Советы родителям гиперактивных детей




 

Прежде всего, при подозрении гиперактивности у ребенка необходимо получить консультацию специалистов: невролога, психиатра, нейропсихолога. Недопустимо устанавливать диагноз самостоятельно или на основании чьих-то слов.

От СДВГ можно избавиться! Но для этого нужна грамотная комплексная коррекция. Обычно она включает:

- Прием препаратов. Медикаментозная поддержка очень важна для детей с гиперактивностью. Различные препараты помогают отрегулировать возбудимость, справиться с напряжением, улучшить концентрацию внимания. В лечении СДВГ применяются психостимуляторы, модулятор «Атомоксетин», ноотропы, анксиолитики, центральные α2-стимуляторы.

- Занятия с медицинским психологом. Коррекция поведения проводится сначала индивидуально, а затем в группах. С виду занятия напоминают игры. Но они имеют цель не развлечения, а улучшения самоконтроля, повышения внимательности, усидчивости. Ребенок учится взаимодействовать с самим собой и другими людьми, выражать свои чувства и эмоции в приемлемой форме.

- Домашняя работа. Обязательными являются домашние занятия с детьми – игры, общение и соблюдение особых правил воспитания. Для избавления от гиперактивности важен благоприятный микроклимат в семье.

 

Как вести себя?

 

Нередко родителям советы психолога кажутся неприемлемыми и странными. Они думают: «Нужно быть строже с ребенком, и тогда его поведение исправится». Ни строгость, ни наказания не работают с гиперактивными детьми.

При всем желании ребенок физически не может сидеть на месте и сосредоточенно заниматься.

Чем раньше родители это поймут и примут, тем скорее произойдут позитивные изменения. Понимание особенностей гиперактивности позволит уйти от раздражительности по отношению к ребенку.

Он не воспринимает критику и не понимает причину наказаний. Жесткость вызывает озлобленность и желание отомстить.

Важно вести себя дружелюбно. Когда к гиперактивным детям обращаешься ласково, они тебя слышат. Участие, уважение, поощрение, вежливые просьбы и напоминания – это то, что поможет добиться результата.

Как воспитывать?

 

Самые главные рекомендации для родителей ребенка с СДВГ – стать помощниками и сопровождающими. Наиболее серьезной его проблемой является низкий самоконтроль и слабая волевая саморегуляция. Он не может сосредотачиваться на поставленных задачах, отвлекается, не способен сдерживаться в конфликтной ситуации.

Родителям нужно взять функцию контроля на себя.

Как воспитывать – 5 главных правил:

1) Оставайтесь поблизости, когда ребенок выполняет домашнее задание. Перепроверьте вместе, все ли он сложил в портфель. Напоминайте, что ему нужно сделать.

2) Всей семьей разработайте режим дня и неукоснительно его соблюдайте.

3) Отдайте ребенка в спортивную секцию. Умеренные физические нагрузки помогут ему использовать двигательную активность с пользой. Однако это не должен быть профессиональный спорт с частыми тренировками. При гиперактивности рекомендуется плавание, пеший и водный туризм, катание на коньках, лыжах.

4) Установите рамки дозволенного поведения. У ребенка должно быть четкое понимание, что делать можно, а что нельзя. Старайтесь сильно его не ограничивать. Запрещайте только то, что действительно вредит ему и окружающим.

5) Обеспечьте спокойный ритм жизни. Волнительные события, конфликты, переезды, избыток дополнительных занятий будут приводить к повышенному возбуждению. В таких ситуациях важно успокоить ребенка и помочь ему преодолеть это состояние.

Не нужно беспокоиться, что ребенок такими темпами никогда не научится самостоятельности. При СДВГ часто наблюдается нарушение функции лобных долей головного мозга. Именно они отвечают за саморегуляцию и самоконтроль. С возрастом головной мозг развивается. Гиперактивные дети становятся способны контролировать себя чуть ближе к подростковому возрасту.

Как успокоить?

 

Дети с гиперактивностью легко возбуждаются и тяжело успокаиваются. Они могут подолгу истерить, кричать, ломать вещи, бегать и прыгать. В такой ситуации важно не ждать, пока ребенок «выплеснет эмоции», а сразу же его успокоить:

- Тихим голосом и доброжелательным тоном спросите, что случилось и почему он так себя ведет?

- Найдите решение проблемы, если ребенок поделился тем, что его беспокоит.

- Переключите внимание на что-то увлекательное, но расслабляющее. Например, предложите игрушку антистресс. Или прием горячей ванны с пеной.

- Попросите выпить стакан воды во время истерики. Когда человек пьет, он автоматически успокаивается.

- Обнимите ребенка и уделите ему внимание. Спросите, чем бы он хотел заняться вместе с вами?

С бурным поведением можно справиться. Для этого ребенка нужно учить выражать свои чувства и эмоции в приемлемой форме с помощью игр.

Например:

1 «Цветные ладошки». Вырежьте из цветного картона 3 ладошки: красного, желтого и синего цвета. Расскажите ребенку правила игры. Когда вверх поднята красная ладошка, можно шуметь, кричать и бегать, желтая – нужно вести себя тихо, как мышка, и говорить только шепотом, синяя – следует замереть на месте. Меняйте ладошки каждые 10–15 секунд. Когда ребенок привыкнет, время действия каждого сигнала можно будет увеличить.

2 «Искорка доброты». Попросите ребенка закрыть глаза и представить, как тепло его дыхания зажигает в ладошках теплую и ласковую искорку доброты. Предложите ему подуть на нее и послать всем тем, кого он любит.

Больше полезных рекомендаций по коррекции поведения и воспитанию детей с гиперактивностью можно найти в книгах:

- Р. Баркли, К. Бентон «Ваш непослушный ребенок»;

- Е. Мурашова «Дети-тюфяки и дети-катастрофы».

В какой-то степени непослушание, упрямство и бьющая через край энергия являются абсолютно нормальными и естественными для детей. Нужно отличать активного ребенка от гиперактивного. Без медицинского обследования не обойтись. Только после постановки диагноза можно будет помочь малышу. В большинстве случаев гиперактивность и СДВГ относительно легко и быстро корректируются. Но работа предстоит огромная. Прежде всего, со стороны родителей. Придется в корне поменять свои представления о воспитании и взаимодействии с ребенком. Это самое важное.

В комплексе с медикаментозным лечением и систематическими занятиями с психологом родительские старания принесут плоды уже в течение 2–3 недель. Но об устойчивом результате можно будет говорить спустя 6–18 месяцев.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гиперактивность - не просто синдром, она является одним из компонентов психофизиологического расстройства, то есть у малыша помимо повышенной активности наблюдается проблемы со вниманием.

Кроме того необходимо помнить, что синдром гиперактивности может быть сам симптомом органических заболеваний мозга, таких как нейроревматизм, энцефалит итп.

Гиперактивные дети не усидчивы, импульсивны, невнимательны и могут быть драчливыми.Родителям таких малышей стоит запастись терпением: в таком поведении ребенка нет злого умысла.

Кроме того гиперактивные детки должны обязательно находится под контролем врачей и при необходимости проходить необходимое лечение, которое включает в себя комплекс мер: четкий распорядок дня, ЛФК, при необходимости диета, психотерапия, чтение сказок, аутотренинги (для детей постарше), нередки случаи, когда для лечения синдрома показана и медикаментозная поддержка.

Однако, если это состояние запустить, да еще и подкрепить неправильным подходом к воспитанию таких деток (постоянная критика, крик, ссоры, физические наказания), в результате можно получить довольно агрессивно-настроенного взрослого, вылечить которого будет очень проблематично.

Комплексный подход к решению данной проблемы заключается не только в посещении врачей и приему препаратов, но и в правильной атмосфере, которая царит в семье.

Гиперактивные дети очень чувствительны к эмоциям и не чувствительны к наказаниям и порицаниям, именно поэтому таким малышам не рекомендуется говорить «Нельзя», «Перестань» итп. Лучше переключите его внимание на что-то другое (разумеется, положительное), дать ребенку «показать себя» и после обязательно похвалить.

Все дети любят играть, а гиперактивные тем более, только предпочитают, как правило, очень шумные.Старайтесь сочетать их с играми, в которых прописаны четкие правила, начните с самых простых и постепенно усложняйте. Это поможет ребенку научиться держать несколько целей в голове одновременно.

Для совсем маленьких детей рекомендуется использовать игры с четкими правилами передвижения предметов с места на место.Самое главное - это постановка речи не «принеси маме мячик», а «дай маме в руки красный мячик».Добившись правильного результата правила можно усложнить: попросить принести 2 мячика и маме, и папе.

Гиперактивного ребенка очень важно хвалить после любой проделанной работы, обязательно хвалите малыша, даже если успех незначителен и не ругайте за ошибки.Можно завести специальный дневник успехов ребенка и вести его совместно с малышом.

И помните, гиперактивный синдром пройдет с годами, а воспоминания о добрых, любящих, понимающих (а не вечно кричащих) родителях, которые поддерживали ребенка в сложные периоды его жизни навсегда останутся в памяти.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афонина А. В., Груздева Н. В. «Пойми меня и действуй правильно!»: Методическое пособие для психологов, педагогов и родителей - Иваново, 2005.

2. Байярд Робертт., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с анг. - Москва.: Просвещение, 1991. - 224 с.

3. Безруких М. М. Ребёнок - непоседа. - Москва., 2001. – 63 с.

4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - Москва.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96 с.

5. Бурменская Г. А., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - Москва.: Изд-во МГУ, 1990. - 158 с.

6. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. - Москва., 1982. - 101 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: