КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Семейная педагогика и психология»
на тему: «Воспитание в семье гиперактивного ребенка»
Выполнила:
студент группы ПФЗ – 10219 М. С. Кузнецова
Направление 44.03.02 «Психолого – педагогическое образование»
Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»
Проверил:
канд. пед. наук, доцент С. В. Еманова
Курган, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
1. Гиперактивность – синдром дефицита внимания и гиперактивности? | |
2. Проявления гиперактивности у детей | |
3. Причины гиперактивности | |
4. Советы родителям гиперактивных детей | |
4.1. Как вести себя? | |
4.2. Как воспитывать? | |
4.3. Как успокоить? | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ
Гиперактивность - не просто синдром, она является одним из компонентов психофизиологического расстройства, то есть у малыша помимо повышенной активности наблюдается проблемы со вниманием.
Гиперактивный ребенок заметно отличается от своих сверстников. Но это не значит, что он плохой. Важно с пониманием относиться к его особенностям.
Тема гиперактивности сложная и неоднозначная. Вокруг нее витает много мифов и заблуждений. Даже врачи не всегда имеют верное представление, не говоря уже о педагогах и родителях.
Что такое гиперактивность, как вести себя с такими детьми, как воспитывать? Предлагаем раз и навсегда закрыть для себя эти вопросы.
Гиперактивность – синдром дефицита внимания и гиперактивности?
Сегодня всех детей, которые не сидят на месте и не слушаются, принято называть гиперактивными. Это не совсем верно. Термин не должен ассоциироваться с любыми отклонениями в поведении. С медицинской точки зрения, гиперактивность является заболеванием, которое имеет совершенно четкое определение.
Гиперактивность – это патологическое состояние, при котором двигательная активность является неадекватной и непродуктивной.
СДВГ – это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Заболевание относится к психиатрическим и кодируется в МКБ–10 F90.0 «Нарушение активности и внимания».
По сути, СДВГ объединяет в себе два синдрома. Иногда гиперактивность встречается сама по себе. Так же, как и дефицит внимания. Некоторые исследователи подвергают сомнению такое объединение. Но на сегодняшний день существует один диагноз – СДВГ. Стоит признать, чаще у детей диагностируют оба синдрома сразу, но в разной степени выраженности.
Проявления гиперактивности у детей
Частые беспокойные движения конечностями, бесцельная активность (бездумное метание по комнате, беготня) – главные признаки гиперактивности у детей. Они постоянно спешат, что также проявляется в излишней болтливости. С возрастом проявления гиперактивности усиливаются и достигают пика к школьному возрасту. К 6–7 годам появляются вторичные нарушения поведения – трудности общения с другими людьми, плохая успеваемость.
Хотя диагноз «СДВГ» не ставят до 5 лет, предпосылки к нему можно обнаружить значительно раньше:
Возраст ребенка | Преобладающие симптомы |
Новорожденный ребенок | Мало и плохо спит, тяжело засыпает. Чрезвычайно чувствителен к внешним раздражителям: шуму, свету, жаре, холоду. Часто и громко плачет, дергает ручками и ножками. |
В 6 месяцев | Делает успехи в физическом развитии: сидит, ползает или иным способом передвигается. Кажется, что он развивается быстрее сверстников. При этом легко раздражается, бросает игрушки, кричит. Надолго ничем не заинтересовывается и на месте не сидит. |
В 8 месяцев | Предпринимает активные попытки ходить. Часто падает и набивает шишки. Криклив. Игрушки скорее разбрасывает, чем играет ими. В гулении нет четких слогов. |
В 2 года | Ребенок отстает в речевом развитии: плохо и мало говорит, предпочитает общаться жестами, звуками и криком. Его можно охарактеризовать как неусидчивого, неловкого. |
В 3 года | Отличается непослушанием. Часто, кажется, что ребенок не слышит замечаний. Не может соблюдать нормы поведения в общественных местах и детском саду. В коллективе вступает в драки, забирает и ломает игрушки. На занятиях не может сидеть на месте. |
В 4 года | Становится неуправляемым. На ограничения и запреты не реагирует. Не умеет контролировать агрессию: кусается, толкается и дерется. Не сидит на месте даже во время чтения книжек и просмотра мультфильмов. |
В 5 лет | Не любит спокойные занятия: рисование, игры с конструктором, чтение книг. С трудом засыпает, нарушает дисциплину. Если что-то не получается, бурно реагирует и психует. Речь зачастую требует коррекции логопедом-дефектологом. |
В 6 лет | Испытывает сложности в обучении. Невнимательный, забывчивый. Все время пребывает в движении. Болтливый. Задает много вопросов, но не дослушивает ответы и перебивает. |
В 7 лет | Несмотря на прекрасный интеллект, сильно отстает в учебе. На уроке не может усидеть на месте. Невнимательный, теряет и забывает личные вещи. Могут наблюдаться: энурез, нервный тик, головные боли. |
Причины гиперактивности
Гиперактивность – многофакторное заболевание. Главной причиной считается отягощенная наследственность. По разным данным, генетическая предрасположенность играет ключевую роль в 40–75% случаев. Предполагается, что к СДВГ приводит мутация генов, регулирующих дофаминовый обмен (D4, D2 рецепторов) и транспорт дофамина.
Наряду с генетическими выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы, повышающие риск СДВГ:
- социальное неблагополучие семьи;
- серьезные конфликты родителей;
- криминальное окружение;
- курение, прием токсичных препаратов и употребление алкоголя матерью во время беременности;
- гипоксия плода; асфиксия новорожденного;
- родовые травмы.
Причины гиперактивности не до конца изучены.