, образная речь, насыщенная интересными примерами, с четкими логическими выводами. Тот литературно-образовательный ма­териал, который они сообщают, в основе своей может, видимо, быть почерпнут из их печатных работ, в большинстве своем опубликованных, но в их устах он звучит доходчивее и убеди­тельнее. То есть важно не только то, что клубная работа дает учащимся литературные знания, но и то, что это преподносится в максимально располагающей и доступной форме.

Значение работы школьного литературного клуба заключается также и в ее массовости. Это не кружковое занятие, в котором участвуют 10—15 человек,—это практически вся школа.

Так называемая пассивность учащихся на клубных меро­приятиях часто видимая. Даже если исключить общение в про­цессе беседы, нельзя же отрицать познавательное значение лекции как таковой. Ученик слушает—значит, он воспринимает, одно­временно он видит выступающего, видит его мимику, жесты, видит, как меняется выражение его глаз. Школьники реагируют на выступление то смехом, то междометиями, выражающими удивление, восхищение и т. д., то аплодисментами. Это живое общение, это активность, а не пассивность. К тому же активность массы (актовый зал вмещает до трехсот человек), что усиливает и обо­стряет восприятие.

Необходимо еще иметь в виду то, что глубокие впечатления откладываются надолго. Иногда сразу их бывает трудно осознать и выразить, но они проявляются потом, иногда через месяцы и годы, играют существенную роль в жизни человека, в его миро­воззрении, в направлении его деятельности, в выборе профессии.

Читательские конференции как форма клубной работы чрезвы­чайно распространены в школах и библиотеках. Применение их в клубе не обязательно связано с произведениями Мая­ковского. Это может быть, например, живой и непосредственный отклик на только что появившуюся в печати или очень актуаль­ную книгу. Главное достоинство читательской конференции в том, что в ней учащиеся выражают свое мнение о книге, аргументируют его, иногда спорят. В процессе такого активного отношения к литературе развивается интерес к ней не как к чтиву, занятию от скуки, а как к «учебнику жизни», как к искусству, перед учащи­мися раскрывается идейно-художественное содержание произведений, идет эмоционально-нравственный анализ. С этой точки зре­ния читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.

Читательские конференции проводятся не часто, пожалуй, даже еще реже, чем литературные вечера. Они требуют еще более серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организо­вать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но интригующей анно­тацией (разумеется, устной). Можно рассказать об авторе, об истории создания, - да иного произведения; можно подойти с другой стороны—осветить морально-этическую проблему, поставленную в книге. Обычно мы даем краткий вопросник, помогающий уча­щимся в процессе чтения заострить свое внимание на важных для обсуждения вопросах. Едва ли не самым трудным бывает орга­низовать обсуждение таким образом, чтобы оно прошло активно, естественно, живо и чтобы учащиеся не просто пели дифирамбы пи­сателю, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задава­ли вопросы. Мы не видим ничего неудобного и неприличного в том, что учащиеся на читательской конференции выступают с кри­тикой данной книги или отдельных ее элементов.

Чаще всего проводятся читательские конференции с участием авторов. Это, естественно, усиливает интерес ребят. Но далеко не все школьники отваживаются выступать в присутствии автора, да еще если с критикой. Многие смущаются, не находят нужных слов, тем более что аудитория реагирует очень непосредственно. Поэто­му в старших классах часто предлагаетсся изложить свое мнение в письменном виде—написать сочинение. Потом наиболее удач­ные работы кладутся в основу устных выступлений. Сочинения иногда заранее показывается автору: это дает ему возможность по­строить свое выступление с учетом мнений учащихся. Иногда ка­кой-либо отрывок из сочинения служит поводом для обсуждения в самом начале конференции.

Бывает, что некоторые отрывки из книги читаются вслух на уроке внеклассного чтения (в младших классах—почти всегда). Это также позволяет заострить внимание учащихся на наиболее важных эпизодах и проблемах.

Мы очень дорожим оригинальными суждениями, проявляю­щимися у учащихся в значительной степени на основе их личного, хотя и небольшого жизненного опыта, и стараемся подобные суждения поощрять.

Разумеется, читательская конференция в младших классах имеет свои особенности, ее нельзя равнять с тем, что бывает в 8-10-х классах, тем более у взрослых. Здесь меньше моно­логических выступлений, в основном господствует беседа, а по форме она близка к уроку внеклассного чтения, хотя здесь было свыше двухсот ребят и обсуждение проходило в актовом зале. Урок -внеклассного чтения ведь тоже проводится по-разному: там на­ходят применение и доклады, и сообщения, и длинные высказы­вания, и возражения и т. д., что является как будто атрибутом читательской конференции. А, может быть, урок внеклассного чтения—это и есть читательская конференция, но в миниатюре? Важнее главное: обсуждается книга, и в процессе обсуждения осуществляется «понимание идейного содержания, даются эстети­ческие оценки, происходит влияние литературы на людей» т. е. то, что О. И. Никифорова называет в качестве важнейших компонентов, составляющих восприятие художественной ли­тературы.

В читательской конференции имеются уже элементы диспута, но сам диспут как форма клубной работы сложнее, потому что обсуждается не только и не столько одно литературное произве­дение, сколько проблема, имеющая всеобщее значение, скажем, и для развития литературы или каких-либо ее жанров, и для ха­рактеристики современного этапа этого развития, и для выявления критериев оценки литературы, и для воздействия литературы на читателя. Особенностью диспута является то, что он не может проводиться ни в виде ряда подготовленных заранее докладов (это конференция), ни в виде вопросов и ответов (это беседа).

Диспут предполагает цепь устных выступлений, каждое после­дующее из которых в чем-то оспаривает предыдущее.

Диспут также требует подготовки, но глубоко индивидуальной:

продумывания поставленных заранее вопросов, перечитывания обсуждаемых произведений, подбора примеров. В то же время в процессе диспута многие выступают экспромтом, не настроенные заранее говорить, а просто задетые за живое, втянутые в разго­вор. Эти выступления отличаются искренностью, волнением, иногда горячностью и довольно часто—крайностями, которые побуждают других возражать. Диспут интересен своим живым процессом, спором, убежденностью, и вот этой своей непосред­ственностью, естественностью он способен привлечь к литературе во много раз успешнее, чем «правильные» лекции.

Приведем пример диспута о современной поэзии, который может организован советом клуба совместно. Диспут назывался «Стихи и ты». Ему пред­шествовала реклама и анкета со следующими вопросами:

1. Назовите трех любимых поэтов.

2. Назовите трех любимых современных поэтов.

3. Какие современные поэты вам не нравятся и почему?

4. Ваше любимое стихотворение.

5. Почему оно любимое?

6. Что именно нравит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: